Ноябрь 2017
26 27 28 29 30

Тропы по Широкой нет

Водопад на притоке Слюдянки

Водопад на ручье, стекающем по склону Станового хребта.

В прошлом году, когда мы с Катей выходили с пика Черского по Становому хребту, то небольшой отрезок пути прошли по хорошей тропе, переваливающей из верховий Правой Слюдянки в долину Широкой. Так как верховья Безымянных (а Широкая, сливаясь с Челимихой образует Правую Безымянную) туристами почти не посещаются то возникло желание побывать на этой терра инкогнита. Погода на эти дни не предвещала особых радостей: всю субботу дождь, позже дождь временами. Прогноз, кстати, оправдался полностью.

По причине проливного дождя, начавшегося уже в Иркутске, ехал в почти пустой электричке. По расписанию прибыл в Слюдянку и начался знакомый путь по тропе, ведущей к метеостанции "Хамар-Дабан". За прошедший год, однако, его украсили бурундуки.

Начало тропы

"Начало тропы" - здесь заканчивается хорошая дорога, именно до этого места довозят таксисты не желающих первые 4 км идти пешком.

Кафешка

В 100 метрах от кафешки на турбазе, что в 10,5 от слюдянского вокзала (почти посередине маршрута). Снимок сделан на обратном пути - по дороге вверх лило так, что фотоаппарат я доставать не решился.

Поляна с навесом

Поляна с навесом (вскоре после конца дороги и настоящего начала тропы).

В кафешке я планово остановился выпить горячего чая/кофе с традиционными оладьями. Внутрь меня попросили рюкзак не заносить, чтобы не разводить сырость, потому я его оставил в беседке снаружи, а вот плащ и палочки взял с собой, чтоб у них ноги не выросли. Плащ сложил кучкой у входа, палочки же держал при себе. Кроме кофе 3 в 1 и оладий со сгущёнкой мне ещё порекомендовали окрошку на квасе. Несмотря на дождь было ещё относительно тепло, потеря влаги организмом ощущалась, потому на окрошку я согласился. Сев за стол, я прислонил палочки к центральному столбу рядом со мной. Вскоре завершила трапезу семья, пришедшая до меня. Они стали собираться, и девочка лет 11, подбежала к моим трекинговым палкам и радостно их схватила! Я чуть оладушкой не поперхнулся. Папа, правда, сразу сказал дочке, что её палки у входа стоят. Только семья вышла, как работники турбазы закричали им вслед, не забыли ли они красный спальник. Пришлось вмешаться, т.к. это был не спальник, а накидка и опять-таки моя.

Мутное место в моих планах - это место сворота тропы в верховья Правой Слюдянки от основной, идущей к метеостанции. Вроде бы оно где-то на Горелой поляне, но там основная тропа идёт вдоль реки, вода в Слюдянке поднялась, и переходить её вброд желания не было, да и отличить нужный сворот от многочисленных тропок к стоянкам/воде было невозможно. В итоге я поднялся почти до Казачьей поляны (свыше километра от Горелой) и пошёл напрямую через лес. Стоило отойти от тропы, как начало медвежье царство: сплошные лёжки, закопушки и звериные тропы. По плотности медвежьих следов вполне с Камчаткой схоже. По пути к Слюдянке пришлось терять высоту - иначе я бы на скалы вышел. Наконец внизу показалась река, но никаких троп не было. Взглянув на навигатор, я понял, что это - Левая Слюдянка, потому мне пришлось спускаться в узкую V-образную долину и подниматься назад по достаточно крутому склону. Вот я добрался и до Правой Слюдянки, но тропы и там не было. Пришлось идти вверх лесом, к счастью, без густого подлеска. Метров за 400 до места прошлогодней ночёвки я таки вышел на тропу - оказывается, большую часть пути она шла по другому берегу реки. Сразу пошлось веселей, и вот уже знакомое по прошлому году место.

Поставив палатку, я пошёл за водой. К этому моменту уже похолодало (всё-таки вечер, да и высота 1500 метров), я был промокший до нитки, хотелось есть - в итоге, когда воду я набрал, меня стал бить колотун, так что часть воды расплескалось по дороге. В такие моменты особенно радуешься горелке - переодевшись в сухое лежать на коврике и варить ужин в тамбуре много веселей, чем скакать вокруг не желающего разгораться костра снаружи.

Место ночёвки

Место ночёвки.

К утру второго дня дождь прекратился, лишь с веток кедра продолжало капать на палатку.

Первые полкилометра пути я шёл знакомым по прошлому году маршруту. Наконец тропа начала спуск к Широкой - в прошлом году здесь мы свернули налево, на Становой хребет, мне же - вниз. Ещё 500 метров и тропа упёрлась в подпорченный снегом балаган, где и закончилась.

Балаган

Балаган в долине Широкой.

Вид от балагана

Вид от балагана.

До самой реки оставалось ещё метров 200 метров по горизонтали и метров 30 вниз. Решив посмотреть, нет ли тропы вдоль реки, я спустился до русла.

Река Широкая

Река Широкая.

Бросив рюкзак и перейдя реку, я на всякий случай поднялся на борт противоположного берега. Тропы не было и там, даже звериной. Идти вниз по течению 20 км (до слияния Безымянных, откуда уже нормальная тропа до ж/д) без троп по реке, изобилующей в среднем течении прижимами да ещё и в высокую воду энтузиазма не было. Потому я развернулся обратно, утешив себя, что по крайней мере посмотрю, где же тропа, закончившаяся у балагана отошла от основной.

Верховья Правой Слюдянки

Верховья Правой Слюдянки.

Тропа примерно в 600 метрах ниже места ночёвки пересекла Правую Слюдянку и до самой Горелой поляны шла правым берегом. А отворот с основной тропы в 10-15 метрах выше по течению ручья, по которому от Горелой поляны поднимаются на Комар.

Благодаря сильному дождю небольшие притоки Слюдянки выросли, радуя красивыми водопадами (он же на заглавном снимке).

Водопад на притоке Слюдянки

Водопад на ручье, стекающем по склону Станового хребта.

Миша, а можешь трек выложить?

Примерно так:

Синяя линия - основная тропа на метеостанцию, красная - мой путь.

Понятно, что после таких красот в Непале тебе было - э-э-э-э-э - скучновато. :)

Вы молодцы! Про лавину 1985 года - пронзительно.

Про лавину вроде в соседнем посте было