Mikka (mikka) wrote,
Mikka
mikka

15 перевалов. I. Наши пограничники - умные ребята.

23.07.16

Начало пути – 14:05, высота 1350 м, расстояние до конца маршрута 159 км.
Конец пути – 18:15, высота 2160 м, расстояние до конца маршрута 153 км.



Устьевая часть Хулугайши и Хурумы

Устьевая часть Хулугайши и Хурумы.



Карта маршрута 23 июля

Карта маршрута 23 июля. Красная линия - наш путь. Синий кружок - начало похода, красный кружок - место ночёвки в долине Хулугайши.


Чтобы попасть к началу маршрута мы в очередной раз воспользовались услугами Андрея Тарасова – лучшего, на мой взгляд, из иркутских водителей, занимающихся забросками. Общественным транспортом до начала маршрута доехать практически невозможно: из Иркутска самое дальнее до куда можно уехать – это Туран, что за полсотни километров до сворота с трассы. А единственное, что ходит через Монды (маршрутка Улан-Удэ – Орлик) нам никак не подходила. К тому же мы рассчитывали стартовать не от самой трассы, а проехать насколько можно дальше по степным/лесным дорогам, чтобы не идти с рюкзаками по неинтересному участку. Исходя из гугловских спутниковых снимков, мы могли подъехать почти 4 километра, а на более новых спутниках Яндекса появились лесовозные дороги, способные сократить свыше 6 км пешего маршрута. Но это – в теории.

Стартовав от дома в 8:10 утра, мы без проблем добрались до Тункинской долины, пообедали в кафе «Хал» на границе Бурятии, проехали, не останавливаясь мимо поста Тункинского нацпарка, помахав им рукой и, набрав несколько сот метров высоты, достигли сворота с автодороги Култук – Монды – Монголия. Хорошая степная дорога рванула резко вверх, и вскоре перед нами раскинулся красивый вид устьевой части рек Хулугайша и Хурума (заглавный снимок). Судя по навигатору, наш путь в точности совпадал с нарисованным по спутниковому снимку треку. Однако через какое-то время начался крутой подъём, как нам казалось по единственной дороге. Но спутники чётко указывали нам, что путь неверен. Пришлось развернуться. Выяснилось, что мы проскочили развилку, т.к. нужный сворот порос высокой травой. Это была старая дорога, шедшая поверху до прокладки современной по Иркуту, для чего потребовались взрывные работы. По ней мы проехали ещё с полкилометра, на чём наша поездка завершилась. Перед спуском к реке Хурума на дереве попалась табличка «Внимание!!! Проезд закрыт!!! Имеются скрытые шипы на дороге!!!» Озадаченные мы решили прогуляться пешком. Брод не представлял сложности для джипа, шипов, вроде бы тоже не попадалось. Но поднявшись после реки наверх, стало ясно, что дальше мы не проедем: решив не ограничиваться скрытыми шипами, кто-то перегородил проезд валунами метрового размера. По пути назад до машины нам и скрытые шипы попались: в траве валялся обрезок колючей проволоки. Лишь позже мы сообразили, кто же уничтожил проезд по старой дороге: пограничники. Ведь по ней можно доехать до Монд, минуя пост погранзаставы, что на восточной окраине посёлка. Так что подъехали мы не шесть, и даже не четыре, а всего лишь два километра (в тот момент мы не сообразили, что со стороны Монд мы бы могли проехать дальше, да и терять до получаса на погранзаставу не хотелось).

Хурума

Хурума. На дереве - грозная табличка про скрытые шипы.


Точка старта

Точка старта.


Колобки переходят дорогу

Колобки переходят дорогу.


Провозившись с разгрузкой и перепаковкой рюкзаков 25 минут и набрав воды в бутылку, мы начали наш шестнадцатидневный поход. Первый день пути, как обычно, был одним из самых тяжёлых: максимальный вес рюкзаков, ненабранная физическая форма, тоскливые пейзажи сопровождались непривычно большим для Тунки количеством комаров (позже они нас и в горах доставали). Вроде бы они от пожаров улетели из Красноярского края и добрались до Тункинской долины. К слову, о пожарах: вся Тункинская долина была затянута дымом (дым вообще тянулся от самого Иркутска). В западной части он был не такой плотный, как ближе к Байкалу, но окружающие виды нисколько не украшал.

Бывший трансформатор

Бывший трансформатор.


Пастбище в предгорьях

Пастбище в предгорьях. Вдали виднеется долина Хулугайши.


В первый час пути мы выяснили, что даже при отсутствии валунов и шипов, проехали бы мы ещё максимум полтора километра: среди загонов, где паслись коровы, дорога потерялась, и связи с лесовозной, куда мы вышли после трёхсот метров ходьбы по лесу и кустам, не имела. Уже позже, внимательней посмотрев спутниковые фотографии, я понял, чтобы попасть на лесовозную дорогу, надо было выезжать через западный край Монд. Радовало, что хотя бы идти по дороге было проще, чем без неё.

Лесовозная дорога

Лесовозная дорога.


Самым ненадёжным в плане первого дня пути был участок между концом дороги (на деляне на склоне долины Хулугайши) и границей зоны леса – мне не было известно ни наличие тропы вдоль реки, ни (если она есть) её местоположение. Когда дорога кончилась, мы пошли траверсом по склону крутизной 10-15 градусов, поросшему берёзовым лесом, постепенно сбрасывая высоту и приближаясь к реке. К счастью, вскоре мы подрезали тропу, которая была, шла по нашему берегу, да ещё и довольно высоко над рекой. Последнее обстоятельство, впрочем, было уже не таким радующим – вода у нас кончилась, а спускаться к реке по крутому склону не хотелось. Приток, который мы пересекли, оказался безводным, и лишь через полчаса после него тропа резко пошла вниз, где метров за сто до самой реки мы смогли набрать воды из небольшого ручейка. Тропа прошла у воды совсем недолго, обойдя понизу каменную осыпь, после чего снова рванула вверх. И ещё раз. Вечерело, мы устали, а мест для стоянки никак не попадалось. Наконец, чуть выше устья самого верхнего левого притока, на правом берегу удалось найти наклонную, но хотя бы без бугров, площадку, где мы и расположились на первую ночёвку. Радовало, что мы поднялись не только выше зоны леса, но и выше крупных кустов – всего за полдня пути мы оказались среди гор, где нам предстояло провести ближайшие полмесяца. Из ночёвок за весь поход девять у нас вышло в гольцах, три в редколесье и три в зоне леса.

Верховья Хулугайши с места ночёвки

Верховья Хулугайши с места ночёвки.


Долина левого притока Хулугайши

Долина левого притока Хулугайши.

Содержание
Tags: 15 перевалов, Тунка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments