Остров Сахалин. VII. Анива. Гора Крузенштерна.

16.08.16

Начало пути – 8:43, высота 100 м.
Конец пути – 17:04, высота 1 м.
Пройдено за день с грузом: 5,75 км.
Пройдено в радиальном маршруте налегке: 9 км.

Вид с вертолётной площадки

Вид с вертолётной площадки у г. Крузенштерна. Слева - залив Анива, справа - Охотское море.

Карта маршрута 16 августа

Карта маршрута 16 августа. Красная линия - наш путь с грузом. Большие красные кружки - места ночёвок в долине р. Чайка и неподалёку от устья р. Мелкая. Маленький красный кружок - место обеда на берегу безымянного ручья. Оранжевая линия - наш путь налегке на г. Крузенштерна и обратно.

Примятый бамбук

Примятый бамбук на месте палатки.

Покинув коварную бамбуковую поляну, мы продолжили подъём на перевал (высота 220 м) через Тонино-Анивский хребет, идущий по осевой линии одноимённого полуострова. По плану у нас была радиалка на г. Крузенштерна, откуда должен открываться отличный вид. Правда, лишь в случае хорошей погоды. Вроде бы с утра погода начинала налаживаться, дождя уже не было, но периодически мы оказывались внутри очередного облака. Лезть же наверх в хмарь смысла не было.

Заросли бамбука на перевале

Заросли бамбука на перевале.

Проблемой были наши рюкзаки: оставлять их просто так было боязливо, причём не из-за людей, а из-за медведей, вполне способных позаимствовать наши припасы за время отсутствия. Потому первый крутой подъём от перевала (его седловина намного ниже средней высоты хребта и тем более г. Крузенштерна, возвышающейся на 671 м) мы совершили со всем грузом. Наверху стояла брошенная техника, на крышу которой мы и подняли свои вещи, после чего идти стало заметно веселей.

Вид на залив Анива

Вид на залив Анива.

Облака позади нас

Облака позади нас.

Здесь мы оставили рюкзаки

На крыше этой техники мы оставили рюкзаки.

Гора Крузенштерна

Гора Крузенштерна прячется в облаке.

Погода окончательно двинулась в сторону улучшения. С каждой сотней метров виды впереди и позади нас менялись, радуя глаз и согревая душу – с обеих сторон простирались бескрайние морские просторы.

Вид сверху на оставленные рюкзаки

Вид сверху на оставленные рюкзаки.

Бежит дорога всё вперёд

Бежит дорога всё вперёд...

Склоны хребта

Спускающиеся к заливу Анива склоны Тонино-Анивского хребта.

Дорога по водоразделу

Дорога по водоразделу.

Долина р. Павловка

Долина р. Павловка.

Тонино-Анивский хребет

Тонино-Анивский хребет.

На г. Крузенштерна раньше стояла большая воинская часть. После перестройки в течение полутора десятков лет всё было заброшено, а сейчас там снова действующий радиолокатор погранцов. Потому собственно на вершину мы не поднимались, ограничившись её подножием с вертолётной площадкой (высота 620 м). Красивые виды омрачались лишь тоннами металлического мусора, оставленного вояками: в основном это были бочки, сброшенные с хребта в распадок восточного склона, но попадались и остатки тяжёлой техники. Пришли мы туда очень вовремя – только успели пофотаться и поглазеть по сторонам, как со стороны Охотского моря снова пришло облако, напомнив нам о недавнем походе по Тункинским Гольцам.

Ржавеющие машины

Ржавеющие машины.

Г. Анива в облаке

Г. Анива в облаке.

Кедровый стланик

Кедровый стланик.

Побережье залива Анива

Побережье залива Анива. В левой части кадра видна рыболовная сеть в форме прямоугольной ячейки.

Катя на фоне залива Анива

Катя на фоне залива Анива.

Красника

Красника (клоповка).

Облака с Охотского моря переваливают через Тонино-Анивский хребет.

Локальная гора

Локальная гора.

При подготовке к поездке я интересовался у сахалинских туристов, нельзя ли с г. Крузенштерна спуститься к побережью напрямую – не хотелось туда-сюда ходить. Мне ответили, что подобные прецеденты им неизвестны, и советовать пробовать они бы не стали. Глядя на поросшие бамбуком склоны, я мысленно поблагодарил их за полезный совет (позже, когда мы шли вдоль сплошных обрывов и наблюдали реки, стекающие к устью водопадами, мудрость совета в моих глазах только возросла). Отказавшись от сомнительных экспериментов, мы вернулись к рюкзакам, забрали их, спустились к перевалу, и пошли по дороге, спускавшейся к безымянному ручью, стекающему уже по западному склону полуострова. По пути видели незаросшую площадку – жаль, что мы вчера про неё не знали – место для ночлега было бы отличное. Чуть ниже дорога пересекала ручей, и мы остановились на обед, заодно развесив вещи на просушку, необходимую после ночного дождя.

Автор среди местных трав

Автор среди местных трав.

Обед и посушилки

Обед и посушилки. Мама приближается к ручью.

Сразу за ручьём дорога раздваивалась. Левая, ведущая к заброшенной воинской части, нас не интересовала, мы пошли по правой, уходящей вниз по течению ручья. К нашему огорчению, дорога вскоре кончилась, перейдя сначала в тропу, которая не замедлила спуститься в русло ручья. Вот по нему-то и пришлось спускаться. Крутые перекаты и небольшие водопады чередовались с более пологими участками. Совсем уж непроходимые места обходились по склону – в отличие от большинства других ручьёв, здесь они были не такими отвесными. Путь заметно осложнялся сонмищем бочек, сброшенных в прежние годы военными в этот распадок. Вроде бы местами по ним и удобнее было, но за долгие годы металл проржавел, и наступать на них стало откровенно опасно.

Ручей и бочки

Ручей, заваленный бочками, по которому мы спускались к заливу.

Спустившись к заливу Анива, мы обнаружили, что на этом побережье следов машин нет. Значит, сделали мы вывод, на этом берегу прижимы непроезжие. Позже выяснилось, что дело не только в прижимах, но и в ином характере берега – вместо непрерывного пляжа восточного берега, с этой стороны часты были каменные участки, представленные, как неокатанными глыбами из разрушенных скал, так и окатанных морем валунов.

Вид на север

Вид на север.

Вид на юг

Вид на юг.

Скальный склон

Скальный склон.

Ручей

Ручей.

Недалеко от ручья стояла группа туристов. Времени до вечера у нас ещё было достаточно, и мы, желая с одной стороны поставиться более уединённо, а с другой, пройти какой-то участок в сторону м. Анива, пошли по побережью. Пляж постепенно сужался, а затем и вовсе сменился огромными валунами, где никакого места под палатку не наблюдалось. Так мы прошли мимо р. Водопадная, миновали р. Мелкая, за которой и нашли небольшой пляж. Место для ночёвки было откровенно неудачным: было понятно, что в случае шторма вода будет захлёстывать до самых склонов. Но шторма вроде как не ожидалось, потому, понадеявшись на авось, мы не стали искать иных мест.

Прибрежные скалы

Прибрежные скалы.

Водопад на р. Мелкая

Водопад на р. Мелкая.

Если же исключить потенциальную опасность, там было просто здорово: неподалёку – красивый водопад на Мелкой, вода в заливе Анива заметно теплее, чем в открытом Охотском море. Даже удалось поплавать, а не просто побултыхаться. По ощущениям температура воды была 17-19 градусов. А вечером склоны красиво подсветились закатным солнцем.

Скалы в лучах заката

Скалы в лучах заката.

Берег

На снимке видно, как небольшой пляж выклинивается на нет.

Мимо нас проплыл турист на байдарке, поинтересовавшийся, почему мы выбрали такое странное место для ночёвки. Затем со стороны м. Анива показался парень из Белоруссии, уже с полмесяца путешествующий по Сахалину. Он уже побывал на самой южной оконечности острова – м. Крильон, сегодня сбегал до маяка. От него мы узнали, что где-то поблизости «сразу за мысом Слюда» находится рыбачий стан, возле которого последнее место для палатки – дальше береговая полоса сужается, и до самого маяка на мысу ночевать негде. Это было очень ценной информацией, так как по плану мы собирались идти со всеми вещами километров 6-7, откуда уже думали сходить до маяка налегке. То-то нас бы сюрприз неприятный ждал. Решили, что на следующий день идём до стана, там ставимся и, если позволяет погода, идём в радиалку до маяка на м. Анива.