Гималаи. XXV. Пхортце - Таре.

15.04.15

Пройдено 7,5 км. Общий набор высоты 615 м, общий сброс – 150 м.

Долина Дудх Коши Нади

Долина Дудх Коши Нади.

Спутниковый снимок маршрута 15 апреля

Спутниковый снимок маршрута 15 апреля.

Карта маршрута 15 апреля

Карта маршрута 15 апреля. Красная линия - наш путь. Большие красные кружки - места ночёвок в Пхортце и Таре.

Профиль пути 15 апреля

Профиль пути 15 апреля.

Завтрак:
Жареные яйца – 300
Яичница-болтунья – 350
Чапати с джемом – 300
Кофе с молоком (1 кружка) – 100
Чай с молоком (1 кружка) – 80

Мы помнили, что в предыдущий день основная тропа не стала спускаться в посёлок, а пошла склоном выше в сторону гомпы. Следовательно, сделали мы вывод, наша задача выбраться на эту верхнюю тропу. Подниматься напрямую вверх от лоджа нам не захотелось, потому мы пошли по посёлку траверсом, по возможности сворачивая направо, ближе к основной тропе. Когда мы уже прошли за гомпу, вверх и назад отворачивала хорошая тропа, но мы не стали подниматься по ней, рассчитывая, что вскоре все тропы сойдутся. Наконец, Пхортце закончилось, мы зашли в лес, а тропа сверху всё не появлялась и не появлялась. Наша же шла в каком-то слишком местном варианте – не смотрелась она магистральной. Я достал навигатор, и был немало удивлён, что основная тропа не выше нас, а ниже. Уже дома по спутниковому снимку удалось понять, что основная тропа действительно шла выше посёлка, но от гомпы сворачивала прямо вниз, и мы как раз пересекли её в том месте. Хорошо, что не стали подниматься вверх, а то пришлось бы назад спускаться. Куда шла тропа, на которой оказались мы, было не совсем понятно, но до искомой по склону по прямой было не больше ста метров, так что я уже стал рассматривать варианты пробуриться до неё напрямую. Повезло, что делать мы этого не стали, так как за очередным бугром склона выяснилось, что наша и искомая тропы благополучно сходятся. Ниже нас шли другие тропы, одна из которых спускалась вдоль трубы к местной миниГЭС. Видели пролетевшего над нами гималайского монала. В небе он, конечно, тоже красив, но настолько, как вблизи на земле.

Нижняя тропа подходит к нам

Нижняя тропа подходит к нам.

Дудх Коши Нади на входе в ущелье

Дудх Коши Нади на входе в ущелье.

Тропы соединились

Тропы соединились.

Пхортце

Пхортце.

Тропа взбирается по склону

Тропа взбирается по склону - нам по ней.

Магистральная тропа

С другой стороны долины - магистральная тропа на Гокио.

Вскоре мы дошли до расположенной в большой, но тесной долине деревушки Тхуланг без единого местного жителя, но с каменными домиками, барабаном, крутящимся потоком воды и загонами для яков. В ней ощущалось разлитое буддийское спокойствие и умиротворение.

Тхуланг

Завиток.

Буддистские камни

Буддистские камни.

В целом этот день радикально отличался от прочих: мы шли по малопопулярному среди туристов маршруту и, не считая немногочисленных деревушек, встретили на тропе только шестерых человек: одного туриста, две пары шерпов, нёсших грузы и старушку, поднимавшуюся по склону, вышедшую из неподалёку расположенной деревни Торе. Потому мы были почти как в настоящем походе – никто ни шумел, ни звенел, ни слушал музыку вокруг. А по противоположному склону долины шли вереницы туристов на популярном маршруте к/из Гокио. Мы ещё не знали, что обратно пойдём там.

Тропа на противоположном склоне

Тропа на противоположном склоне.

Вид назад на Пхортце

Вид назад на Пхортце.

Ненадолго выглянули Тамсерку и Кангтега

Ненадолго выглянули Тамсерку и Кангтега.

Тропа, несмотря на свою хоженность, не давала забыть, что мы в горах – то небольшая куча свежего снега, сошедшего с кулуара мини-лавиной, то смёрзший в лёд снежный шар диаметром сантиметров сорок попадались на нашем пути.

Остатки лавины

Остатки лавины.

Вид вверх по долине Дудх Коши Нади

Вид вверх по долине Дудх Коши Нади.

Дудх Коши Нади

Дудх Коши Нади.

На гребне показался дом Торе

На гребне показался дом деревни Торе.

Останец

Останец.

Люди идут по магистральной тропе

Люди идут по магистральной тропе.

В деревне Торе мы ещё раз столкнулись с необычной для нас организацией частного пространства у непальцев. Вскоре после входа в деревушку, тропа разветвилась на три части: средняя уходила по «приусадебному участку» к крыльцу дома, остальные огибали забор с разных сторон. Понятно, что выбор развернулся между верхним и нижним вариантами. Я был за верхний, Катя – за нижний. В итоге пошли наверх, но вскоре были остановлены криками шерпани, сидевшей на крыльце дома. Оказалось, что искомая тропа – это именно проходящая через участок рядом с входом в дом. Настолько это необычно для нас, что подобный вариант мы даже не рассматривали. Хотя подобное и было в первые дни пути, но затем в более туристических местах, жилые дома обычно были отгорожены от тропы. Видимо, сказывалось, что этим склоном долины иностранцы ходят редко.

Торе

Торе.

Як на гребне

Як на гребне.

Таре

Таре.

Через километр с небольшим был красивый ручей, стекавший вниз резвым потоком, берущим своё начало от ледника Чолатце, а ниже сваливавшийся в Дудх Коши Нади настоящими водопадами.

Каменные ступени

Каменные ступени, вид сбоку.

Вид вниз по распадку

Вид вниз по распадку.

Ручей по скальном ложу

Ручей по скальному ложу.

Мост

Мост.

Сразу за ним – поселение Таре с единственным домом, он же лодж ‘Himalayan’. В нём – три комнаты, где можно остановиться, жилые помещения хозяев, очаг, обеденный зал. Из местных присутствовали хозяйка и её отец, у которого, судя по всему, уже были некоторые проблемы с рассудком. Гостевые комнаты, кстати, не имели замков, но в этом месте и не страшно вещи было оставлять. Туалет – в пристройке на улице, обычный с дыркой посредине.

Лодж Himalayan

Лодж 'Himalayan' - единственный дом в Таре.

Разместившись, мы расположили постиранные в предыдущий день шмотки досушиваться на камнях, сами же принялись ожидать заказанный обед. В меню впервые за многие дни наличествовал чанг (что-то типа пива из просо), который мы не преминули заказать. Пришли к выводу, что он вкуснее, чем в Чхеплунге, но всё равно не дотягивал до напитка, что мы пробовали у перевала Чуток Ла.

Обед:
Чанг (2 кружки) – 160
2 шерпа стью – 700 (ещё вкуснее, чем два дня назад)
Жареная картошка с сыром – 400 (на ячьем сале)

Пообедав, вернулись к ручью, намереваясь читать под радостное журчание потока.

Ручей

Тропа.

Но не тут-то было: начали пробрасывать снежинки, вскоре превратившиеся в густые снежные хлопья. Всё затянуло непроглядной серостью, стало угрюмо, и ничего не оставалось, как вернуться в лодж.

Катя на севере

Катя на севере в Гималаях.

Пока сидели в комнате, с пастбищ начали возвращаться яки. Один из них с интересом заглядывал в нашу комнату, а мы прикидывали, что он своей башкой вполне может стекло высадить. Увидев наши шевеления внутри, он испуганно дёрнулся и убежал в сторону входной двери. Вскоре он был шуганут кем-то из хозяев и пронёсся, раскачивая испуганной мордой из стороны в сторону.

Внутри лоджа

Внутри лоджа.

Заметив, что в обеденном зале затопили печку, мы переместились туда, досушивая постиранную одежду и полотенца. Английский у хозяйки был не очень, но удалось выяснить, что её муж зарабатывает, водя альпинистов на вершины, дети учатся в школе интернате в Катманду, а в хозяйстве – 27 яков. Жаль, что не удалось получить ответ на интересовавший меня вопрос – приходят ли яки назад сами или их необходимо сгонять. К четырём часам дня снег полностью прекратился, частично открылись горы, но идти на улицу уже совершенно не хотелось.

В обеденном зале

В обеденном зале.

Вечером устроили весёлый ужин – выпили по две кружки чанга.