?

Log in

No account? Create an account
Mikka
mikka
.:::: ..:..
Mikka [userpic]
Гималаи. IV. Supper Express.

25.03.15

Автобус на обеденной остановке

Автобус на обеденной остановке.

Проснувшись незадолго до пяти утра, я пошёл проверять, встал ли кто из персонала гостиницы. Пробежавшись по этажам вверх-вниз, выяснил, что никого. Ещё более интересным была закрытая решётка на выход: так что без хозяев мы не могли покинуть этот ставший казаться уж чересчур гостеприимным гест хаус. То ли всё-таки по времени, то ли от вызванного мной шума, брат встречавшего нас хозяина проснулся и сонно прошествовал в обеденный зал. Вскоре мы спустились туда же сразу с вещами, заказали простенький завтрак (тосты с маслом и кофе), расплатились за еду и проживание, и как раз в это время, примерно в 5:30, появился встречавший нас вчера хозяин. Он довёз нас до автостанции, заполонённой в этот ранний час многочисленными шумами, после чего, побегав кругами среди множества автобусов, нашёл нужный нам и попрощался, пожелав удачи. Учитывая, что надписи на автобусах не дублировались латиницей, это было большим подспорьем. Автобус по размеру был с наш ПАЗик.



Билет


Билет

Билет с двух сторон. На английском дублируется только общая информация, маршрут, время отправления и номера мест только по-непальски. И две 'p' в слове 'super' - не моя ошибка, а местный колорит.

Меня удивило наличие небольших гостиниц на площади у автостанции – в них же невозможно спать утром из-за криков на улице.

Стоит сказать, что до поездки я начитался всяких ужастиков про непальские нетуристические автобусы, так что готовился морально сам и подготавливал Катю к трэшу и угару. Основными страшилками были две: толпы народу внутри автобуса, дополняемые козами и цыплятами, и незащищённость твоего багажа от дождей, ветров и воровства: багаж обычно размещают на крыше, где часто едет и множество пассажиров; но даже в случае багажного отсека был прецедент: у немца исчез рюкзак, нашедшийся после того как он начал грозить обратиться в полицию. В нашем случае отделение было, куда и убрали наши рюкзаки, но, памятуя о том случае, я бродил вокруг автобуса почти до самого отправления, наблюдая за дверцей багажного отделения. Заодно купил несколько бананов на автовокзальном рыночке. Причём бананы отличались от продаваемых у нас своей небольшой длиной и терпкостью.

С нами в автобусе ехало трое иностранцев – путешествовавшие вдвоём американец и канадка малазийской внешности, третий ехал в одиночку. С парой же мы пересекались ещё не раз, временами ночуя в одних лоджах, последний раз виделись в Тенгбоче, 4 апреля.

Автобус изначально заполнился примерно наполовину, и почти по расписанию в шесть часов мы двинулись в путь. Мы сидели на хороших местах в середине автобуса – ближе к концу сильно укачивает на серпантинах.

Дорога

На снимке, среди прочих, видна и дорога до Джири.



Серпантины

На увеличенном фрагменте снимка хорошо видны дорожные серпантины.

По прямой от Катманду до Джири 90 километров. Ехали мы девять с половиной часов. Частично это связано с извилистостью дороги, а частично с тем, что ехали-то мы быстро, но зато стояли долго и часто. Первые из остановок начались прямо в Катманду: мы останавливались дважды, один раз возле ограждения аэродрома, где стояло и множество других автобусов. Помощник водителя/кондуктор выходил на улицу и громко зазывал пассажиров, выкрикивая, судя по всему, наш маршрут. На удивление, среди заходивших попадались и люди с билетами, причём и на первые места, т.е. купленные заранее. Странно было, что садились они иногда через 5 минут после зазываний: то ли по расписанию автобус должен был отправиться позже, то ли они долго не могли среди вереницы автобусов найти нужный. Одновременно с выходившим кондуктором в салон забегали торговцы, наперебой предлагавшие воду, чипсы, печеньки, отрезы тканей, разворачивая их на коленях пассажиров. Позже ко всему этому добавились почищенные дольки папайи и арбуза.

Дорога вначале была отличной и шестиполосной. Хотя справедливости ради, не трясло нас нигде по пути: то ли асфальт гладкий, то ли автобус хороший.

Дома тянулись непрерывно, и незаметно для себя мы въехали в Бхактапур. В нём – ещё парочка зазывальных остановок, где в автобусе заполнились почти все сидячие места, а через окно в салон впихнули большую коробку с шумными цыплятами. Бхактапур – последнее место по пути, где ещё садились люди с билетами. Там же произошёл забавный эпизод: на одной из остановок, кроме торговцев в салон заскочил и мальчик-попрошайка, но вовремя не сориентировался, когда зашёл кондуктор, и мы поехали. Сначала он смотрел на удалявшуюся родную улицу спокойно, однако вскоре задрожал, после чего разревелся. Водитель заметил его, притормозил, открыл дверь, и пацан стремглав выскочил на улицу. Суммарно путь от Катманду до выезда из Бхактапура занял около двух часов, а мы не проехали и двадцати километров.
Дальше дорога сузилась до двухполосной, и начались первые подъёмы – спуски. Примерно в 8:30 утра за небольшим перевалом водитель устроил саностановку, где я успел включить навигатор и выяснить, что по прямой до Джири меньше 80 километров.

Мы ехали и ехали, незаметно дорога стала однополосной, примерно в этом месте была остановка на первом чекпосту. Дважды мы останавливались у полицейских постов, где у всех иностранцев переписывали паспортные данные и сведения о визе. У одиночного иностранца паспорт по его словам был в багажном отделении, потому записывали с его слов.

Здесь я сделаю небольшое отступление. Непал произвёл на нас впечатление чрезвычайно военизированного государства. То ли полицейские, то ли военные встречались и в Катманду, и по дороге, и далее на пешем маршруте. Вооружены они винтовками, а выглядят значительно выше, подтянутей, солидней и образованней, чем простые жители. В облике – никакой вальяжности, присущей прочим непальцам.

По дороге я заметил, как мы, не остановившись, проехали мимо махавшего автобусу непальца. Видимо, в этом и заключалась экспрессность автобуса: после длительных остановок в начале пути мы на какое-то время прекратили останавливаться у каждого столба, шустро вращая колёсами.

В начале одиннадцатого утра мы остановились на обед в небольшом посёлке. Здесь мы впервые попробовали национальное блюдо далбат: рис, похлёбка из чечевицы и разные добавки. В нашем случае добавками были обычные овощи и острые, политые карри. Прелесть далбата в том, что тебе бесплатно добавляют различные компоненты, пока ты не наешься. В нижней части Непала предлагают сами, и добавляют все ингридиенты, в горах обычно приходилось просить, причём часто добавка ограничивалась только рисом и похлёбкой, овощи добавляли реже, а мясо (если мы брали не вегетарианский вариант) ни разу. Прелесть же конкретного далбата была ещё и в его низкой цене: посёлок расположен внизу, место нетуристическое, потому мы заплатили за каждого всего по 120 рупий. Вверху цены вырастали до пятикратного размера.

Автобус на обеденной остановке

Автобус на обеденной остановке.

Путь продолжился, серпантины стали серпантиннее, а горы – гористей. Появились красивейшие рододендровые деревья с красными и лиловым цветками, размером с пионы. Жаль, что наслаждаться пейзажами нам мешала дымка, висевшая и два последующих дня.

В дороге неоднократно встречались плакаты социальной рекламы: «Дефекация на открытом воздухе – социальное преступление» и «Одна семья – один туалет». Жаль, что на маршруте подобные не встретились ни разу – очень хотелось заснять подобное чудо.

После крутого спуска к деревушке Тамакоши на берегу одноимённой реки (по прямой до Джири оставалось всего 15 километров) наклюнулся пит-стоп. Одно из задних двойных колёс требовало шиномонтажку, и мы провели там больше получаса. Чтобы не тратить время понапрасну, купили четыре мандаринки, которые сразу и умяли. Там же сфотографировали загадочную надпись ‘Ruslan music, 100% pure’, встречавшуюся нам до этого неоднократно, но позже не встреченную аж до Намче – там в магазине мы поняли, что ‘Ruslan’ – это компания, производитель напитков, в основном водки. Ну а название – видимо намёк на качество. На этой остановке мы увидели собственными глазами, как непальцы, сидя в автобусе, купив что-то из еды, тут же выбрасывают обёртки, шкурки, фантики в окно, образуя на площади обилие омерзительного мусора. Не могу сказать, что у нас все доносят мусор до урны, но такой массовости свинство не достигает.

Автомобильный мост через р. Тама Коши

Автомобильный мост через р. Тама Коши.



Р. Тама Коши

Р. Тама Коши.



Автобус на базарчике посёлка Тамакоши

Автобус на базарчике посёлка Тамакоши.



Весенние фрукты и овощи

Весенние фрукты и овощи.



Минус одно колесо

Минус одно колесо.



Ruslan music

Ruslan music.

К этому моменту мы решили, что страшилки про непальские автобусы абсолютно надуманны – в салоне до сих пор никто не стоял, всем хватало сидений. Но вскоре после починки мы поняли, что ошибались. Поднявшись по очередным серпантинам, мы въехали в большой по местным меркам посёлок Майнапокхари Базар. Там я впервые обратил внимание на огромные тысячелитровые чёрные ёмкости на крышах. Позже мы их во множестве видели и в Катманду. Там и узнали, что ввиду отсутствия городских/поселковых водопроводов снабжение технической водой осуществляется по следующей схеме: машина-водовозка перекачивает воду в подземный резервуар под домом, после чего его владельцы включают электронасос, поднимающий воду в бак на крыше, откуда она затем самотёком стекает по трубам здания. Так вот в этом посёлке автобус набился битком: взрослыми, школьниками и козами. Дальше мы останавливались очень часто, то высаживая очередную группу школьников, то подбирая новую после учёбы. Регулярно кто-нибудь присаживался на ручку моего сидения, в результате чего плавно перетекал частью седалища на меня. Но в целом всё это было вполне терпимо: мы сидели, нас никто не пытался согнать с мест, была нежарко: по всем параметрам это лучше поездки в жару в электричке в выходной день. Сам же автобус выглядел нестарым, водитель профессиональным, что выгодно отличало его от многочисленных ужасных иркутских автобусов, которые часто выглядят так, что вот-вот от них отвалятся стенки, а водители гоняют, будто на «Формуле 1».

На спуске к Джири был второй и последний в этот день чекпост, к этому моменту погода испортилась, начал накрапывать дождь, превратившийся к прибытию в Джири (15:30) в хороший ливень. Так как у автобуса это была не конечная, пришлось выгружаться быстро прямо на улице. Там нас сразу подловил хозяин отеля с незамысловатым названием «Эверест». Выбирать что-то другое под дождём не хотелось, да в итоге мы и не прогадали: за номер мы заплатили 400 рупий, и в нём единственный раз за весь поход было постельное бельё, позже мы спали в своих спальниках. Хотя Катя и там не стала доверять чистоте белья, и в итоге использовала спальник на один раз больше моего.

К прибытию в Джири у Кати разболелось горло, а как назло в нашей аптечке были только общелечебные таблетки: никаких пшикалок мы не взяли. Я побежал на окраину посёлка, где, по словам владельца гостиницы, расположена аптека. Там купил несколько упаковок леденцов «Стрепсилс», которые потом неоднократно использовались для снятия боли. Плюс вскипятил воду и сделал крутой солевой раствор для полосканий. Кипятил ещё не на горелке, а кипятильником, взятым мной по совету одного из туристов, ходивших маршрутом, подобным нашему – в номере была розетка. Также вскипятил воду и для питьевой бутылки, чтобы не покупать её. Для чистки зубов мы также использовали кипячёную воду, решив не рисковать, лежит выше по ручью дохлый як или его дерьмо, или нет. К тому же часть паразитов переносится птицами, а с этим никак не угадаешь, потому мы решили не рисковать.
Дождь неожиданно перешёл в сильнейший град, бешено стучавший по крыше, заметно похолодало: номера в Непале никак не отапливаются, независимо от сезона и высоты. Хотя и по прибытию там особой жары не было: высота Джири 1930 метров, а Тамакоши, где чинили колесо - 850 метров. Потому в Джири никакого фруктового рынка и не наблюдалось. Когда осадки прекратились, местная детвора высыпала играть с градинами, складывая из них подобия снежных куч, нося совочками, и швыряясь друг в друга.

После града


После града

После града.



Вид из отеля

Вид из двери гостиницы на центральную улицу Джири.

Вечером мы пошли вкушать нашу первую на треке трапезу – хоть пока мы ещё нисколько с рюкзаками и не прошли, но ощущение, что трек начался было несомненно. После вчерашнего кошмара Катманду нас отпустило, и мы с отличным настроением ждали следующего дня, когда начнём наш поход к высотам Гималаев.

На ужин Катя взяла жареные спагетти, по-местному ‘noodles’ – «нудлы» с курицей, я – рис с карри, и ещё на двоих – пиццу Джири (это было самым дорогим блюдом в меню, причём ещё и не очень вкусным). Пить брали литр какого-то чая, подаваемый в термосе, что очень удобно – он не остывает, пока пьёшь. Забавно, что на термосе былj написано «эквивалентен 7 чашкам», потом нам попадались такие же литровые термосы, где число чашек варьировало от шести до девяти.


Содержание

Comments

>>Меня удивило наличие небольших гостиниц на площади у автостанции - в них же невозможно спать утром из-за криков на улице.
Вот вспомнилось... 6 лет назад ездили на конференцию в Китай, в заповедник Дунтинху, город Юэян, размером примерно в Иркутск. На обратном пути в Пекин приехали на ж/д вокзал. Там же на п/в площади стоянка автобусов, и из одного ее угла раздаются регулярные вопли. Надо думать, тоже зазывала объявляет в мегафон, что автобус такой-то, подходите, садитесь отправляется через. Стоим две минуты - орёт, пять минут - орёт... Как, думаю, у нее глотка не пересохла? На третий день Штирлиц догалался, что это просто записали на диктофон и крутят.
Но звук был знатный. Китайцы народ шумный (по крайней мере до 10 вечера), но таких воплей я более нигде не слышал.

вы действительно довольно комфортно экспресснули в Джири!
а мы локалбасились в СьябруБеси со всем присущим этому процессу колоритом ))

Отличие в том, что у вас козы и толпы народу были всю дорогу? Или же ещё какие-то специфические особенности?

у нас билеты были без места, пристроились на какой-то жердочке у двери, вся масса стоячего народа на спусках и торможениях наваливалась на мою руку, которой я пытался прикрыть Асю. И на крыше народу ехало едва ли меньше чем внутри, мы из под них по приезду на место настойчиво наши рюкзаки извлекали

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal сибирского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Мне ни разу добавки дал-бата не приносили. :(

Вам отказывали, или вы не знали, что можно просить добавку?

Я просил пару раз. Но мне ответили, что добавка для портеров. И я отказался от просьб.

Вот жадюги! Это они вашу добавку скармливали чужим портерам? Или они хотели сказать, что белым обезьянам вообще добавка не положена? Мне однажды докладывали рис маленькими порциями, каждый раз после этого показательно смотрели на меня, когда же я скажу, что хватит, но не отказывали полностью никогда.

Думаю, первое. Где же это было? Кажется, в Лузе и Маччермо.

в Лузе быть не могло, мы останавливались в Доле

Судя по фоткам, развал случился ещё до землетрясения.