Апрель 2018

27.04

На въезде в Лалитпур

На въезде в Лалитпур.

Соорудив себе холодный завтрак, мы отправились в RCSC (российский центр науки и культуры) узнать, какие новости. Новостей не было – самолёты МЧС сидели в Дели, власти Непала пока не давали разрешения на их прибытие. Ориентировочно до обеда новой информации не ожидалось, потому мы пошли пешком в расположенный к югу от Катманду Лалитпур (Патан) – второй по величине город в Непале.

Эвакуационный лагерь

Эвакуационный лагерь.

Бунгало

Бунгало - центр лагеря.

Большая часть магазинов, все банки, торговые центры, госучреждения, почти все заведения общепита были закрыты. Хотя уже начала возвращаться уличная торговля – овощи и фрукты можно было купить без особых поисков. По дороге нашли небольшую забегаловку для местных, где за сущие копейки взяли по булке с кремом и по стакану кофе. Мысли о чистоте этих стаканов несколько пугали, но горячего хотелось – по утрам было совсем не жарко.

Ворота одного из министерств

Ворота одного из министерств.

Памятник

Памятник.

Перед мостом через Багмати, отделяющем Катманду от Лалитпура, пересекли дорогу с остатками троллейбусных проводов. Ещё дома я прочитал, что в Катманду вроде бы есть троллейбус, но он нам нигде не попадался. Позже я узнал, что он ходил в соседний город Бхактапур ещё при короле. Но после прихода к власти маоистов провода сняли, лишив Непал единственного электротранспорта.

Следы троллейбусного движения

Следы троллейбусного движения.

На входе в Лалитпур

На входе в Лалитпур.

Киноафиши

Киноафиши.

В Лалитпуре догуляли до зоопарка. Он был закрыт. Казалось бы, чему в зоопарке-то пострадать от землетрясения было. Стало ещё тоскливей – желание свалить из этой страны росло на глазах.

На площади перед зоопарком был установлен большой навес, крытая сцена, сидело человек 70 зрителей, а со сцены в микрофон вещал некий местный гуру. Увы, понять, что именно он говорил, мы, конечно, не могли.

От зоопарка мы выдвинулись в сторону местной площади Дурбар, по пути посмотрев несколько индуистских культовых сооружений. Большинство из них в обычное время платные для посещения, но не в те дни. Пожалуй, бесплатность прохода к разным достопримечательностям была единственным позитивом от землетрясения. Один из храмов находился в замкнутом дворе (вход туда через арку был), и его совершенно невозможно было сфотографировать – от любого дома до стены храма было не больше трёх метров – отойти для того, чтобы сделать нормальный кадр совершенно невозможно. Что интересно, большинство этих сооружений почти не пострадало.

Лев

Разрушенный дом.

Колодец

Колодец.

А вот на площади Дурбар всё было гораздо хуже, хотя и не настолько, как в Катманду. Порадовало, что её огородили во избежание возможных новых жертв, если недоразрушившиеся постройки таки развалятся полностью.

Площадь Дурбар в Патане.

Недалеко от площади мы наткнулись на работающий супермаркет. Радостно купили различной еды, в основном консервы, и, конечно, бутилированной воды. В магазине даже мороженное продавалось – с генератора электричество получали. Возвращаясь на центральную улицу, видели интересную повозку. Позже узнали, что это сооружение подготовлено к сожжению во время какого-то праздника.

Повозка к сожжению

Повозка к сожжению.

Интересно, что на дорогах Непала машины и мотоциклы сигналят регулярно. Но делается это лишь с целью обозначить себя. При всём хаосе местного движения, не видели ни одной аварии. Самое худшее – мотоцикл, на малой скорости задевший колесом пешехода.

Социальная реклама презервативов

Социальная реклама презервативов.

Яйцеклетка

Яйцеклетка, к которой слетаются сперматозоиды и вирус.

Путаница проводов

Путаница проводов.

Трущобы на берегу Багмати

Трущобы на берегу Багмати.

Река Багмати

Река Багмати.

На обратном пути обсудили, что абсолютно точно надо выбираться из страны по возможности пораньше. Мы видели, как в немногих открываемых магазинах быстро раскупается вода и еда, нового завоза не осуществляется, и перспективы оставаться в Катманду всё меньше радовали. Зашли в RCSC. Новостей особых не было, кроме того, что возможно, сегодня к ночи самолёты прилетят. Сотовая связь к этому моменту работала уже через пень-колоду, так что мы решили перебраться в российский центр, чтобы не пропустить информацию об эвакуации. Вернулись в гостиницу, пообедали там в последний раз, и на такси добрались до RCSC, где обустроились под бетонным навесом у входа в здание. Пришли как раз ко времени кормёжки. В тот раз это был модифицированный вариант далбата: рис, чечевица, йогурт, огурец, укроп, соевый соус, хлеб.

Внутри RCSC

Внутри RCSC.

На площади у Stupa guest house

На площади у Stupa guest house.

Закрытые магазины в Тамеле

Закрытые магазины в Тамеле.

Несколько слов о жизни в RCSC. Суммарно там собралось около сотни человек. Примерно 60 процентов – обычные непоходные туристы, приехавшие посмотреть достопримечательности. Ещё процентов тридцать – разной степени блаженные, приобщавшиеся к различным сакральным техникам. И только процентов десять – как мы, походившие или собиравшиеся походить по Гималаям. Соответственно, у большинства народу не было ни спальников, ни ковриков (собственно, ковриков и у нас не было – пришлось их купить в открывшемся туристическом магазине). Но Royal Mountain Travel предоставила в пользование значительное число палаток, так что, в отличие от предыдущего дня, под открытым небом никто уже не спит. Руководитель центра, Станислав Симаков, обратился к русским, проживающим в Катманду постоянно, с просьбой помочь в обустройстве лагеря. Так, один из «местных» организовал приготовление пищи на всю массу людей. Кто сколько мог сбрасывался в общий котёл, затем гонцы отправлялись в окрестные местные лавки, где покупали крупы и овощи, после чего в течение длительного (чаще всего чрезмерно длительного) времени на газу готовилось варево. Чайники же были электрические, благо у центра имелся свой генератор – ежедневные отключения электричества в Катманду норма и в обычные дни. Соответственно, была возможность и телефоны с прочей техникой заряжать. Проход на территорию центра был через охраняемый вход. Если в первый день при входе ещё уточняли, что мы из России или нет, и только затем пускали, то в дальнейшем открывали ворота уже без вопросов (но открытыми их не оставляли). С учётом рухнувшего из-за землетрясения забора это выглядело несколько забавным. Раза два в день организовывался общий сбор, и Станислав доводил до нас текущую информацию как по перспективам эвакуации, так и по бытовым вопросам, после чего кратко отвечал на вопросы. Напрямую было сказано, что основная задача данного временного лагеря – обеспечить эвакуацию. Потому, если кто твёрдо намерен остаться в Непале, должен продумать, куда он направится после вылета основной массы людей – люфт в два-три дня он давал, но не более. Основным вопросом, конечно, было, с чем связана задержка самолётов. Станиславу приходилось долго объяснять особенности непальской административной машины вообще и после землетрясения в частности. Все госучреждения на неделю были переведены в режим работы «на улице», т.е. никто из чиновников не заходит в здание, а сидит на лужайке снаружи. «Вот представьте, если бы весь наш МИД вышел на Смоленскую площадь, много ли он наработал?!». Так как МЧС относится к силовым ведомствам, то для оформления вывоза гражданских лиц на данных самолётах необходима специальная процедура; аэродром в Катманду перегружен, при этом в нём не может находиться одновременно более пяти крупных самолётов. Возник ожидаемый вопрос, а нет ли вероятности, что непальцы в принципе не разрешат посадку нашим самолётам. Ответом было: «Непал – это маленькая, но гордая горная страна Но нас даже Америка боится, так что куда они денутся?!» Заодно заранее прорабатывался вопрос о доставке нас в аэропорт в случае прилёта самолётов – у посольства просто не было достаточно транспорта, чтобы за ограниченное время перевезти всех. На предложение же договориться заранее с местными таксистами последовал ответ от кого-то из проживавших в Непале на постоянку: «Ты не сможешь договориться на какое-то определённое время ни с непальцем, ни с индусом. Это бесполезно.» Ещё в этот же день сообщили, что техническую воду (ту, которая в туалете/раковинах) следует экономить: центр не был рассчитан на такое обилие людей. С утра по знакомству с полицейским отделением, что напротив, залили с цистерны определённое количество воды, после чего насосом от генератора закачали её наверх, но расходуется она чересчур быстро.

Что интересно, в центр пускали не только россиян, но и жителей СНГ (а также стран Балтии, и даже один негр затесался). По возможности обещали вывезти всех, предупреждая, что в случае нехватки мест, приоритет гражданам России будет.

Накренившаяся бочка на крыше

Накренившаяся бочка на крыше.

К вечеру единственной информацией было, что сегодня самолётов не будет точно. Так началась наша ночёвка в эвакуационном лагере.

Катя под навесом RCSC

Катя под навесом RCSC.

Судя по снимкам, вроде как и не очень потрясло.
Да, попали вы.
Наверно, кому хорошо - так это халупам на берегу Багмати.

Да, мы тоже на них, когда смотрели, думали: "Стоят, как влитые".

Еще бы, там ломаться нечему. То, что упало, просто подняли и поставили на место.

непонятные сооружения

Миша, эти непоняные сооружения - колодцы

Re: непонятные сооружения

Спасибо. Я думал, что пруд, но отсутствие воды смутило.