Ноябрь 2017
      1 2 3 4
26 27 28 29 30

15 перевалов. VIII. Речные каньоны.

30.07.16

Начало пути – 8:40, высота 2092 м, расстояние до конца маршрута 92,5 км.
Конец пути – 17:21, высота 2168 м, расстояние до конца маршрута 81,5 км.

Двойной водопад

Двойной водопад на Архате.

Карта маршрута 30 июля

Карта маршрута 30 июля. Красная линия - наш путь. Большие красные кружки - места ночёвок у разлива Архата и в верховьях Левого Зун-Гола. Маленький красный кружок - место обеда в ущелье Зун-Гола.

Ниже места нашей ночёвки вниз по Архату тропа есть, как на левом берегу, так и на правом. В 2009 году я пошёл левым берегом (просто не зная о другой тропе). Тропа там торная, сбиться сложно, но в районе устья Зун-Гола она проходит слишком высоко над рекой, а спускается к воде лишь через несколько километров. А т.к. нам следовало уходить вверх по Зун-Голу, то мы пошли правым берегом. Заодно были вознаграждены видом водопада, в каньоне Архата.

Водопад

Водопад.

Архатский каньон

Архатский каньон.

Вскоре мы вышли на магистральную тропу с Хубытского перевала. Видели 2 палатки туристов, а вскоре ещё одну – уже местного жителя. Удивительно, но людей нам не встретилось ни там, ни там, так что череда дней, когда мы не встречали ни одного человека, не прервалась.

Два километра вниз по Архату - и мы свернули с основной тропы, срезав стрелку Архата и Зун-Гола. Спуск к последнему проходит по осыпи, снизу вообще не выглядящей как тропа. Это была самая нижняя точка пути на тот день (высота 1790 м).

Спуск тропы к Зун-Голу

Спуск тропы к Зун-Голу.

Первые километры пути по Зун-Голу вымотали нас изрядно: река течёт в узкой долине, прижимы то с одного берега, то с другого, приходилось часто бродить. Вода была выше сапог, так что это каждый раз разуться, снять носки, вытащить стельки, надеть сапоги, перейти реку, провести процедуру в обратном порядке.

На зунгольском берегу

На зунгольском берегу.

Первый прижим

Первый прижим.

Кусочек отвалился

Кусочек отвалился.

В каньоне Зун-Гола

В каньоне Зун-Гола.

Пообедав, мы вылезли по крутому склону на левый берег реки. Не скажу, что там сильно удобно идти было, но точно лучше, чем броды. К тому же, вскоре, ущелье всё равно становится непроходимым из-за водопада. С другой стороны, ниже по течению подниматься на борт долины смысла не имеет: левые притоки Зун-Гола прорезают склон каньонами с отвесными стенками, пройти там невозможно.

Водопадик

Водопад на ручье, впадающем в Зун-Гол.

На точке слияния Правого и Левого Зун-Голов пришлось побегать, чтобы понять, как идти дальше: по левому берегу, на котором мы находились тропы не было; по реке идти было невозможно – это были бы уже не броды, а просто путь по руслу; оказалось, что тропа идёт по правому берегу, начинаясь чуть выше стрелки, своротом от более торной тропы вдоль Левого Зун-Гола. Забравшись высоко вверх, мы обошли вышеописанное сужение Левого Зун-Гола, после чего сбросили почти всю набранную высоту: тропа спустилась к реке и потерялась. Какое-то время мы шли вдоль водного потока, но затем пришлось ещё раз подниматься на правый берег, через полкилометра спускаться к реке, чтобы подняться на левый берег. Так, когда мы наконец-то добрались до места ночёвки, умотались мы не меньше, чем после серьёзного перевала, а перевалов-то в этот день и не было.

Верховья Зун-Гола

Верховья Зун-Гола.

Палатка

На следующий день нам было идти по этой долине.

Кажется дождь собирается

Кажется, дождь собирается.

Вечером налетела вторая сильная гроза за поход. Порывы ветра были мощнее, чем под перевалом Птичий, нам даже пришлось на время скрутить спальники и надеть непромокаемую одежду: сильными порывами капли пробивали сквозь продухи во внешнем тенте, протекая затем внутрь. Даже полное закрытие вентиляции не помогло. К счастью, гроза продолжалась всего полчаса и закончилась до темноты, потому было не так страшно, как в предыдущий раз.