Апрель 2018
29 30

Гималаи. XVIII. Дингбоче - Чукунг.

08.04.15

Пройдено 5,0 км. Общий набор высоты 430 м, общий сброс – 0 м.

Спутниковый снимок маршрута 8 апреля

Спутниковый снимок маршрута 8 апреля.

Карта маршрута 8 апреля

Карта маршрута 8 апреля. Красная линия - наш путь. Зелёная линия - наш путь налегке. Большие красные кружки - места ночёвок в Дингбоче и Чукунге.

Профиль пути 8 апреля

Профиль пути 8 апреля.

Луна над крышей лоджа

Луна над крышей лоджа.

Завтрак:
Тибетский хлеб с омлетом – 450
Чапати с омлетом – 400 (и так не очень большой омлет был разрезан напополам и разложен на хлеб и чапати)
Молоко (2 кружки) – 160

В 7:10 мы выдвинулись в путь вверх по долине Имджа Кхоле к небольшому поселению Чукунг, притулившемуся у края ледника Лхотце. Это был первый за весь поход день, когда тропа просто набирала высоту, не теряя её на вверх-внизах. Крутых подъёмов по пути не было, и мы шли и шли по широкой, выпаханной ледником долине, пересекая по пути небольшие притоки. В наших горах такой маршрут был бы лёгкой утренней прогулкой, но на пути к Чукунгу всё было иначе. Некоторые пишут, что на высоте рюкзак по ощущением становится тяжелее, словно наполняясь свинцом. У нас такого чувства не было. То, что было, нельзя сравнить и со слабостью в низовьях, потому что там она обычно связана с переутомлением или болезнью. Ни того, ни другого не было, но ноги переставлялись куда медленнее обычного. Видимо, наиболее близко, наши ощущения напоминали чувства персонажа в сказочном мире, на которого чёрный маг наложил заклинание «слабость». Чем-то это напоминает радиацию – со всех сторон красота и благодать, но тебе всё хреновее и хреновее. Да ещё и есть хотелось после скудного завтрака.

Дингбоче

Обернувшись, можно было увидеть верхнюю часть посёлка Дингбоче.

Гребень

Правее посёлка - гребень вплоть до вершины 5073, куда мы поднялись в предыдущий день.

Табуче

На заднем плане - пик Табуче (6495).

Долина Имджа Кхолы покрыта густыми зарослями кустарничков

Долина Имджа Кхолы покрыта густыми зарослями кустарничков.

Нуптце, Лхотце и Айленд-Пик

Нуптце (7864), Лхотце (8516) и Айленд-Пик (6189). Если приглядеться, то левее треугольной пирамиды, что почти в центре кадра - г. Чукунг Ри (5550) - самая высокая точка, где мы побывали в Гималаях.

Ледник Лхотце

Ледник Лхотце.

Амфу Гябджен и Ама Даблам

Амфу Гябджен (5630) и Ама Даблам (6814).

Встретили группу, сопровождаемую вьючными яками.

Чукунг

Чукунг. Высота 4740 метров.

Чукунг по нашему мнению – самое прекрасное место за весь поход. Возможно, на уровне с ним был бы и Гокио, растай там озёра, но в замёрзшем и покрытом снегом варианте они явно не могли впечатлить своей красотой так, как великолепный ледник Чукунг. К тому же с другой стороны от ледника высилась величественная стена Лхотце, а недалеко от неё притулилась гора Чукунг Ри, на которую мы в итоге залезли. По общему впечатлению, маршрут в Чукунг не такой попсовый, как в базовый лагерь Эвереста. Не в том смысле, что он сложнее, а в том, что туда идёт меньше народу, и те, что идут в целом выглядят приятней среднестатистического трекера. На Чукунг идут за Красотой, а не для галочки "я был в EBC".

Ледник Чукунг.

Добравшись до Чукунга в 9:30, разместились (аж на три ночёвки) в Chukung resort (т.е. на курорте «Чукунг»). Здание отличалось необычной планировкой: жилое крыло было разделено на две части сквозным проходом под крышей. Потому из нашей комнаты попасть в обеденный зал можно было только через улицу. Причём со стороны внутреннего двора сквозной проход не выглядел сквозным – из-за излома в дальней части, и Катя несколько раз, возвращаясь в комнату, пыталась войти в здание через этот коридор-тоннель.

С противоположной стороны двора стоял неработающий лодж Ama Dablam view, потому его внутренний дворик превратился в закуток для сушки одежды и спальников – большую часть дня там светило солнце, да ещё и верёвка через двор висела.

В комнате, в отличие от предыдущих мест ночлега, компактные люминисцентные лампочки сменились светодиодными. Они более экономичны, и в них нельзя вкрутить переходник патрон-розетка, чтобы заряжать аккумуляторы забесплатно, а не за немалые деньги. Серьёзным недостатком является узкая направленность пучка – хорошо освещалось пятно между кроватями, оставляя сами кровати в полумраке, потому вечерами читать было неудобно, приходилось сгибаться в три погибели. В комнате было два варианта температуры – прохладно по вечерам, когда в окно светило солнце, и холодно в другое время суток – по утрам на окне вырастал лёд. А на высоте холод ощущается сильнее – телу не хватает кислорода, чтобы отапливать себя, потому чтобы согреться нужно не поприседать, а усиленно подышать чаще. Впечатлили окна в комнате: они сделаны из специальной марки стекла, не пропускающей инфракрасное излучение наружу, что частично удерживало тепло. Но на наш взгляд, в обитом изнутри фанерой каменном здании без должного утепления это помогало слабо.

Опишу особенности туалетов, характерные не только для этого лоджа, но и вообще для всех высотных гостиниц. Как водится, он был условно внутри здания: ты попадал в него прямо из жилого коридора, не выходя на улицу, всё было закрыто от ветра, но реально он находился не в капитальном каменном сооружении лоджа, а в тонкостенной пристройке. Чуть ниже от дома виднелась труба из выгребной ямы. Смыв – ковшик или отрезанный кусок пластиковой бутылки, плавающий в бочке, наполненной водой. Унитаз же мог на любой высоте быть как азиатским, так и европейским. Первый вариант, конечно, предпочтительнее. Кстати, такие полувнутренние туалеты – только для постояльцев. Все работники лоджей ходили исключительно в каменные «курятники» на улице.

Цены на еду в Чукунге выросли тоже ощутимо. Но зато и на порциях не экономили. Мы же, памятуя, о скромном размере шерпа стью и разрезанном омлете в Дингбоче, на всякий случай заказали и первое, и второе. Зато наелись. Обедали в 11 часов на открытом воздухе во дворике.

Обед:
Чесночный суп (2 порции) – 700 (на высоте воздух сухой и нужно больше жидкости, а чеснок помогает высотной акклиматизации)
Смешанная пицца – 700
Картофельные момо – 490

Картофельные момо

Картофельные момо.

В магазинчике купили две бутылки воды по 200 рупий за каждую. Окончательно убедились, что шерпани, продавшая нам воду за 250 рупий в Оршо, обнаглела по полной программе.
После еды пошли погулять в сторону ледника Чукунг, восхитившего нас ещё на подходах к посёлку. Сначала прошли с полкилометра по тропе, уходящей вверх по долине – на следующий день нам как раз было идти в радиалку по ней.

Чукунг остался позади

Ледник Лхотце

Ледник Лхотце.

Озерко

Затем свернули, пересекли Имджа Кхолу, в очередной раз порадовавшись резиновым сапогам, прошли мимо небольшого озерка и по гребню, заснеженному с одной стороны и растаявшему с другой, поднялись повыше. Увы, в это время солнце светило не сбоку, а прямо сверху на ледник, и его замечательные полосатые тени почти исчезли, лишая вид такого волшебного очарования, как при боковом освещении. Зато Ама Даблам при приближении предстала перед нами в новой ипостаси, совсем не похожей на ту, что видно с другой стороны из Тенгбоче и окрестностей.

Ама Даблам

Ама Даблам.

Кочки жёлтых растений

"Кочки" жёлтого растения.

Озерко

Озерко.

Бугры

По гребню этих бугров мы и шли.

Решив пройти ещё немного вверх, хорошо потропили снег на подъёме – в верхней части склона, на который мы залезли, проваливались уже по колено.

Катя поднимается по заснеженному склону

Катя поднимается по склону, покрытому снегом.

Наверху же долго сидеть не удалось: налетел ветер, срывая со снежных пластов крупинки снега, скрывая обзор не хуже непогоды.

Снежный порыв

Снежный порыв.

Ама Даблам

Ама Даблам.

Лхотце скрылась в облаках

Лхотце скрылась в облаках.

Ледник Нуптце, тропа на Чукунг Ри, стена Нуптце и скрытая облаками Лхотце.

Назад пошли немного другим путём, спустившись по чистому склону на пологий участок – со стороны подъёма его видно не было.

Жёлтая кочка

"Жёлтая" кочка.

Перейдя Имджа Кхолу, увидели сначала двух толстых коричневых птиц, а потом сразу шесть. Я устроил за ними настоящую фото- и видеоохоту. В лодже соседнем с нашим я увидел их на картинке с английским названием, а дома удалось узнать и русское - Гималайский (Тёмнобрюхий) улар, или гималайская горная индейка.

Гималайский улар

Гималайский улар.

Чукунг

Чукунг.

Chukung resort

Слева на переднем плане - наш Chukung Resort. На первом этаже его двухэтажной части - ресторан; под углом 90 градусов к нему пристроено крыло с комнатами, разделённое сквозным проходом. Справа - закарытый лодж Ama Dablam view во дворе которого мы развешивали сушиться спальники и постиранные вещи.

Коридор

Коридор в Chukung Resort.

Проход сквозь здание

Проход сквозь здание.

Меню

Меню и стоимость зарядки

Меню со стоимостью зарядки различных устройств, также указаны цены за Интернет.

Курорт Чукунг

Курорт Чукунг. Пристройка справа - туалет. Самое правое окно каменного здания - наша комната. Маленькая крыша с трубой на переднем плане - выгребная яма.

Во второй половине дня горы, как водится, скрылись в облаках, но под вечер последние немного растянуло, открывая потрясающие виды в закатных лучах.

Ужин:
Лапша с овощами – 520
2 шоколадных пудинга – 900 (увы, совсем не таких вкусных, как в Намче)

Странно, что как и во многих лоджах, запись заказов трапез сделана так безалаберно: вместо отдельной тетрадки для каждой комнаты существует пара-тройка тетрадей с беспорядочным записями – иногда в середине тетради есть свободные места, и пишешь там, иногда вообще записываешь на отдельном листке, который потом вставляется в тетрадку, так как в момент заказа ритуал поисков тетради не привёл к желаемому результату. Удивительно, как при такой системе, точнее при её отсутствии, всё-таки с обедом и ужином проблем почти не возникает – ни по времени, ни по заказанной еде. Большинство проблем – с завтраками, в чём мы и убедились на следующее утро.

Облака по склону Лхотце

Облака по склону Лхотце.

Облака надвигаются с нижней части долины

Облака надвигаются с нижней части долины.

Уличный туалет

Каменный сарай.

Мы

Мы.

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal сибирского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Yes! Вы добрались до Чуккунга!
Прямо, нет слов, как я рад за вас!
Наслаждаюсь каждым вашим кадром. Каждым словом.

Сравнивая Чуккунг с Гокио, признавая за Гокио миллион достоинств, я отдам пальму первенства Чуккунгу.
Здесь русская душа разворачивается в полную силу, и дышать можно (если это возможно на такой высоте) полной грудью.

Очень одухотворенное место!
Еще помедитирую, , глядя на снимки и что-нибудь еще на пишу. :) )

догадываюсь, под чьим влиянием Миша добрался до Чукхунга! )) место хорошо известно, но - в узких кругах )

Насчёт узких кругов - удивляет. От Дингбоче - рукой подать, инфраструктура есть. А вот подавай всем EBC, хоть ты тресни.

Может, это и к лучшему...
Должны же быть заповедные места...

"Не верьте DM! Заведет и бросит! В Чуккунге..." :)

Есть мнение, что эти чудесные курочки зовутся также "тибетский улар", или "конгма".