Ноябрь 2017
      1 2 3 4
26 27 28 29 30

Гималаи. XXXII. Музей шерпов.

22.04.15

Ступа на окраине Пхурте

Ступа на окраине Пхурте.

Спутниковый снимок маршрута 22 апреля

Спутниковый снимок маршрута 22 апреля.

Карта маршрута 22 апреля

Карта маршрута 22 апреля. Зелёная линия - наш путь налегке. Большой красный кружок - место ночёвок в Намче-Базаре.

Утро встретило нас уже привычным запахом можжевелового дыма - старик из лоджа регулярно совершал обряд изгнания злых духов.

Завтрак:
2 порции жареных яиц – 500
Тибетский хлеб с маслом – 300
Горячий шоколад (2 кружки) – 160

Будучи ещё в Гокио, мы запланировали задержаться на день в Намче-Базаре. С одной стороны хотелось немного пройтись вверх по Долине Бхоте Коши Нади, по которой мы должны были бы спуститься после перевала Ренджо. С другой, особо торопиться в Катманду смысла нам не было: имеющийся список достопримечательностей, запланированных к посещению, превышал количество дней, остававшихся до запланированного на 10 мая вылета. Да и отдохнуть на относительно небольшой высоте после болезни мне тоже не вредно было.

Так что с утра мы поднялись к уже знакомой нам гомпе и свернули на тропу в сторону Таме. Шла она без особых подъёмов и спусков и была не уже тропы Намче – Кензюма. А за счёт того, что мы шли по лесу, а не по открытому пространству, было ощущение парковой дорожки. Мы догуляли до ступы на окраине Пхурте (заглавный снимок), и не захотели спускаться к Тхесебу Коле, чтобы потом не подниматься снова – как-то уж совсем заленились. Выше по долине хорошо видно было монастырь в Таме, так что мы без особых проблем убедили себя, что посмотрели, что хотели.

Гора Яса Тхак, внизу - гомпа в Таме

Гора Яса Тхак, внизу - гомпа в Таме.

Цветущий куст у тропы

Цветущий куст у тропы.

Вид вверх по долине

Вид вверх по долине.

Подвох мы осознали, вернувшись в Намче – на часах не было и 10 утра, а что делать дальше – непонятно.

Намче-Базар

Намче-Базар.

На голодный желудок думается плохо, так что мы пообедали в своём лодже, а потом надумали сходить на зелёный холм в противоположной части посёлка, заметно выделявшийся среди окружающего пейзажа.

Обед:
2 томатных супа с яйцом – 700
2 бельгийские вафли – 600 (откровенно так себе)

Наверху мы неожиданно обнаружили музей шерпов, который посетили за смешную цену 100 рупий с человека. Музей состоит из двух частей: первая рассказывает о предметах быта, культа и музыкальных инструментах шерпов; вторая – в основном исторические фотографии восхождений, строительства ГЭС, школ и прочего. Нам понравилась как камерная обстановка в музее, так и отсутствие рвачества. Главное – на входе-выходе из музея не стукнуться головой о низкий притолок.

Экспонаты

Вверху слева - кхоре (тара для небольшого количества масла, используемого в повседневных домашних нуждах). Вытянутые сосуды на правой полке - каре (используются для хранения рисового пива домашнего приготовления). Висящие на длинных ручках сосуды с дырочками - кьё и чаджак (нужны для приготовления тибетского чая).

Лему (приготовленные в домашних условиях вкусности большую часть времени хранятся в этих коробках, дожидаясь прихода гостей).

Экспонаты.

Экспонаты

Донгму (в них готовят тибетский чай с солью и маслом).

Вторая полка снизу - зама (в прежние времена готовили в основном в подобных глиняных горшках, сейчас стремительно заменяемых металлическими по причине хрупкости глины. Висящая ложка - джару (ложка для приготовления пищи в глиняной посуде, повреждающая её меньше, чем ложки из металла). Правая часть второй полки сверху - арак зама (эти сосуды использовались для алкогольного напитка ракши). Нижняя полка - лими дерманг (тарелки для сервировки).

Тонгба (из них пьют горячее просяное пиво через бамбуковую трубку).

Экспонаты

Деревянная бадья на правой полке - сом (сосуд для переноски воды; кожаный ремень цепляется за голову). Сосуды в левой части верхней полки - маршьо (для хранения большого количества масла). Сосуды в правой части верхней полки - арак зама.

Са (сосуды для воды, используемой при приготовлении пищи; в прошлом са были показателем достатка семьи).

Слева - лабсинг (тёрка для приготовления шерпа стью). Справа - чомгог (для битого риса, жареного ячменя и картофельного пюре).

Экспонаты

Слева - зама, справа - бакио (для набирания воды из са, используемой непосредственно в ходе готовки).

Сотунг (ферментированный и приготовленный рис пропускается через сотунг, в итоге получается чанг).

Слева вверху - пакпур (для подачи цанга). Справа вверху - дикшанг (для приготовления как тибетского плиточного чая, так и для варки картошки). Шкафчики - локкам (в них хранилась хрупкая посуда).

Экспонаты

Чатап (используется для приготовления большого количества еды во время каких-нибудь празднеств; часто устанавливался снаружи дома).

Каклинг (используются в различных церемониях, в основном для изгнания голодных духов; часто делались из бедренной человеческой кости).

Сакральная часть дома.

На самом же холме расположены офис национального парка и военизированная охрана. Последняя огорожена колючей проволокой, потому путь по тропинке к памятникам возле офиса парка и небольшому бесплатному музею проходит вдоль забора из колючки. Своеобразное ощущение. Выяснилось, что охраняет парк не государственная структура, а какая-то частная компания.

Вход в нацпарк

Ворота на дорожке к управлению национального парка.

Памятник Тенцингу

Памятник Тенцингу Норгею, совершившему первовосхождение вместе с Эдмундом Хиллари.

Мёртвое море

Мёртвое море - памятник непальско-израильской дружбе.

Двойной ряд колючки

Двойной ряд колючей проволоки.

Дорожка вдоль колючки

Дорожка вдоль колючки.

Эмблема охранной компании

Эмблема компании, охраняющей национальный парк.

После прогулки, мы вернулись в лодж, а затем я в одиночку сбегал до поста ниже Намче, чтобы купить там по сертификату, удостоверяющему, что мы тут были (галочкой сам отмечаешь посещённые места) – так у нас была возможность хорошо их упаковать, чтобы не помялись. Сертификаты обошлись в 350 рупий каждый, надпись утверждала, что полученные деньги идут на очистку парка от мусора. Интересно, куда тогда идут 3000 рупий, заплаченных на входе в парк?

В посёлке видели русскую с 6-7 летней дочкой. Интересно, какие у них были планы, и как они изменились после землетрясения.

К ужину в меню изменились цены в большую сторону, в среднем на 50-100 рупий поднялись. Правда, не на все блюда.

В соседний с нами номер заселились двое земляков, регулярно матерящихся, вспоминавших, как они напились перед посадкой в самолёт и прочие занимательные истории.

Ужин:
Стейк яка с картофелем и овощами – 700
Куриный стейк с картофелем и овощами – 700
Молочный чай – 100
2 шоколадных пудинга – 600

За ужином поинтересовался у спустившихся в общий зал русских (лет по 50 и 60 им было) об их дальнейших планах. Когда один из них сказал, что они будут восходить на Ама Даблам, то я решил, что это шутка, и саркастически ответил: «Да-да, конечно». Похоже моё нескрываемое недоверие к их способностям подняться на вершину их несколько покоробило, и они напрямую спросили, почему я считаю, что они не могут подняться на вершину. Разговорились. Оказалось, что они пытались подняться в прошлом году в составе большой платной группы, но по причине тупости руководителя ничего не удалось. В этом году идут вдвоём, нанимая лишь портеров, чтобы донесли груз до базового лагеря Ама Даблам. У нас к этому моменту оставался один целый газовый баллон, начатого должно было хватить на оставшееся время, так что вечером я подарил соотечественникам баллон, чему они несколько удивились. Стоит отдать им должное, что узнав, что мы живём за стенкой, они перестали материться.

Каклинг — это дудка? Интересно из чьих костей он делался, любых умерших, или убитых. Жуткая штучка.