Гималаи. XVII. Оршо - Дингбоче.

07.04.15

Пройдено 3,0 км. Общий набор высоты 205 м, общий сброс – 20 м.

Ама Даблам

Ама Даблам.

Спутниковый снимок маршрута 7 апреля

Спутниковый снимок маршрута 7 апреля.

Карта маршрута 7 апреля

Карта маршрута 7 апреля. Красная линия - наш путь. Зелёная линия - наш путь налегке. Большие красные кружки - места ночёвок в Оршо и Дингбоче.

Профиль пути 7 апреля

Профиль пути 7 апреля.

С утра мы, к несчастью, имели возможность узнать, что работницам лоджа Sunrise от своей тётки в Тенгбоче досталось только стяжательство, но не качественная работа. В 6:24 мы вышли в ожидании заказанного на 6:30 завтрака. В обеденном зале ещё спало множество шерпов, сопровождавших заселившиеся после обеда группы. Никто не собирался вставать. Через минуту выбежала заполошная работниц с вопросом, что будем есть, а главное, когда. Это показало, что всё плохо. Раздражённо хором мы ответили: «Сейчас!», напомнив что же мы заказывали. Минут через 15 мы вышли уже в очередной раз, а т.к. шерпы из обеденного зала вставать не собирались, то нас решили покормить на крытой веранде, где обычно едят днём (мы, правда, обедали внутри, так как в предыдущий день в обед она была переполнена). Но и здесь ждал подвох: пропал нужный ключ. Попытки открыть другим ключом, на удивление, результата не дали. Так прошло ещё пять минут, после чего я предложил вариант, что мы поедим у себя в комнате. Вскоре нам туда и принесли еду, но меня насторожил вопрос: с чем мы хотим тибетский хлеб – с мёдом или джемом. А я заказывал его с яйцом. Пришлось возвращать хлеб на кухню и ждать, пока пожарят яйцо и положат его сверху. Так пролетели полчаса.

Завтрак:
Французский тост – 500
Тибетский хлеб с яйцом – 500
Молочный чай (1 кружка) – 90
Масала (1 кружка) – 100

В этот день нам предстояло пройти совсем немного: как я уже писал, мы не стали от Тенгбоче сразу доходить до Дингбоче, чтобы затем устраивать там акклиматизационную днёвку, а пошли более короткими отрезками. Путь был большей частью пологим и несложным.

Другой берег реки

Другой берег реки.

Возле нетуристической деревни Тсуро Ог к нам прибился щенок, судя по всему, боявшийся кружившихся в небе ворон. Но за нами он шёл недолго – перед мостом через Лобуче Кхолу он в страхе остановился и начал скулить – мост был капитальным, надёжным, но представлял собой частые поперечные прутья, которые для щенка не выглядели частыми. Так и остался он на другом берегу реки.

Мост через Лобуче Кхолу

Мост через Лобуче Кхолу.

Лобуче Кхола впадает в Имджа Кхолу

Лобуче Кхола впадает в Имджа Кхолу, хотя из водности потоков выглядит наоборот.

Сразу после моста мы повернули вокруг склона и оказались на солнечной стороне – пришлось снимать тёплую одежду, к тому же впереди и подъём был. Склон, по которому мы поднимались был чрезвычайно сыпучим, и даже каменные укрепления не убеждали в надёжности тропы.

Тропа по опасному склону

Тропа по опасному склону.

На тропе

На тропе.

Поднявшись, мы вышли в закрытое с двух сторон небольшое плоское понижение. Место было таким уютным и укромным, что хотелось в нём задержаться и пожить в палатке.

Кустарничек

Кустарничек.

Укромная западина

Укромная западина.

За ним был небольшой подъём на очередной гребень, спуск, а затем почти горизонтальный путь к Дингбоче.

Дингбоче

Дингбоче. По гребню слева от него мы пошли на наш первый пятитысячник.

В посёлке мы не стали долго выискивать места, а остановились во втором слева по ходу лодже – Ama Dablam view. До следующего утра мы так и оставались в нём единственными постояльцами.

Разместившись, мы пошли в радиалку в сторону пика Нагарцанг. Вариантов, как начать путь было два: вернуться на 50 метров и подняться мимо ступы на гребень или пойти вперёд и свернуть на следующем повороте. Мы выбрали второй вариант. Выбор оказался неверным – мы шли и шли по посёлку, а своротов так и не было. В итоге прошли до самого конца Дингбоче, после чего только и удалось свернуть к гребню, повернув почти назад.

Нельзя сказать, что на гребне мы были одиноки. Скорее наоборот: большое число туристов, пришедших в Дингбоче в предыдущий день, тоже совершали акклиматизационный выход. Но так как у нас перед этим времени на акклиматизацию было больше, то многих мы постепенно обгоняли на подъёме. К тому же многие группы шли не до верха, а поворачивали с середины склона. Потому выше тропа была менее натоптанной.

Табуче (6495)

Табуче (6495) и Аракам Тце (6423).

Долина Лобуче Кхолы

Долина Лобуче Кхолы. По ней большинство трекеров уходит к леднику Кхумубу и базовому лагерю Эвереста.

На подъёме

На подъёме.

Облака над низовьями

Облака над низовьями.

Периодически включал навигатор. Высота стремительно росла: 4600, 4720, 4860 метров. Катя сказала, что так мы и за пять километров перевалим, и оказалась права, хотя у меня и были опасения, что может не хватить дыхалки на подъём – каждые последующие 100 метров высоты давались всё сложнее и сложнее.

Малангфуланг

Малангфуланг (6573).

Ледник Чукунг

Ледник Чукунг.

Обратный взор

Обратный взор.

По пути неоднократно встречалось красивое звёздчатое растение.

Горное растение

Горное растение.

По завершении травянистого склона тропа пробралась среди камней, вышла на скалистый участок и закончилась на пупыре высотой 5073 метра. Виды с него были изумительные – в три стороны открывались широкие ледниковые долины, ограждённые Горами. Внизу же громоздились облака, пока никак нам не мешавшие. Но сидеть там, любуясь окружающей красотой, возможности не было – слишком уж много тусило на вершине людей, потому обстановка не располагала к спокойному созерцанию.

Вершина 5073

Вершина 5073.

Верховья Имджа Кхолы

Верховья Имджа Кхолы. Вдали виднеется макушка Макалу (8485) - пятой по высоте вершины мира. Слева подходят валы ледников Нупце и Лхотце, справа белоснежно сияет ледник Чукунг.

Чукунг

Посёлок Чукунг притулился у подножия ледника. В него мы пойдём на следующий день.

Приближение непогоды

Приближение непогоды.

Ама Даблам и Катя

Ама Даблам и Катя.

Орёл

Орёл.

Сделав несколько снимков, мы поскакали вниз. Интересно, что на спуске наваливавшаяся на подъёме свинцовая тяжесть бесследно исчезла, и никаких проблем с высотой мы не чувствовали. Резво мы опередили несколько групп, спускавшихся с осторожностью, достойной реально опасных участков.

Участки в Дингбоче

Участки в Дингбоче.

Назад в лодж мы прошли уже через ступу по гребню, что действительно оказалось намного быстрее.

Ступа над посёлком

Ступа над посёлком.

Вид на пройденный путь

Вид на пройденный путь.

Сушится местное топливо - ячий помёт

Сушится местное топливо - ячий помёт.

Як

Як, послуживший аватаркой для этой серии.

Вид из Дингбоче на путь к вершине

Вид из Дингбоче на путь к вершине.

Вспашка

Вспашка. Не сильно отличается от иллюстраций в учебнике истории про трёхтысячелетней давности Египет - стоит лишь убрать снег и заменить яков на буйволов.

Уже было пора обедать, но возникли определённые трудности – в лодже никого не было. По идее можно было перелезть за стойку и натырить оттуда шоколадок и прочего, но мы – люди честные, и так делать не стали. В конце концов показался молодой парень, к которому я обратился с вопросом насчёт обеда, он вышел на задний двор и крикнул деда, который, как оказалось, сушил/сортировал там картошку.

Сделав заказ, я пошёл в дальний конец Дингбоче набрать из шланга воды для кипячения – стратегически от нашего крюка через весь посёлок польза нашлась. До реки было спускаться далеко, а других доступных источников воды мы не видели. По пути удалось купить газовый баллон, т.к. показалось, что газ уходит сильно быстро. Этот-то баллон в итоге лишним и оказался. Но мы ещё не знали, ни что в Горак Шепе воды для кипячения и набрать-то негде, ни, что не пойдём через перевал Ренджо. В противном случае он бы и потребовался. Баллоны продавались в единственном магазинчике и стоили 1200 рупий. Решил, что для такой высоты это нормальная цена и торговаться не стал. В другом магазине купили 3 вкусных шоколадки весом 145 г по 500 рупий на переходы и радиалки, банку компота за 350 рупий на вечер и печенья за 350 рупий в качестве десерта. Печенье сторговал с 500 рупий, ибо цена за него явно была заломлена.

К этому моменту разболелась голова. Странно, пока на гору лезли – не болела. Выпил по таблетке темпалгина и диакарба. Полегчало но не совсем. Отпустило только после того, как пообедали. Видимо, это была обычная головная боль от голода.

Обед:
Похлёбка шерпов – 350 (порция была такой маленькой, что я совсем не наелся, и Катя делилась со мной пиццей)
Пицца с сыром, овощами и тунцом – 500

Поставил на зарядку аккумулятор фотоаппарата, за что отдал 500 рупий.

Вскоре после обеда к нам постучал старик – работник лоджа со странным вопросом, когда мы хотим, чтобы сделалось тепло. На такой высоте хотелось, чтоб было тепло постоянно, но суть вопроса, видимо была в ином. Задав пару уточняющих вопросов, мы поняли, что он интересуется, во сколько затопить печь в обеденном зале. Приятно удивившись, мы решили, что за 20 минут до ужина будет в самый раз.

Затем я отправился набрать ещё воды и попытаться позвонить – в Дингбоче связи не было. С водой получился облом – она текла уже с мутной взвесью, видимо за день русло ручья подтаяло. Со звонком тоже сначала вышло не очень – на гребне, по которому мы поднимались на гору, ничего не ловилось. Перешёл на соседний, под которым виднелась деревня Фериче со специализированной больницей по борьбе с высотной болезнью. Нам даже по пути плакаты попадались: «Только дайте мне дойти до Фериче, и я разделаюсь с горняшкой!». Это при том что сама Фериче расположена на высоте 4250 метров. Связи не было и над деревней. Памятуя, что в предыдущий ночлег сеть была, я пошёл назад в зону прямой видимости Тенгбоче – сначала по гребню над долиной Лобуче Кхолы, а потом перейдя на соседний, что над Имджа Кхолой. Вот там-то сеть и появилась, удалось позвонить маме и написать смску тёще. Катя всё это время читала в лодже, не захотев идти гулять. К моменту моего возвращения уже успела меня потерять – всё-таки я не собирался больше часа ходить.

Погода испортилась. Облака, пухнувшие в нижней части долины, распухли и до нас, закрыв вершину, на которую мы поднимались в первой половине дня. Со склона исчезли трекеры, стал пробрасывать снег.

За 10 минут до ужина мы вышли в обеденный зал. Никакого огня там не было. На кухне, как и за стойкой тоже было пусто. Мы расстроились, что ужин будет неизвестно когда, и что про нас опять забыли. Но через десять появился весёлый шерпа, сказавший, что еда будет в течение десяти минут, растопил печку, и мы расслабились.

Ужин был вкусным. После него сидели-грелись у печки вместе с хозяевами лоджа – кроме как в обеденном зале печки нет нигде, и для них вечер в обеденном зале – тоже единственная возможность погреться. Пока мы ходили по Дингбоче, заметили полное отсутствие детей, так что у нас возникла мысль, что может это вообще посёлок только для туристов без постоянного населения. Спросили об этом хозяина лоджа, оказалось, что люди здесь живут, но школы нет, потому детей отправляют в интернат или в Кхумджунг, или в Катманду. Мы содрогнулись от мысли, каково ребёнку, проведшему раннее детство среди гор оказаться в большом перенаселённом городе.

Ужин:
2 далбата – 1000 (вот тут я оторвался за скудный обед и отъелся до пуза; кстати, добавку предлагали сами и в большом количестве, хотя Кате и не понадобилось)
Мятный чай (2 кружки) – 160

P.S. Лодж Ama Dablam view в Дингбоче нам понравился.