Гималаи. XXIII. Снежное пекло (Горак Шеп - Фериче).

13.04.15

Пройдено 11,4 км. Общий набор высоты 110 м, общий сброс – 980 м.

Зима

Зима.

Спутниковый снимок маршрута 13 апреля

Спутниковый снимок маршрута 13 апреля.

Карта маршрута 13 апреля

Карта маршрута 13 апреля. Красная линия - наш путь. Большие красные кружки - места ночёвок в Горак Шепе и Фериче. Маленький красный кружок - место обеда в Тхокле.

Профиль пути 13 апреля

Профиль пути 13 апреля.

Утро встретило нас двадцатисантиметровым слоем снега, покрывшим всё вокруг. Небо было плотно затянуто облаками. Кала Паттар окончательно отпал.

Утро в Горак Шепе

Утро в Горак Шепе.

‘Yeti Resort’ оказалось единственным местом, где отказались принимать заказ завтрака на 6:00 – «слишком рано». Ну что делать – заказали на 6:30, но и это было нет так-то просто: рисовый пудинг невозможно было сделать к 6:30, потому что «это слишком рано для такого долго приготовляемого блюда». Окончательно они зажрались в этом Горак Шепе. Так ведь и в 6:30 мы никакого завтрака не получили, ибо доблестные работники лоджа, пока хозяйка спит, перестают пытаться скрыть своё врождённое раздолбайство. А система заказа в этом лодже, напомню, такова, что мы записываем заказ в одну из тетрадей, а уже работники переписывают заказ на отдельный листок, отдавая его затем на кухню. Второй этап выпал, пришлось завтрак буквально выколачивать из них, так как никто исправить свой косяк энтузиазма не проявлял. В итоге начали есть только в 6:50, изрядно к этому моменту разозлившись.

Завтрак:
Овсянка – 470
Шоколадный пудинг – 450
Горячий шоколад (2 кружки) – 320

Собравшись, мы с радостью покинули негостеприимный лодж и выдвинулись в путь по уже проторенной тропе, напоминавшей траншею, тянувшуюся змеёй по ледниковым холмам. Было весьма скользко. Тут то и оказалось, что ходим в таких условиях мы быстрее подавляющего числа трекеров, для которых выпавший снег оказался сродни стихийному бедствию – на спусках скорость у многих из них падала до шага в несколько секунд, а не всегда возможность обойти была, в итоге формировались длинные паровозы. Когда же нам удавалось обгонять, то народ изумлённо косился на наши сапоги. Возможно, на них снисходило озарение: «Вот почему они так быстро бегут, а мы-то дураки – ботинки покупали». Хотя, там были и совсем оригинально экипированные личности (в основном женского пола) – в кроссовках. Трекинговые палки были от силы у каждого пятого. Мы потом обсудили с Катей, что если для нас Гималаи – это была квинтэссенция множества походов, и мы серьёзно готовились, то для некоторых, так сказать, трекеров, мероприятие было сродни прогулке в окрестный лес, в котором неожиданно для них оказались не асфальтированные дорожки, а камни, с тающим-намерзающим на них снегом. Хотя и шерпы тоже приуныли по такой погоде – перестали насвистывать песенки и посмеиваться.

Горы скрылись во мгле

Горы скрылись во мгле.

После выхода на прямой пологий участок, где в предыдущий день Катя чуть было не загнала меня, несколько раз попробовало проглянуть солнце (заглавный снимок). А снег при этом продолжал идти.

Несмотря на непогоду, навстречу двигалось немало туристов, надеясь, видимо, на её улучшение.

До Лобуче мы шли 1:45, при том что в предыдущий день в гору (но без снега) пробежали за 1:30. В Лобуче пейзаж заметно оживляли яки, деловито поглощавшие траву. Всё-таки очень своеобразные животины. Большую часть времени спокойно и даже печально взирают на мир, чем-то напоминая ослика Иа.

Яки трапезничать желают.

Ниже Лобуче начался участок, по которому мы ещё не ходили. Вот там-то мы и осознали, насколько нам до этого дня везло с погодой – ни разу ещё мы не ходили аки ёжики в тумане, когда никаких красот по сторонам не видно.

Прошли отворот на перевал Чо Ла. Хорошо, что туда мы и не собирались – тропа нехожена, так что уже на подходах мы бы умаялись, а лезть на сам перевал в такую погоду – безумие.

Вскоре после развилки начался небольшой подъём на так называемый перевал Тхокла, являющийся всего лишь пересечением краевой морены. Но склон, по которому траверсом шла тропа был весьма крут, и разминаться с яками на этот участке было особенно неприятно. На перевале Тхокла - многочисленные ступы и флажки в память погибших альпинистов, терявшиеся в сумрачном снеге.

Сразу после крутого спуска с перевала мы выбежали к небольшой деревеньке Тхокла всего с двумя лоджами, где и устроились обедать в гостевом доме 'Kala Patthar'. В этом месте было, пожалуй, самое вкусное шерпа стью за весь поход – в нём даже фасоль стручковая была. Яйцо для тоста было зажарено весьма аппетитно. К тому же всё приготовили очень быстро, а мятный чай был с настоящими листьями мяты, а не из пакетика.

Обед:
Шерпа стью – 400
Тост с яйцом – 550
Мятный чай (1 л) – 400

Стало проглядывать солнце и с крыш, словно лавины, начали сползать немалые пласты снега, образуя внизу сугробы до полутора метров. Из-за солнца резко потеплело, о чём я предупредил Катю: выйдя на улицу, я тут же побежал снимать термобельё, чтобы не спариться. Но Катюха решила, что мне просто стало тепло от того, что я поел, и не стала раздеваться. Однако, стоило и ей, выйдя на улицу, попасть под лучи невидимого светила, как мнение изменилось. Было уникальное сочетание непогоды и жары, которое невозможно увидеть у нас – когда в Сибири идёт снег, солнце не может стоять высоко над горизонтом, пробивая инфракрасными лучами облака. Потому мы и назвали его снежным пеклом.

Минут через 10 после деревни мы дошли до моста через бурную речку, рядом с которым отпаивали горячим чаем девушку. Видимо, ей поплохело с высотой. Нам же после Горак Шепа, спустившись до высоты 4550, казалось, что воздуха – хоть ложкой черпай: не было никаких признаков одышки и слабости даже на участках подъёмов.

За мостом была развилка: верхняя тропа по склону уходила в Чукунг, мы же, сбросив сотню метров, направились широкой долиной в сторону Фериче. Прошли деревушку Фулангкарпо с множеством загонов для яков. Видно, этого места, почти не коснулась туристическая лихорадка – единственный лодж и тот закрыт был.

Видимость никак не улучшалась, в Фериче мы вошли неожиданно для себя – потянулись заборы, домики, лоджи. Мы разместились в приглянувшемся нам лодж Snow Land, название которого идеально гармонировала с окрестным пейзажем. С комнатой нам не очень повезло – расположенная на втором этаже, почти незаметном с улицы, она была прямо над кухней, так что весь вечер мы слышали разговоры шерпов (не только местных, но и пришедших с другими туристами гидов и портеров), а разговаривают шерпы очень громко.

Вскоре после заселения мы пошли погулять по посёлку. Полностью закончился снег. На улице стоял свежевылепленный снеговик. Посмотрели на знаменитый госпиталь для пострадавших от горной болезни. Мы представляли его побольше. Самым большим же зданием оказался стоявший на отшибе лодж со слабо протоптанной к нему тропинке. Может он ещё и не действует. В Фериче – очень необычный памятник погибшим альпинистам.

Самый большой лодж в посёлке

Самый большой лодж в посёлке.

Снеговик

Снеговик.

Лодж Snow Land

Лодж 'Snow Land'. Если приглядеться, можно увидеть второй этаж.

Памятник погибшим альпинистам

Памятник погибшим альпинистам. Пространство между двумя половинами символизирует трещину в леднике или портал в скрытое измерение.

Вид со второго этажа нашего лоджа

Вид со второго этажа нашего лоджа.

Долина

К вечеру облака немного поднялись и стал виден последний этап нашего пути к Фериче.

До реки от домов далеко, потому вода подаётся по шлангам, то идущим по земле, то зарытым вглубь и достигающих длины несколько сотен метров.

В лодже висел плакат, разъяснивший нам значение слова ‘Lovism’, которое ранее неоднократно попадалось в виде надписей на камнях. Оказалось, что это какое-то сектантское ответвление буддизма.

Попробовали горячий облепиховый сок, сделанный из собранной в окрестностях облепихи. К сему действию призывал плакат, подробно рассказывающий, как это полезно для сохранения разнообразия местного растительного сообщества и занятости шерпов.