?

Log in

No account? Create an account
Mikka
mikka
.:::: ..:..

Ноябрь 2017
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30

Mikka [userpic]
Следами былых дорог. I. Батарейная - Максимовщина.

Данная серия постов посвящена местам, где раньше проходили железнодорожные линии, впоследствии разобранные или так и не достроенные. Эта часть посвящена самой загадочной линии Батарейная - Максимовщина.

На карте показана схема железных дорог в районе Иркутска.

Схема иркутского ж/д узла

Синяя линия - Транссибирская магистраль, проходящая через центральную пассажирскую станцию города Иркутск-Пассажирский. Красная линия - грузовой обход Иркутска Иркутск-Сортировочный - Гончарово, начинающийся после центральной сортировочной станции региона. Зелёная линия - остатки (недостроенной?) ветки Батарейная - Максимовщина.

Несуществующая железная дорога от Батарейной до Максимовщины - самая загадочная из несуществующих дорог в окрестностях Иркутска. Не удалось найти никаких материалов о датах её строительства, предназначении и том, была ли она достроена, а впоследствии разобрана или так никогда по ней и не ходили поезда.


Перечислю, что известно точно. Грузовой обход Иркутска к концу 80-х годов был введён в эксплуатацию только в однопутном, чётном варианте. При этом путевое строение было исполнено в двухпутном варианте, да и мост через Иркут построен был под два пути. Но в нечётном направлении поезда по обходу пошли лишь в конце нулевых годов. Видимо, развал Союза вызвал прекращение финансирование проекта, да и грузопоток упал заметно, что надобность в обходе исчезла на два десятка лет.

Из вышесказанного делаю предположение, что дорогу от Батарейной до Максимовщины так и не достроили - мала вероятность, что она функционировала, в то время, как нечётный путь на обходе нет. А вот её предназначение вообще туманно: получалось, что поезда по ней могли следовать на проход не только пассажирской, но и сортировочной станции Иркутска. Подобных примеров на сети дорог мне более неизвестно, да и целесообразность такого решения сомнительна. Кроме того, треугольник у станции Батарейная позволял попадать на ветку/выезжать с неё и со стороны самой станции, а т.е. и со стороны Иркутска-Сортировочного. Необходимость подобного обратного движения ещё менее понятна. Остаётся лишь дивиться проведённой немалой работе по строительству: длина линии 13 км, центральная часть линии на 80 метров выше, чем по обоим её краям.

Фотографии расположены по направлению от Максимовщины до Батарейной - именно в этом направлении дорога была преодолена на велосипеде.

Выемка отходит от грузового обхода на окраине Максимовщины

Выемка отходит от грузового обхода на окраине Максимовщины

Выемка отходит от грузового обхода на окраине Максимовщины

Выемка отходит от грузового обхода на окраине Максимовщины

Выемка отходит от грузового обхода на окраине Максимовщины.



Дорога по насыпи

Через несколько сот метров на подготовленную для укладки путей трассу выходит автомобильная дорога, тянущаяся до федеральной трассы "Байкал". Начальный участок до АБЗ заасфальтирован.



Насыпь

Насыпь.



Дорога

Дорога.



Выемка

Выемка

Выемка

Выемки.



Перевал

Перевал

Перевал.



Выемка

Выемка

Выемка.



Призмы

Вдоль дороги частенько попадаются бетонные призмы, обычно используемые при строительстве дамб и плотин.



Насыпь

Насыпь, вид снизу.



Железобетонная труба

Железобетонная труба

Железобетонная труба.



Вид с насыпи

Вид с насыпи.



Дорога

Дорога.

После пересечения автодороги Новосибирск - Иркутск остатки дороги заросли небольшими деревцами. Автодорога на Батарейную идёт параллельно остаткам железной.

Заросшая насыпь

Заросшая насыпь.



Опоры моста

Опоры моста

Опоры моста.



Дорога по остаткам насыпи

Просёлочная дорога по остаткам насыпи, левее видна основная автодорога на Батарейную.



Тупик

Тупик

Тупик.

Несколько сот метров тянутся заросшие пути, после чего начинается двухпутный разъезд - в западной стороне треугольника теперь находятся пути ПМС-45, а т.к. прямой выезд на Транссиб в этом направлении разобран, единственный способ попасть к ним - через восточный ус треугольника и данный двухпутный разъезд.

Стрелка треугольника

Стрелка треугольника, вдали - двухпутный разъезд.



Разветвление треугольника

Разветвление треугольника. Налево - ныне тупиковая ветка ПМС-45, ранее выходившая на Транссиб западнее Батарейной. Направо - выезд на станцию Батарейная.

Comments

спасибо, интересно.
кстати, слышал версию, что отрезок "Иркутск-Сортировочный - Гончарово" был построен из0за того, что на другом берегу Ангары построили гостиницу "Интурист". типа, чтоб иностранцы из окон не шпионили за проходящими поездами.
как думаете, правдивая версия?

Думаю, что ерунда это, а не версия. Грузовые обходы существуют во многих городах, причём часто на них находятся основные сортировочные станции (Инская, например). Это позволяет не гнать поезда через станции, заполненные пассажирскими и пригородными поездами (когда они почаще ходил). В случае же Иркутска трёхпутка от Сортировки до Черемхово и от Гончарово до Рассохи (пока она была станцией, третий пути до неё шёл) логически требует дополнительного пути между Гончарово и Иркутском-Сортировочным. А ещё у Иркутска уникальный случай, что обход получился короче основного пути.

Кстати, был проект строительства третьего пути от Рассохи до Кругобайкалки с выходом к Байкалу в районе Шарыжалгая. Даже посёлок строителей уже появился в Большом Луге, но потом начались 90-е и всё загнулось. В данном случае, так и к лучшему - и долина Большой Олхи стала бы менее привлекательной для туризма, да и часть КБЖД закрыли бы к посещению.

А с какой целью был проект пути к Кругобайкалке? Требовался дополнительный главный путь через сложный Андриановский перевал?

Да. Это и сейчас самый узкий участок на Транссибе, ограничивающий его пропускную способность. А строить третий путь рядом с существующими невозможно - требуется большой объём взрывных работ, невозможный без прекращения движения поездов.

В последние годы было несколько проектов другой трассировки третьего пути, но пока всё на уровне проектов остаётся.

Здравствуйте. Со слов отца, эта насыпь существует по крайней мере с 1975 года и никогда не была железной дорогой. Будто бы строилась как обход города для вояк, что скорее всего городские легенды. С другой стороны, само название станции и внезапное прекращение строительства, которое трудно объяснить народно-хозяйственными причинами, как бы намекают.

Во Вдовино мы сажали картошку, а по насыпи ходили по грибы. Там помимо земляных работ немало денег было вложено в укрепление почв - сосны в лесу в окрестностях насыпи стоят четкими рядами насколько видит глаз.

Интересный материал.

на проход не только пассажирской, но и сортировочной станции Иркутска. Подобных примеров на сети дорог мне более неизвестно

Хотя бы Свердловск. Или Батайск. В Смоленске разобранный обход.

треугольник у станции Батарейная позволял попадать на ветку/выезжать с неё и со стороны самой станции, а т.е. и со стороны Иркутска-Сортировочного. Необходимость подобного обратного движения ещё менее понятна.

В качестве версии. В интернетах пишут, что Иркутск-Сортировочный станция двусторонняя. Данный треугольник дает возможность заезда с востока и в четный, и в нечетный парки.