Гималаи. XXIV. Фериче - Пхортце.

14.04.15

Пройдено 11,2 км. Общий набор высоты 420 м, общий сброс – 820 м.

Каменные ступени

Каменные ступени.

Спутниковый снимок маршрута 14 апреля

Спутниковый снимок маршрута 14 апреля.

Карта маршрута 14 апреля

Карта маршрута 14 апреля. Красная линия - наш путь. Большие красные кружки - места ночёвок в Фериче и Пхортце.

Профиль пути 14 апреля

Профиль пути 14 апреля.

Вид вверх по долине Лобуче Кхолы

Вид вверх по долине Лобуче Кхолы, откуда мы пришли накануне.

Лодж Snow Land

Лодж 'Snow Land'.

Вид вниз по долине Лобуче Кхолы

Вид вниз по долине Лобуче Кхолы.

Джамданг

Деревушка Джамданг на другой стороне реки осталась в стороне от потоков туристов. Словно её отделяет от Пхортце не один километр, а десятки лет.

Завтрак:
Луковый омлет – 350
Мюсли с яблоком – 410
Тибетский хлеб с джемом – 450

Плакат про местную облепиху

Плакат про местную облепиху.

В небольшом магазинчике на окраине Фериче удалось купить коробок спичек за 20 рупий. Подаренных в Горак Шепе до конца похода, конечно бы не хватило.

С утра шлось сложнее, чем в предыдущий день – подтаявший снег за ночь смёрзся и тропа местами превратилась в бобслейный желоб. Особенно опасным был участок спуска к Лобуче Кхоле. Сразу за мостом тропа выходит на каменную насыпь с выложенным в ней проёмом для ручейка.

Насыпь

Каменная насыпь с водопропускным отверстием.

После подъёма на так называемый перевал Фериче (вверх-вниз вдоль реки) перед нами открылись знакомые места – из Оршо мы вышли ровно неделю назад. Снег радикально изменил пейзаж, всё поменялось до неузнаваемости.

Долина Имджа Кхолы

Долина Имджа Кхолы.

Фериче

Фериче.

Горы спят, вдыхая облака

Горы спят, вдыхая облака...

Лодж в Оршо

Лодж в Оршо.

Потеплело, пришлось снимать тёплую одежду. Как водится, шедшие по тропе шерпы остановились и с интересом наблюдали за процессом. Когда мы пошли, то они продолжили бежать вниз со свистом и улюлюканьем.

Катя

Имджа Кхола

Имджа Кхола.

Мост на тропе к базовому лагерю Ама Даблам

Мост на тропе к базовому лагерю Ама Даблам.

Яки в заснеженном загоне

Яки в заснеженном загоне.

Через несколько километров достигли развилки троп – и снова перед нами новые пути. На этот раз мы пошли по верхней тропе, должной вывести нас к Пхорце. Видели указатель вверх по склону «Начальная школа – 5 минут». Эта тропа проходит через Верхнее Пангбоче с самым душевным буддистским монастырём у нас на пути. Пронзительно-тягуче гудел барабан, было тихо и спокойно.

Ступа

Дхармачакра.

Вход в гомпу

Вход в гомпу.

За Пангбоче тропа повела нас траверсом крутого склона, то взмывая по каменным ступеням, то спускаясь серпантинами. Местами дорога была просто вырублена в скале, словно полка. По нашему мнению это место было наименее приспособлено для тропы из всех виденных ранее. Вверх иногда отходили боковые тропки. Судя по маячившими над нами яками, они ведут на высокогорные пастбища.

Тропа.

Где-то внизу шумела Имджа Кхола, было видно тропу, по которой мы шли от Тенгбоче.

Разрушенный и временный мосты через Имджа Кхолу

Разрушенный и временный мосты через Имджа Кхолу.

На этой высоте я уже, как обычно, шёл быстрее Кати, но, памятуя о её недавних достижениях на высоте удивился, почему она так медленно идёт, чем вызвал взрыв негодования.

Имджа Кхола

Имджа Кхола далеко внизу.

Серпантин

Куст у ступеней

Куст у ступеней.

Водопад

Двухструйный водопад на Имджа Кхоле.

Тропа преодолела гребень, разделяющий долины Имджа Кхолы и Дудх Коши Нади, и перед нами открылась своеобразная деревня Пхортце. Расположена она на достаточно большом ровном наклонном участке между долинами, возвышающемся над двумя долинами. Ходить внутри Пхортце нелегко: дорожки витиевато тянутся, зажатые меж каменными заборами, и часто совершенно непонятно, как дойти до нужной точки.

Пхортце

Пхортце.

Основная тропа уходила склоном к буддийскому монастырю, к деревне же спускалась тропа серпантином. К этому времени снег на ней уже растаял, но ситуацию это не улучшило – тропа была полна скользкой жидкой глины, налипавшей на подошвы, после чего они скользили по ней не хуже льда. Пришлось обходить тропу по склону, хоть и крутому, но намного менее скользкому.

Ещё издали нам приглянулся большой ярко-жёлтый лодж ‘Tashi Friendship’. Но, учитывая запутанную тропяную систему, пройти к нему оказалось не так-то просто. Поняв, что тропа уводит нас чересчур вниз, мы перелезли через невысокий каменный забор и прошли через несколько огороженных участков. Затем наконец-то удалось выйти на тропу, которая вывела нас ко входу в лодж.

Лодж Tashi Friendship

Лодж 'Tashi Friendship'.

Тропинка в Пхортце

Тропинка в Пхортце.

Цены были значительно ниже, чем в предыдущие дни – то, что высота была ниже 4 км сказывалось на них. При входе в лодж ты сразу попадаешь на второй этаж – здание стоит на склоне, и, чтобы попасть на первый, необходимо спуститься. Из окна нашей комнаты открывался вид на всю деревню и горы на противоположной стороне долины.

В лодже мы впервые после Намче Базара (т.е. за 12 дней) помылись в душе – благо, он был газовый. Душ оказался с приколами. С одной стороны, хозяйка сказала, что никакие регуляторы, кроме напора воды крутить не надо. Правда, я быстро разобрался, как можно усилить мощность горелки, не увеличивая напор воды, что превратило душ из тёплого в горячеватый. С другой, у него пережимался шланг. Но это стало понятно не сразу, в итоге я около двух минут стоял намыленный, пытаясь понять, почему перестала течь вода. А душ расположен в пристройке из тонких продуваемых стен, и жарко там совсем не было. Эта помывка имела далеко идущие последствия.

Обед:
2 картофельных супа – 500
2 жареных спагетти с овощами – 800

Пообедав, мы пошли погулять по посёлку к расположенным внизу ступам, а также поискать магазины – хотелось чего-нибудь вкусного. В нижней части посёлка откуда-то с боковой тропы поднялась женщина с вязанкой хвороста. В той части открывался вид на долину Дудх Коши Нади, и мы пытались понять, по какой из множества троп нам следует двигаться на следующий день.

Берёза в лишайниковой бороде

Берёза в лишайниковой бороде.

Пхортце Танга

Пхортце Танга.

Тропы на склоне

По какой из троп на склоне нам идти в грядущий день?

А вскоре рядом с нами, спасаясь от орла, приземлился гималайский монал, и я начал гоняться за ним по кустам с фотоаппаратом. В конце концов удалось сделать снимок, украсивший заглавный пост этой серии.

Гималайский монал

Гималайский монал.

Растяжки

Подобным замысловатым способом растягивают водонерпоницаемую ткань под крышей.

Возле ступ, ещё каменных, а не бетонных, в нашу сторону двинулся телёнок. Но Катины попытки его погладить ни к чему не привели: он оказался пугливым, и бочком прошёл мимо.

Каменная ступа

Каменная ступа.

Ступа на фоне посёлка

Ступа на фоне посёлка.

Катя и телёнок

Катя и телёнок.

В одном из огороженных участков увидели яркое пятно, оказавшееся ещё одним моналом.

Монал в загородке

Монал в загородке.

На обратном пути зашли в магазин, где купили компот и шоколадок, чай и туалетную бумагу. Потом я вернулся и купил ещё 2 пачки кокосовых печений всего по 50 рупий, как с гордостью сказал хозяин 'nepali price'. И, думаю, не обманул – в соседней деревне такие же пачки продавались за 300 рупий.

Ужин:
Запечённый картофель – 500
2 жареных капусты – 600

Как уже писал, чтобы попасть на первый этаж лоджа, где и душ расположен, нужно спуститься по лестнице. А его коридор скорее напоминал подвал своей сыростью – одна из сторон этажа была заглублена в склон.

Мрачный коридор первого этажа

Мрачный коридор первого этажа.