Гималаи. XXXV. Боднатх и Пашупатинатх.

25.04 (до 11:56)

Ступа Боднатх

Ступа Боднатх.

Утром мы по походной привычке проснулись ещё до 6 утра. Кафешка же при гостинице открывалась только в 7. Было тоскливо и голодно ожидать, пока пройдёт этот час. Пришли к мнению, что надо переходить на городской ритм жизни – ложиться спать и вставать позже. К счастью, оказалось, что в 6 часов уже можно было заказать что-нибудь простое, не требующее долгой готовки. Легко позавтракав, мы покинули гостиницу, и узкими улочками вышли на широкую дорогу, где, словно ожидая нас, стояло такси. Учитывая, что из аэропорта в предыдущий день нас привезли за 700 рупий, я решил с каждым разом снижая заявленную цену установить, за какую возить готовы. В этот раз я спросил, готовы ли нас за 600 рупий отвезти до Боднатха. Повышенный энтузиазм показал мне, что многовато я предложил. В отличие от машины, на которой нас встречали месяц назад по прилёту из Турции и вчерашнего аэропортовского такси, машина, в которой мы ехали этим утром, была настолько не первой свежести, что у нас не в каждой деревне такую развалюху найдёшь.

Таксист высадил на обычной улице, указал на невзрачный проход между домами, совершенно не выглядевший центральным входом, но стоило пройти нам пару десятков метров – и перед нами открылась самая большая ступа в Непале. В проходе к ней была касса по сбору средств с иностранцев – за проход к ступе обычно взимаются деньги. Но по причине раннего часа никого там не было, и мы прошли совершенно бесплатно.

Ступа действительно огромна! Вокруг неё же расположено несколько храмов, множество магазинчиков, мини-отели и рестораны. Пока мы там гуляли, пришёл работник кассы, и у нас на глазах уже обилечивал иностранцев, вставших не так рано, как мы.

На верхний уровень ступы проход официально запрещён, но почему-то несколько человек там бродило и фоталось.

Ступа Боднатх

Ступа Боднатх.

Резные двери храма

Резные двери храма.

В гомпе

В гомпе.

Портрет одного из непальских королей внутри гомпы

Портрет одного из непальских королей внутри гомпы.

Светильники

Дома по окружности

Дома по окружности.

Террасы ресторанов на крышах

Террасы ресторанов на крышах.

На первом ярусе

На первом ярусе Боднатха.

Ниже первого яруса скрываются уютные зелёные уголки

Ниже первого яруса скрываются уютные зелёные уголки.

Верхушка ступы

Верхушка ступы.

Глазки Будды

Глазки Будды.

Статуэтки в красной краске

Статуэтки в красной краске.

Верхом на слоне

Верхом на слоне.

Катя и ступа

Катя и ступа, вид из гомпы.

Одна из боковых улочек

Одна из боковых улочек.

Сделав круги вокруг ступы, и зайдя в два открытых храма, мы поняли, что проголодались, и решили поесть. Ресторан Himalayan View располагался в небольшом по площади, но зато пятиэтажном доме. На двух нижних этажах были служебные помещения, выше начались залы со столиками, мы же поднялись на самый верх – на крышу, откуда открывался чудесный вид на ступу, периодически над нами пролетали самолёты. Вкусно поели.

На террасе

На террасе ресторана Himalayan View.

На спуске с крыши задержались на одном из уровней – там висели интересные необычные картины. Оказалось, что это рисует брат владельца ресторана. Он дал нам адрес сайта этого художника http://www.yogigallery.com).

Страница сайта

Картины.

Выйдя к ступе, мы поняли, что смотреть здесь больше нечего, и я предложил пешком дойти до увиденной мной на карте в полутора километрах отсюда достопримечательности – некоему комплексу Пашупатинатх. Как-то я пропустил, что он тоже есть в нашем списке достопримечательностей, намеченных к посещению. В итоге мы не подозревали, что нас там ждёт.

Путь пролегал по вьющимся нетуристическим улочкам с обычными местными магазинами и непарадной жизнью. Хотя, стоит сказать, что район не выглядел трущобно-бедным.

Жилой район

Жилой район.

К комплексу Пашупатинатх, как позже выяснилось, мы подошли с противоположной стороны от главного входа. Входов с этой стороны в комплекс было два – один через храм с надписью «только для индуистов», второй – рядом по лестнице с указанием, что надо заплатить 1000 рупий.

Под красной аркой - вход

Под красной аркой - вход для неиндуистов.

Так как никого на входе не было, то мы пошли напрямую по лестнице, но быстро были остановлены криками непальца, выбежавшего из здания метрах в ста в стороне. Оказалось, что касса расположена с другой стороны храма и уже вполне работает. Купив билеты, мы пошли вверх по лестнице. После Стамбула мы наивно думали, что если с этой стороны вход в храм для индуистов, то с другой будет для прочих праздношатающихся любопытных. Оказалось, что нет: и с другой стороны на храме висела грозная надпись, что «только для индуистов». Как мы позже выяснили, вход в подобные храмы запрещён для прочих людей повсеместно. Такой оберегающей свой мирок религии среди крупных больше, судя по всему, не существует – если даже в мечеть зайти можно немусульманину, то в случае индуизма категорический запрет был удивителен. Стало особенно непонятно, за что мы суммарно две тысячи рупий отдали.

Сама территория Пашупатинатха напоминала неухоженный парк. На территории было несколько храмов, в основном закрытых, странные скульптурные сооружения и множество наглых обезьян, за которым приходилось постоянно следить, как бы они ничего не стащили.

Обезьяны

Обезьяны.

Дерево с воздушными корнями

Дерево с воздушными корнями.

На территории Пашупатинатха.

Послоняв слонов, мы пошли на выход к противоположной части комплекса. Вот тут-то мы увидели уже толпы народу, включая иностранных туристов. Оказалось, что с этой стороны комплекса находится основное в Катманду место сожжения трупов – в Непале мёртвых не хоронят, а сжигая, сбрасывая сгоревшие останки потом в близлежащую реку. Запах, там стоит соответствующий – горелого мяса.

Сожжение

Сожжение.

На лестнице, спускающейся к реке, видели непальца, покупавшего для своей дочки самодельный браслет – у продавца-умельца в коробке множество миниатюрных кубиков с буквами, и он собирает из них требуемое слово – уж не знаю имя или что-то иное, пронизывает через них нить (или проволоку), надевая полученный браслет на руку.

В этом же месте сидело множество садху – странствующих йогов в экзотической одежде и окрасе. Забесплатно они не фотаются, потому лиц их показать не могу,- хитрые они до невозможности.

Садху

Садху, скрывающий лицо. Интересно, что в Непале свастика не приобрела той демонической окраски, что в Европе после Второй Мировой войны.

Садху, скрывающий лицо.

Корова

Корова.

У главного входа в комплекс

У главного входа в комплекс.

На выходе из Пашупатинатха справа располагалось интересное сооружение, но и туда нам оказался вход запрещён – это был храм Шивы. Вот надо же, как люди верят во всякую ахинею, что нельзя неверующих в то же, что и они, пускать в религиозные постройки.

Снаружи было множество нищих разной степени убогости, по сравнению с которыми побирающиеся у российских церквей выглядят просто смехотворно. Самое сильное впечатление произвёл мужик без пальцев ног с открытыми ранами и торчащими из них костями.

После всего увиденного хотелось проветриться, и я уговорил Катю пойти в Тамель пешком. Сначала мы даже узнавали места, где ехали из аэропорта на такси, потом пошли какие-то незнакомые улицы.

Катя и туктук

Катя и туктук (непальская маршрутка о трёх колёсах).

Дерево посреди дороги

Дерево посреди дороги.

В одном месте проход по тротуару был закрыт – забор с колючей проволокой, отгораживающий огромную территорию, охраняемую военными. Уже в Иркутске удалось понять, что это был непальский парламент.

Мы шли-шли, улица перестала быть магистральной, начала виться. На всякий случай я включил навигатор. О! Мы стали ещё дальше от Тамеля, чем были по выходу из Пашупатинатха. Оказалось, что на перекрёстке по выходу их храмового комплекса я неверно сориентировался. К этому моменту мы уже подустали идти по асфальту, поймали проезжавшее мимо такси и доехали до Тамеля за 400 рупий.

В Тамеле мы направились к той точке, где за день до этого покупали фрукты, но что-то не могли её найти, потому вернулись немного назад, где видели в продаже арбузы и колмуквы. Возле лежавших на земле фруктов никого не было, но пока мы переминались с ноги на ногу, оглядываясь по сторонам в поисках продавца, из недр подвального этажа радостно выбежал мужик и продавший нам небольшие арбуз и колмуквау. Положив их в пакет, мы направились к себе в Stupa guest house поедать фрукты и купить тур в Читван смотреть носорогов – достопримечательности, намеченные к просмотру в Катманду и окрестностях, как-то слишком быстро начали заканчиваться. Собственно даже на этот день на после обеда особых планов не было. Вечером же мы хотели поужинать в ресторанчике возле нашей гостинице с оригинальным балконом.

Итак, купив арбуз и колмукву, мы пошли в гостиницу. На часах было 11:55.

Последние спокойные минуты...
А вы хорошо выглядите, после высоких высот! :)

Спасибо, мне очень нравится твои репортажи.
Поздравляю с Днем рождения, желаю крепкого здоровья, тебе и близким!

Присоединяюсь к поздравленьям!

С Днем рождения!
Желаю крепкого здоровья, новых высот и счастья!