Ноябрь 2017
      1 2 3 4
26 27 28 29 30

Гималаи. IX. Джунбеси - Нунтала.

30.03.15

Пройдено 16,1 км. Общий набор высоты 870 м, общий сброс – 1370 м.

Горизонтальная тропа

Почти прогулочная тропка.

Спутниковый снимок маршрута 30 марта

Спутниковый снимок маршрута 30 марта.

Карта маршрута 30 марта

Карта маршрута 30 марта. Красная линия - наш путь. Большие красные кружки - места ночёвок в Джунбеси и Нунтале. Маленький красный кружок - место обеда в Рингму.

Профиль пути 30 марта

Профиль пути 30 марта.

Завтрак:
Омлет с сыром – 220
Жареные яйца – 170
Молоко (2 кружки) – 80

Поутру, резво спустившись к реке, мы начали подъём. Тропа почти сразу ушла вверх от свежепостроенной дороги, быстро набирая высоту. Среди леса попадались открытые участки с домами на склоне.

Медицинско-поучительный плакат на доме

Медицинско-поучительный плакат на доме.

Затем началось выполаживание, тропа вилась по зелёному лесу, очень напоминавшему растительность сибирских предгорий. Даже ручей тёк.

Такой родной лес

Такой родной лес.

Лес, однако, вскоре закончился, и мы пошли по одному из самых приятных участков тропы – она была проложена по степному склону и шла почти горизонтально без взлётов и падений. Где-то внизу блестела нитка Джунбеси Кхолы, вились извивы дорог.

Вид назад

Обернувшись назад, можно увидеть перевал Ламджура Ла, пройденный двумя днями ранее.

Сиреневые цветы

Сиреневые цветы.

Катя

Катя.

Тропа. Взгляд назад

Тропа. Взгляд назад (вид вперёд - на заглавном снимке).

Вдоль тропы несколько раз встречались дома маоистов, помеченные серпом и молотом. Почему-то все поголовно были пустыми, а некоторые и явно заброшенными.

Старый дом

Старый дом.

Деревья-стражи

Деревья-стражи.

Пройдя поверху над местом впадения Джунбеси Кхолы в Дудх Кунда Кхолу, мы свернули налево, вверх по долине последней. В деревне Фуртенг, расположенной сразу за поворотом, видели грустящих японцев, бродивших возле Everest mountain view guest house – низкая облачность закрывала горизонт, и никаких видов Эвереста не было. Вспомнилась песенка «А чукча в чуме ждёт рассвета».

Между Фуртенгом и следующей деревней Салунг мы встретили бодро шедшую навстречу путешественницу-одиночку. Уже позже, по возвращении домой, я понял, что это была минчанка vermut, чей прошлогодний отчёт я в числе прочих использовал при планировании нашего похода.

Ступа на склоне

Ступа на склоне.

Террасные поля

Террасные поля - плод многолетних усилий. Сильно пострадали после землетрясения 25 апреля.

Телёнок на привязи

Телёнок на привязи.

Вид на Рингму

До деревни Рингму по прямой - рукой подать.

Мост через Дудх Кунд Кхолы

Но нам необходимо ещё пересечь два притока Дудх Кунд Кхолы, а затем перейти последнюю по подвесному мосту.

При пересечении небольшого ручья видели свежий оползень, снёсший часть склона с тропой, и разрушивший мост – мы переходили по наскоро сооружённой времянке из сколоченных брёвен. Было немного не по себе.

Свежий оползень

Свежий оползень.

Разрушенный мост

Разрушенный мост.

Мост через следующий приток Дудх Кунд Кхолы был уникален – больше подобных не встречалось ни до, ни после. На опорах на противоположных берегах лежала бетонная плита – по ней-то и необходимо пересекать водную преграду. Когда мы шли по ней, она неприятно пружинила, и в голову закралась мысль: «А железный каркас внутри бетона-то есть?!», ибо в противном случае он в один прекрасный день может переломиться пополам.

Катя на подвесном мосту

Катя на подвесном мосту.

Вскоре после перехода Дудх Кунды Кхолы по уже обычному подвесному мосту начал накрапывать дождь. Я убедил и себя, и Катю, что вот-вот уже деревня Рингму, где нас ждёт крыша над головой и обед, надо только поспешить. Мы поспешили, рванувши вверх так, что вскоре пришлось немного сбавить темп. Дождь же, как назло, разошёлся очень быстро, к нему добавился град, и к моменту забегания в первый попавшийся ресторанчик мы уже заметно промокли.

Вид на верховья Гоббо Кхолы

Вид на верховья Гоббо Кхолы.

Цены здесь уже были ощутимо выше, чем до этого. Сначала было непонятно почему – ведь сюда, как и в Джанбеси шла дорога. Удалось сообразить, в чём причина много позже – неподалёку находится посёлок Саллери, куда многие туристы добираются на джипах, начиная трек от него, экономя таким образом четыре дня пути (ну и избегая поездки в «страшном» местном автобусе). Так что после Рингму число туристов возросло, уже чаще встречались группы с проводниками и портерами. Обед в Рингму запомнился единственным в своём роде сервисом: пока мы ждали обед, нам промокшим и продрогшим вынесли жаровню с углями, отлично согревавшую и позволившую просушиться.

Обед:
Шерпа чай (1 л) – 300 (чай с молоком и солью)
Суп-лапша с яйцом – 300
Картофельный суп – 200 (нам понравился много больше жутко солёного супа-лапши, да и сытнее будет)
Картофельные ломтики, обжаренные во фритюре, с яйцом – 400

Сырно-овощные роллы – 350 (под овощами и здесь, и далее до самой тропы с Луклы, подразумевалась исключительно зелёная трава, не придававшая блюдам ни питательности, ни разнообразия)

Пока мы обедали, дождь притих. Продолжив наш путь, мы неожиданно поняли, насколько приятно было идти первые три с половиной дня – так как далее поблизости от трека не будет автодорог, то начиная с этого места грузы перемещаются вьючными караванами – на низких высотах ослами. Соответственно, тропа была усеяна следами жизнедеятельности этих покорных выносливых животных. А ослиное дерьмо после дождя, да ещё и перемешанное с глиной местность совсем не украшает. Кроме того у ослов есть привычка мочиться в одном и том же месте – видимо метки ставят. А значит регулярно на тропе были коричневые вонючие лужи. Наконец, если с караваном ослов, идущих навстречу разминуться особых проблем нет, то при следовании в одну сторону возникала проблема: под гору мы шли несколько быстрее каравана, а обогнать пару десятков идущих вереницей животных очень часто возможности не было – даже между мешками и окрестными деревьями/скалами на обгоне протискиваться проблематично, а уж если они несли газовые баллоны, то нежелание получить в бок тяжёлым куском металла вынуждало или плестись за караваном, «наслаждаясь» ароматерапией, или же останавливаться на несколько минут, пропуская его вперёд, а потом бодро продолжать спуск. Из интересных наблюдений: для ночлега караванов встречались подготовленные огороженные площадки, где ослов развьючивали, и они кормились подножным кормом, но чаще им давали припасённое сено.

От посёлка Рингму до перевала Таксинду Ла набор высоты всего 350 метров. Пообедав, мы выдвинулись в путь. Часто приходилось останавливаться, пропуская звенящих колокольчиками осликов – в гору они шли быстрее нас. Глядя на такую допотопную перевозку грузов, мне сразу вспомнились строчки из песни «Легенда»: «Годы не в счёт, века не в счёт».

Караван осликов

Караван осликов.

Древняя ступа

Древняя, непохожая на другие, ступа.

Не прошло и получаса, как продолжился дождь, сначала несильно, а потом разойдясь по полной программе. Но раз уж мы шли, то полные боевого духа, мы решили дойти до намеченной цели – большого посёлка Нунтала. В этом был и разумный резон – всё-таки около перевала Таксинду Ла (3071 м) было достаточно холодно, в Нунтале же, расположенной восьмистами метрами ниже должно быть заметно теплей. Так в итоге и оказалось, но сам спуск заполнился надолго.

На перевале стояли ворота с молитвенными барабанами, у которых, кроме сакральной, оказалась и вполне утилитарная функция – под ними было хорошо отдохнуть, сняв рюкзак в прикрытом от дождевых струй месте.

Козлиный обед

Козлиный обед (дворик дома у перевала).

Перевал Таксинду Ла

Перевал Таксинду Ла.

Сразу же за воротами тропа крутым глиняным желобом устремилась вниз. Приходилось идти осторожно, активно опираясь на палочки – падать в глиняно-фекальное месиво не хотелось нисколечко. Тут-то в полной мере проявилось достоинство наших резиновых сапог – ноги оставались сухими и чистыми, да и штаны не пачкались. Было жутковато смотреть на погонщиков караванов, шедших в китайских тапочках на босу ногу.

Вскоре после перевала миновали монастырь по правую руку, после чего, не считая пары одиноких домов, начался глухой незаселённый участок – слишком уже крутые там склоны, даром, что в лесу, чтоб строиться. Нашу цель – Нунталу, мы видели с самого перевала, но упахались на спуске, как не на каждом подъёме уставали. Уже в нижней части прошли по интересной развилке: люди пересекают небольшой ручей по мосту, а ослики же вокруг, вброд. Вот там наконец-то мы и обогнали караван, преграждавший нам путь в течение большей части спуска. Три ослика, правда, успели прорваться вперёд, но мимо них мы уже протиснулись просто внаглую.

В Нунтале мы остановились в большом Shangri La guest house, причём нас разместили не в основном здании, а в боковом одноэтажном пристрое, в самой крайней комнате. Это было очень удачно – нам не мешали ни звуки, ни запахи с обеденного зала, а пройти в него можно было по закрытой от дождя веранде через задний вход, нисколько не намокнув. Возле кровати была очень удобная двухярусная полка, которую я сразу же занял своим барахлом, радуясь, какую кулёмность удалось развести. В Нунтале было последнее место ночёвки с розетками в номере, соответственно, там я использовал кипятильник по полной программе, да ещё и благоразумно зарядил про запас электронные книги и аккумулятор фотоаппарата.

В обеденном зале хозяева затопили печку, возле которой скучковался народ, греясь и суша вещи. Сидела, почитывая книжки, семья из четырёх человек: муж с женой и два сына лет по 6 и 9. Насколько помню, откуда-то из Скандинавии. Их сопровождала пара портеров.

Под продолжавшимся проливным дождём в лодж заявились и две уже знакомых нам по перевалу Ламджура Ла англичанки. У них не было ни плащей, ни накидок на рюкзаки, но при этом они выглядели бодро, не утратив ни боевого духа, ни позитивного настроения, что вызвало уважение. Мы с Катей обсудили, что если для нас этот трек – квинтэссенция походов, и мы подготовлены к разным природным катаклизмам, то многие собираются в Гималаи, как в небольшую прогулку возле дома, не имея реального туристского опыта.

Ужин:
Чай масала (1 л) – 360
Чесночный суп – 200
Далбат – 400 (взял на ужин, так как изрядно проголодался за день)
Яблочное пирожное – 350 (увы, несмотря на схожее название, этот небольшого размера пирожок даже рядом не стоял с вкуснейшим пирогом в Джунбеси)

Когда мы доедали ужин, в метре от меня с потолка неожиданно потекла струя воды. Решив, что прохудилась крыша, я рванул на кухню сказать хозяевам о возникшей проблеме. На словах они меня не поняли, но когда один из них вышел в зал, то, быстро оценив ситуацию, побежал наверх на второй этаж. Оказалось, что над местом, где мы ужинали, поселили англичанок, и это они вылили воду из рюкзаков. Почему-то думается, что и вещи внутри вряд ли были упакованы герметично. Какие же они закалённые! Развесив вещи, они ещё и в душ пошли мыться, а душ-то на улице, где ну нисколько не жарко.

В ночи за окном так ярко светились огни домов, разбросанные по склонам, что я решил, будто кончился дождь – даже открыл окно проверить – оказалось, что он лишь немного приутих, продолжая поливать окрестности.

Ночные огни

Ночные огни.

Кстати, на окнах почему-то были решётки со стороны двора и торца, а вот на окно, выходящее на долину, было свободно от них. Может, раз его с тропы не видно, то туда и нехороший человек не подумает лезть?

Интересно!
Некоторые фотки как будто в Сибири сделаны :-)

>>Сиреневые цветы.
Примула какая-то. Может, даже и из наших... хотя скорее близкая родня.

Если мост пружинил - в бетоне есть по крайней мере проволока :)

>>какие же они закалённые!
Коллега с Д.Востока как-то рассказывал, как у него случился во время поездки в Англию какой-то форсмажор с гостиницей и ему пришлось по прилете переночевать у английского коллеги... ТАК, говорит, я даже в экспедициях не мерз! на улице зима (хотя и английская), а в комнате нет отопления, камин же только в гостиной и туда ночью топить не пойдешь.

А может даже не одна проволока, а целых две :)

Много таких сиреневых цветов было в Приэльбрусье в мае, Наташа говорит, что это примула Альгида.

Вопрос в том, такие они или не такие н самом деле-то. Примул похожих видов много. На Кавказе, допустим,в горах растет Primula algida, но в Гималаях точно ее нет.