Ноябрь 2017
      1 2 3 4
26 27 28 29 30

Гималаи. XI. Канре - Чхеплунг.

01.04.15

Пройдено 15,2 км. Общий набор высоты 860 м, общий сброс – 760 м.

Тропа

Тропа.

Спутниковый снимок маршрута 1 апреля

Спутниковый снимок маршрута 1 апреля.

Карта маршрута 1 апреля

Карта маршрута 1 апреля. Красная линия - наш путь. Большие красные кружки - места ночёвок в Канре и Чхеплунге. Маленький красный кружок - место обеда в лодже Khumbu view.

Профиль пути 1 апреля

Профиль пути 1 апреля.

Завтрак:
Тибетский хлеб с сыром и омлетом – 300
Горячий шоколад (2 кружки) – 120
Цампа каша – 200 (залитая кипятком мука из слегка прожаренных зёрен ячменя)

С начала дня продолжили достаточно крутой подъём, начатый накануне. Порадовались, что не стали рвать когти в предыдущий день в попытке забраться повыше – замного получилось бы. Да и погода в первый день апреля просто радовала – во время движения с разных сторон открывались виды на заснеженные вершины.

Почти безоблачное небо

Почти безоблачное небо.

Г. Карелунг

Г. Карелунг (6530).

Вид в сторону верховий Дудх Коши Нади

Вид в сторону верховий Дудх Коши Нади.

Г. Кхумбу

Величественная каменная пирамида левее середины кадра - г. Кхумбу (5765), в левой части кадра - снежные флаги г. Чо Ойю (8201), в центре снимка - Гячунг Канг (7952).

Цветущее дерево

Цветущее дерево.

Завершив подъём, тропа свернула вверх по Пайе Кхоле, максимально удалившись от главной долины за весь дальнейший путь. Начался необычный двухкилометровый участок тропы, чью особенность сложно передать фотографиями. Выросший на крутом склоне густой кустарник, сквозь который вилась тропа, словно сдавливал её с двух сторон – и до и после она была заметно шире. Поэтому попадавшиеся навстречу караваны ослов приходилось пропускать, прижимаясь к многочисленным здесь скалам, часто нависавших прямо над дорогой (заглавный снимок). На пути до самого пересечения с рекой не встретилось ни одного строения – их просто некуда было бы воткнуть. Примерно посредине этого таинственного отрезка по небольшому распадку круто вверх уходила малонатоптанная тропка, названная по чьей-то фамилии – по ней проходит один из маршрутов на пик Мера.

Взгляд назад

Взгляд назад, на тропу после глубокой западины.

Зато другой склон, куда мы попали после пересечения Пайи Кхолы, был довольно плотно застроен вдоль тропы. Там в одном из магазинчиков мы купили шоколадку и пару мандаринов. К этому месту мандарины подорожали аккурат в два раза относительно вчерашних – каждый стоил по 30 рупий.

Заколоченный лодж

Заколоченный лодж в Пайе.

Нужно больше рододендронов

Нужно больше рододендронов.

Зелёные нити

С дерева свисают какие-то узкие зелёные листья, видимо, паразита.

На другом склоне остался таинственный участок тропы

А таинственный участок тропы виднеется уже на другой стороне долины - оттуда мы пришли.

На фоне по-простому одетых жительниц, нас удивила женщина, прошедшая навстречу чуть ли не в деловом костюме с папкой с документами. Но и она по своим делам шла пешком, а не ехала, к примеру, верхом. В целом в этих местах на 20-30 обычных шерпов попадался один без корзин и прочего груза, прилично одетый. Но данная женщина выделялась и на их фоне. Ещё примерно в этом же месте встретили группу детей в одинаковых спортивных костюмах, бодро шагавших по тропе.

Примерно там же к нам прицепилась агрессивная собака, что абсолютно нехарактерно для этих мест – это был единственный случай за всю поездку. Собака – из шавок, рычала, лаяла и несколько раз бросалась в попытке укусить. Трекинговыми палками удалось её отогнать чуть подальше, после чего я попытался пугнуть её камнем. На само поднятие она среагировала слабо, от камня успела уклониться, причём это нисколько не подвигло её ретироваться. Уже не помню, как удалось от неё отвязаться.

На очередную остановку на отдых (а мы старались идти в режиме 40 минут идём, 10 – сидим) на уютной полянке чуть повыше тропы. Когда пришло время идти дальше, пропустили один караван, второй, потом мне это надоело, и я настоял продолжить путь. Катя пошла вперёд, я же, чуть замешкавшись с застёгиванием пояса у рюкзака, поспешил её догнать и, спускаясь на тропу, поскользнулся на глине, скатившись прямо под копыта ослам. Успел быстро вскочить и пойти дальше, но сильно измазал и рюкзак, и штаны.

Вскоре мы добрались до так называемого перевала Чуток Ла (2775), который по нашим понятиям и не перевал вовсе: тропа вывернула из долины Пайя Кхолы в большую долину Дудх Коши Нади, нёсшей свои воды в километре под нами, немного поднялась наверх и устремилась по склону вниз. Но за счёт поворота на 90 градусов вид изменился почти как после взятия перевала. Перед наши взором открылась Лукла, овеянная в наших думах каким-то своеобразным ореолом: мы столько читали про неё, и вот она перед нами. К тому же Лукла – это уже так близко к Эвересту, даже с Чуток Ла до него по прямой уже ближе, чем до Джири, а ведь у нас всего седьмой походный день. В общем, возникло чувство, что наша цель уже не где-то в необозримом далёко, а в досягаемости, и мы дойдём, куда хотим.

Самолёт взлетел из Луклы

Самолёт взлетел из Луклы, что прячется за деревом.

Напротив - долина Луйя Кхолы

Напротив - долина Луйя Кхолы.

Вдали - Лукла, ближе - лодж Khumbu view

Вдали - Лукла, ближе - лодж Khumbu view.

Лодж Khumbu view

Лодж Khumbu view, где мы остановились обедать.

В этот день у нас было одно из самых лучших с видовой точки зрения место обеда: мы расположились на улице в уютном дворике приткнувшегося на крутом склоне лоджа. Под нами шумела река, напротив была широкая долина её притока, выше по течению красовались величественные горы, да ещё и у нас на глазах садились и взлетали самолёты – до Луклы было рукой подать. Однако, как водится, никакого обещанного названием лоджа вида уже не было: Кхумбу, помаячив с утра, скрылась в облаках.

Лукла

Лукла.

Угол ресторанного дворика

Угол ресторанного дворика.

Хищник

Хищник.

В этот день окончательно разобрались с особенностями местного роуминга: если через оператора Ncell можно и звонить/принимать звонки, и отправлять/получать смски, то Nepal Telecom почему-то без проблем работает только с смсками, звонить не даёт в принципе (робот сообщает: «Данный номер не может быть набран с вашего телефона»), а принимает звонки через пень-колоду.

В меню был какой-то непонятный местный напиток «чанг», мы решили его попробовать. Благоразумно ограничились одной порцией, так как я справедливо подозревал, что он алкогольный. Сначала по вкусу мы решили, что он делается на молоке, позже же вычитали, что это просяное или ячменное пиво, известное в Тибете, Непале и Индии. Из трёх мест, где мы пробовали его, здесь оно оказалось самым вкусным. Немного зашумело в голове, но после десяти минут ходьбы всё прошло. Непонятно, зачем платить сотни рупий за бутылочное пиво, когда есть свежее местное.

Обед:
2 жареных картошки с яйцом и сыром – 700
Чанг – 80
Шерпа чай – 300

В этом же месте впервые столкнулись с негативными особенностями местного сервиса. Как только мы пришли, хозяйка, не дождавшись заказа, молча вынесла нам литровую бутылку воды. Осмотрев её, мы поняли, что она запечатана, т.е. нам просто пытаются в нагрузку продать ненужную нам вещь – мы-то по дороге пили кипячёную на горелке воду, что было заметно дешевле, нежели покупать бутилированную. Пришлось сделать акцент, что нам вода не нужна, чтоб потом в счёт не включили.

Наблюдали забавную историю, как шерпы-носильщики, остановившиеся на обед, попытались расположиться в ресторанном дворике, но были оттуда выгнаны хозяйкой – заказывать-то они ничего не собирались, у них с собой были и газовая плитка, и баллон, и кастрюли, и вода с едой. Понаблюдав, как один из шерпов разгружает свою корзину, мы заметили, что после вытаскивания всех атрибутов обеда, в ней почти ничего не осталось. Т.е. полезный груз несут только двое из трёх человек.

После обеда спуск стал ещё круче, и, добравшись до деревни Сурке, мы ощутили, что, несмотря на палочки, колени всё-таки устали от такой нагрузки. Сурке находится в почти горизонтальном расширении долины Сурке Кхолы, низвергающейся далее к своему устью бурными порогами и водопадами.

Сразу за деревней – очередной достаточно крутой подъём.

Водопад на Дудх Коши Нади

Водопад на Дудх Коши Нади.

На другом берегу - деревушка Накджунг

На другом берегу - деревушка Накджунг, на которую туристический бум не оказал никакого влияния - она лежит в стороне от маршрутов.

Ханди Кхола

Ханди Кхола, вид с висячего моста.

Канадка переходит Ханди Кхолу

Канадка переходит Ханди Кхолу.

За очередным висячим мостом нас догнала бодро шагавшая в одиночку канадка, которая поинтересовалась, не знаем ли мы, где сворот на Луклу. Увы, прямая тропа к этому посёлку не была внесена в навигатор, потому помочь мы ничем не могли. Начался дождь, быстро разошедшийся до умеренного с градом, мы натянули накидки на рюкзаки и надели плащи, канадка же ограничилась каким-то куском полиэтилена, прикрывавшем верх рюкзака. Вскоре дошли до малохоженной тропы почти в обратном направлении, но резко в гору, куда и ушла одинокая странница. У меня были серьёзные сомнения, что к Лукле такая маргинальная тропа, но спутниковый снимок дома убедил меня в обратном.

После очередной небольшой речки, мы устроились отдохнуть под своеобразным естественным навесом – огромная глыба нависала отрицательным углом, создавая естественное убежище, примерно 3*5 метров. Позже подобные встречались не однажды, но, к сожалению, часто в них совсем не хотелось заходить – их использовали в качестве туалета как скот, так и люди. Сразу же у входа в мини-пещерку – большой камень мани. Выше они будут встречаться так часто, что мы уже почти перестанем обращать на них внимание, кроме самых необычных.

Камень мани

Камень мани и мост.

Поднявшись от укрытия по каменным ступеням, мы вошли в большой посёлок Чаурихарка, растянувшийся почти на два километра. В нём прошли уже более солидную тропу на Луклу, отмеченную указателем, а примерно через километр мы вышли на магистральную тропу Лукла – Намче, по которой идёт большинство туристов. Как раз перед этим я цитировал Кате один из отчётов, где писалось: «Идя несколько дней среди многочисленных групп туристов, портеров, как сопровождавших их, так и несущих местные грузы, мы вскоре начали скучать по малолюдным тропам первой части пути». И действительно число людей выросло на порядок. За каких-то 15 минут мы обогнали несколько, видимо сегодня прилетевших групп, число человек в которых достигало двадцати. Катя грустно заметила: «Я уже прямо сейчас скучаю».

Тропы сошлись в посёлке Чхеплунг, в котором мы и планировали остановиться на ночёвку. Как позже выяснилось, это было последней на маршруте территорией низких цен – из-за близости к Лукле мало кто останавливается в нём, пытаясь пройти дальше. А на обратном пути, соответственно, стараясь дойти до Луклы, чтобы успеть зарегистрировать билеты на обратный вылет. Там интересная система: в сезон, даже если у тебя куплены заранее билеты на самолёт Лукла – Катманду, чтобы тебе забронировали место, необходимо отметиться за сутки до вылета. Причина подобной канители мне непонятна – ведь в день вылета в любом случае идёт уже основная регистрация на рейс, если конечно погода лётная. С другой стороны, если есть места, то ты можешь улететь по своему билету в любой день, хоть раньше, хоть позже указанного, и доплачивать за это не надо. Потому билет с открытой датой на этот маршрут смысла не имеет, и если мест на всех не хватает, подобных пассажиров садят в последнюю очередь.

Пройдя по посёлку, мы остановились у приглянувшегося нам лоджа, где на первом этаже работал магазинчик, и поинтересовались насчёт ночлега. На наше удивление, сидевшая в магазине шерпани не являлась хозяйкой лоджа и открывать нам не стала, а подошла к тропу и стала кричать вниз, зазывая свою товарку подняться наверх, чтобы заселить нас. Хозяйка же гонялась по склону за коровой. Понаблюдав, что и после зазывательных криков, она продолжила своё увлекательное занятие, мы плюнули на этот лодж, и пошли дальше. К нашему удивлению дома закончились, тропа по леску свернула в небольшой распадок. Следующий лодж был лишь через 400 метров, в нём-то мы и остановились.

Дом стоял на отвоёванной у крутого склона площадке, поэтому с тыльной стороны выход на улицу был на уровне второго этажа. Там-то за пределами здания и располагались в одном сарае туалет с душем. Принимать холодный душ на туалетном полу желания не было, хотя изначально помыться мы хотели: всё-таки уже четыре дня прошло с душа в Джанбеси, из которых три ходовых.

В меню мы обнаружили наличие уже понравившегося нам днём чанга, а также некоей рокси. Заказали по одному стакану каждого напитка, поделив их между собой напополам. Чанг здесь был менее вкусным, нежели днём, хоть и в два раза дороже, а рокси, как я и подозревал, оказалась рисовой водкой градусов тридцати, похожей на саке.

Меню

Меню.

Приносила блюда хозяйка, а убирала со стола её десятилетняя дочка, отчего мы чувствовали себя несколько неуютно – этакие белые колонисты.

Ужин:
Говяжья тхукпа – 250 (суп-лапша)
Куриный тхендук – 300 (это уже как второе блюдо и заметно вкуснее)
Мясные момо на пару – 280
Лимонный чай (1 л) – 300
Рокси – 100
Чанг – 170

Наш лодж

Наш Alpine guest house.

Сакура

И снова эти усыпанные цветами кусты напоминают японскую сакуру.

Тропа в Чхеплунге

Тропа в Чхеплунге.

>>после чего я попытался пугнуть её камнем. На само поднятие она среагировала слабо, от камня успела уклониться, причём это нисколько не подвигло её ретироваться

Видать, не общалась с камнями раньше. Или мало и плохо общалась ;)

Кстати есть собаки, которые боятся палок, есть - камней. А как-то рассказывали совсем удивительную историю. Ехала по деревне группа велосипедистов человек двадцать, и у одного дома на них очень агрессивно нападала собака, успевая иных и хватать за штаны. Некоторые останавливались и пытались ее вразумить палкой или камнем, пока остальные проедут. Но получалось плохо - и то и другое ей было до лампочки, только злее становилась, пришлось прикрываться велосипедом и самому ретироваться. И тут у одного в процессе расстегнулся клапан рюкзака и отуда вывалилась эмалированная миска. Как собака рванула к себе в подворотню!.. и лаяла уже оттуда, поскольку, пока все не проехали, он на всяки2 случай стоял и миску назад не убирал, а бренчал ею обо что-то :)

>>Величественная каменная пирамида левее середины кадра - г. Кхумбу (5765), остальные, увы, опознать не смог.

после долгого втыкания в карту и гуглоземлю возникла версия, что снежные флаги слева полощутся на ChoOyu, а справа выглядывет Gyachung Kang

Спасибо, отредактировал подпись к снимку.

Тихо завидую вашему путешествию.

Карелунг впечатляет.

Угу, даже не столько сама вершина, сколько скальный массив перед ней.