15 перевалов. V. Связка трёх перевалов.

27.07.16

Начало пути – 9:00, высота 2440 м, расстояние до конца маршрута 119 км.
Конец пути – 14:00, высота 2530 м, расстояние до конца маршрута 115 км.

В облаках

В облаках.

Карта маршрута 27 июля

Карта маршрута 27 июля. Красная линия - наш путь. Красные кружки - места ночёвок в долине Зун-Гола и на берегу озера в истоках Ара-Ошея.

Глубокой ночью, когда уже давно прекратился дождь, я проснулся от шуршания в тамбуре палатки. Шуршание вскоре дополнилось чавкающими звуками. Я выглянул в тамбур, посветил фонариком и никого не увидел. Проверив, хорошо ли завязан рюкзак, и убедившись, что ничего доступного из припасов в тамбуре нет, я успокоился и продолжил спать. Лишь утром я обнаружил неприятный сюрприз: пищуха крепко погрызла темляк одной из палок, и утащила оттуда мягкий материал себе в нору. Вот не везёт мне последнее время с трекинговыми палками: в Новый 2015 Год при спуске с пика Любви был потерян наконечник почти новой палки, затем в апреле мы были вынуждены оставить палки в Непале, улетая рейсом МЧС, в августе в первый день экспедиции в долину Вулканов я классически сломал одну из палок, удержавшую меня от падения, и вот опять: новые палки – и новые неприятности.

Погода с утра была неопределённой. Высыпавшие на небосклон звёзды к утру модифицировались в низкую облачность, бродившую по окрестным хребтам. Казалось, что вот-вот, и всё это счастье выльется в капитальный дождь. Дождь днём действительно начинался неоднократно, но достаточно быстро и заканчивался, а сопровождавший его лёгкий горный ветерок в течение нескольких минут высушивал камни.

Подъём к перевалу Киевский (1А, высота 2810 м) был необычен: практически до самой седловины мы шли вдоль ручья по несложным каменным осыпям, а иногда и по камням в самом русле. На ручье не было сбросов, водопадов, ущелий. Да и финальная сотня метров до перевала трудности не представляла.

Ручей с перевала Киевский

Ручей с перевала Киевский.

Перевал Киевский

Перевал Киевский.

С обратной стороны, однако, перевал много интересней, и изначально даже имел категорию 1Б – это если лезть на него со стороны Эхе-Булная «в лоб». Однако туристы с тех пор ходят не напрямую, а траверсом по скальной полке, что и понизило его категорию.

Долина Эхе-Булная

Долина Эхе-Булная с перевала Киевский.

Но нам даже и по этой полке идти не надо было: от Киевского перевала, обогнув небольшую вершину слева, мы сначала по гребню, затем по склону по скользким каменным плитам, затем снова по гребню вышли к Эхебулнайскому перевалу (1А, высота 2858 м) а от него, траверсируя с небольшим подъёмом очередной склон, поднялись на самый высокий за весь поход перевал – Самарский (1А, высота 2897 м).

Траверс между Киевским и Эхебулнайским

Траверс между Киевским и Эхебулнайским.

Вид с траверса на Самарский

Вид на Киевский и Эхебулнайский перевалы с траверса на Самарский.

Склон под Самарским перевалом

Склон под Самарским перевалом.

Катюха на склоне

Катюха на склоне.

Перевал Улан-Дабан

Перевал Улан-Дабан, в 2009 году в верховья Ара-Ошея я пришёл через него.

Снежник

Снежник и множество проток.

Взгляд назад на Самарский перевал

Взгляд назад на Самарский перевал.

Ай да мы!

В камнях уже шумит ручей

В камнях уже шумит ручей.

Превращение

Превращение горного ручья в равнинный.

На ручье, текущем от подножия перевала Самарский, плоские болотистые участки, где вода растекалась неглубокими озерками размерами до 20-30 метров, чередовались с каскадами водопадов с несложным обходом по близлежащим склонам. Очередной каскад вывел нас к озеру, из которого вытекает одна из крупнейших рек Тункинских Гольцов – Ара-Ошей. Длина озера – 370 метров, ширина – от 170 до 220 метров. Высота над уровнем моря – 2530 метров. С двух сторон в него спускаются окрестные склоны, с двух остальных озеро ограничено скалами, плоскими от воздействия ледника, высотой 10-15 метров. При этом, с южной стороны за скалами – крутой спуск к ручью – притоку Ара-Ошея, протекающему в 120 метрах ниже. А сам Ара-Ошей начинается круто падающим в узком распадке потоком, сбрасывая за первый километр 300 метров высоты. На берегу этого озера мы и устроили единственную за поход полуднёвку. Кстати, это была самая высокая на нашем маршруте ночёвка.

Озеро, из которого вытекает Ара-Ошей.

После обеда, чтобы не заскучать, я прогулялся вокруг озера, заодно определив, как с него удобней уходить на следующий день.

Устье ручья - основного притока озера

Устье ручья - основного притока озера.

Бассейн

Бассейн для прогрева воды, сделанный кем-то ранее.

Сломанная лыжная палка

Сломанная лыжная палка - в Тункинских Гольцах случаются и зимние походы.

Исток Ара-Ошея

Исток Ара-Ошея.

Долина Ара-Ошея

Долина Ара-Ошея.

Верховья Ара-Ошея

Верховья Ара-Ошея.

Пока мы были на озере, через главный водораздельный хребет из Тункинской долины сумрачно переползали облака, периодически выливаясь дождём.

Неумолимое наползание облаков.

Но к вечеру вся хмарь куда-то уползла, сделав озеро ещё прекрасней.