15 перевалов. IV. Дневные коровы, ночная гроза.

26.07.16

Начало пути – 8:27, высота 2190 м, расстояние до конца маршрута 130 км.
Конец пути – 18:05, высота 2440 м, расстояние до конца маршрута 119 км.

Облака над Зун-Голом

Облака над Зун-Голом.

Карта маршрута 26 июля

Карта маршрута 26 июля. Красная линия - наш путь. Большие красные кружки - места ночёвок в долинах Хото-Гола и Зун-Гола. Маленький красный кружок - место обеда на берегу Ара-Хонголдоя.

Утром мы обнаружили два факта: позитивный: что нас за ночь не смыло с острова, негативный: дыма стало ещё больше, чем в предыдущий день.

Жёлтые маки

Жёлтые маки.

До первого на сегодняшний день перевала (Хотогол, н/к, высота 2430 м) было чуть больше километра. Правда, перевальный взлёт был достаточно крутым.

Сам перевал плоский, и всего на несколько метров ниже него лежит озеро.

Катя на перевале Хото-Гол

Катя на перевале Хото-Гол.

Озеро в верховьях Хото-Гола

Озеро в верховьях Хото-Гола.

Озеро на перевале Хото-Гол

Озеро на перевале Хото-Гол.

Спустившись ниже к правому притоку Убур-Хонголдоя, мы увидели ещё более явственные следы наводнения полумесячной давности. Было очевидно, что небольшой, в настоящее время, ручей во время паводка был непреодолимой стихией.

Белые скалы в верховьях Убур-Хонголдоя

Белые скалы в верховьях Убур-Хонголдоя.

Район Хонголдойского перевала и одноимённого озера – стандартное место выпаса коров и коней жителями улуса Хойто-Гол. Коровы очень внимательно смотрели, как мы приближаемся к ним. Катя спросила: «А чего это они так на нас смотрят?». Но они не стали подпускать нас близко, а галопом рванули вдаль. Так как добежали они до реки, которую нам нужно было бродить, пришлось им бежать ещё раз, вернувшись по дуге на изначальное место выпаса.

Внимательно наблюдающие за нами коровы

Внимательно наблюдающие за нами коровы.

Бегущие коровы

Хонголдойский перевал (н/к, высота 2095 м) был самым необычным в нитке маршрута: к нему мы спускались, а от него – поднимались. Реки Убур-Хонголдой и Ара-Хонголдой у перевала меняют своё направление с широтного на меридиональное а перепад высоты между ними не превышает пятнадцати метров. Мы пришли к нему из верховий притока Убур-Хонголдоя и ушли в верховья Ара-Хонголдоя.

Пока мы обедали, дым незаметно рассеялся, и больше не появлялся до конца похода.

В верховьях Ара-Хонголдоя

В верховьях Ара-Хонголдоя.

Вершина над Ара-Хонголдоем

Вершина над Ара-Хонголдоем.

Путь вверх

Путь вверх.

Во второй половине дня в самых верховьях Ара-Хонголдоя мы наконец-то свернули с маршрута семилетней давности и, вместо перевала Девяти, что был справа по ходу, начали подъём на перевал Птичий (1А, высота 2790 м) напротив него.

Перевал Птичий

Перевал Птичий.

Перевал Девяти

Перевал Девяти.

Перевальный тур

Перевальный тур.

Вид с перевала Птичий на ГВХ Тункинских Гольцов

Вид с перевала Птичий на ГВХ Тункинских Гольцов.

Подъём ничем особым не выделялся, седловина была широкой и плоской. А вот спуск был гораздо более интересен: напрямую путь был невозможен – сбросы, логичным (и как потом оказалось единственно верным) было полого спускающимся траверсом уходить влево. Эта часть пути тоже была несложной. А вот затем мы вышли в узкий распадок, где скальные выходы чередовались крутыми (до 60-65 градусов) травянистыми склонами, перемежающиеся мелкой сыпухой. Более пологий участок каменной осыпи был ощутимо ниже. На этом неприятном участке ещё и, как по расписанию, начался дождь. Первые 5 минут мы даже не могли натянуть накидки на рюкзаки – просто негде было остановиться, чтобы их достать. Каменная осыпь, когда мы до неё добрались, оказалась с приколами. Кроме того, что она была крупноглыбовой, и в лабиринте камней не всегда с первого раза удавалось найти проход – то мешала широкая трещина, то высокий уступ, многие камни ещё и были «живыми» – ехать они особо не ехали, зато качались ощутимо, когда же под тобой резко накренивается метровая глыба, становится не по себе. Хорошо, хоть дождь закончился довольно быстро, и камни даже подсохли. Подножия перевала мы достигли лишь в шесть вечера – через полтора часа после начала спуска. За это время мы спустились на 320 метров, а по горизонтали прошли менее восьмисот!

Перевал Птичий

Перевал Птичий.

Верховья Зун-Гола

Верховья Зун-Гола.

Место для палатки мы выбрали относительно ровное, пусть и не горизонтальное. Зато хотя бы в максимально возможном удалении от склонов, так что падающие камни нам не угрожали.

Горизонт не завален

Горизонт не завален!

Мы успели поужинать без дождя, после чего небольшая капель шустро перешла в ливень, сопровождаемый шквальным ветром и грозой. Сразу стало неуютно: молнии, сверкая тут и там, наводили на мысль, как, наверное, притягательно для них смотрится палатка с металлическими дугами. Самый ближний удар был примерно в 400-500 метрах от нас. Во время порывов ветра капли дождя пробивали наружный тент, и внутрь попала мелкая невидимая морось, которая, однако, ощущалась и на лице, и на вещах. В промежутках между молниями наступала темнота, мы лежали в спальниках и боялись. Хорошо, что всё это закончилось в течение получаса. Не закончились неприятности этого места в целом, но мы узнали о неприятном сюрпризе лишь утром.