Mikka (mikka) wrote,
Mikka
mikka

Гималаи. II. Стамбул.

Рано утром 23 марта мы прошли в международный терминал «Толмачёво» с установленным по причине капитального ремонта «пониженным температурным режимом». Для разнообразия, учитывая пересадку в пути, замотали наши походные рюкзаки в плёнку, заплатив за каждый нехилые 500 целковых; забрали с собой только городской рюкзак. Быстро прошли пограничный и таможенный контроль, после чего выяснилось, что приходить настолько заранее резона не было – до начала посадки пришлось батониться полтора часа.

В самолёте у нас были места в самом первом ряду – достоинство компании Turkish Airlines, что за 100 дней до вылета можно выбрать места в салоне. Вскоре после взлёта мы полетели над Казахстаном, затем вернулись в небо России, пересекая Каспий. Отлично был виден Кавказ, затем начались облака, и Чёрного моря мы почти и не видели. При посадке мы пересекли Босфор, пролетели над Стамбулом, после чего развернулись над Мраморным морем, выходя на глиссаду. Плотность движения кораблей впечатлила. В 10 часов местного времени самолёт совершил посадку в аэропорту Ататюрк, и мы впервые оказались в Турции.

Аэропорт сразу поразил и размерами и разнообразием народностей: попадались большие группы индусов, ортодоксальных евреев, арабов в белых одеяниях. На паспортном контроле столпилось много народу, но к счастью, сотрудник аэропорта сообщил, что если пройти дальше, будет ещё один пул стоек, где очереди нет. Мы поверили ему, и не напрасно: в 10:30 мы получили по въездному штампу. Это было настолько буднично, что слабо напоминало въезд в другую страну.

Затем начался квест из двух частей: я предполагал, что для покупки жетонов в лёгкое метро разумно было снять в банкомате некруглую сумму; предположение оказалось верным – больше 20 лир автомат по продаже жетонов не принимает, соответственно нам следовало найти подходящий банкомат и само метро. Суммарно поиски заняли 15 минут, причём больше времени ушло именно на проверку банкоматов – только пятый по счёту имел купюры мельче 50 лир. Так, в 10:45 мы спустились на конечную станцию метро, откуда всего за 10 минут, проехав 6 остановок добрались до станции Zeitinburnu, где пересели на трамвай. Жетоны и там, и там одинаковые, каждый по 4 лиры (примерно 2 доллара). Т.к. метро вскоре после аэропорта выходит на поверхность, то ещё до поездки на трамвае мы начали любоваться южным пейзажем – зелёной травой, пальмами и прочей растительностью, так контрастировавшей с затерянным в сугробах Новосибирском. В 11:30 трамвай довёз нас до исторического центра Стамбула – остановки Sultanahmet. Т.е. от приземления прошло всего полтора часа. Это было сильно лучше обещанных двух часов после погранконтроля, которыми меня пугал periskop: «Пока вы найдёте метро, пока разберётесь с системой оплаты, пока пересядете…»


Хвойное дерево в Стамбуле

Хвойное дерево в Стамбуле.


Самолётный обед к этому времени уже провалился, потому мы с радостью купили на остановке кулёк жареных каштанов (10 лир за 200 грамм), оказавшиеся очень необычными, но при этом приятными на вкус.

Голубая мечеть

Голубая мечеть(Султанахмет). Туристический выход (вход с противоположной стороны).



На ступенях мечети

Катя на ступенях мечети.



Минарет

Минарет.



Султанахмет

Султанахмет.



Айя-София

Айя-София.

Каштаны были умяты, пока мы гуляли между Голубой мечетью и Айя-Софией. Последняя по случаю понедельника была закрыта, но рядом был на мой взгляд не менее интересный объект для посещения – цистерна Базилика. В 12 часов дня очередь была небольшой, и минут за 5 мы дошли до кассы, обогатив турецких друзей на 40 лир (за двоих). Примерно в это время с разных сторон стали раздаваться призывы на молитву - сложилось ощущение, что мечети соревнуются друг с другом, кто зазовёт больше мусульман.

Это совершенно обалденное сооружение по антуражу. «Цистерна» по-гречески значит водохранилище, в данном случае подземное. Строительство шло с начала IV века, и закончилось в 532 году во время правления императора Юстиниана. Для человека, выросшего в трёхсотлетнем Иркутске, подобные даты осознаются с трудом, добавляя волнительных ощущений. Да ещё и многочисленные ряды колонн напоминали Морию из «Властелина колец», что для меня тоже было немаловажно. В воде плавали крупные рыбины.

Цистерна Базилика

Цистерна Базилика.



Мория

Чем не Мория?!



Голова медузы в основании колонны

Голова медузы в основании колонны.



Колонна с узорами

Колонна с узорами.

В подземной кафешке мы взяли по стакану свежевыжатого сока: я – гранатовый, а Катя – смесь гранатового и апельсинового.

Выйдя на поверхность, мы обнаружили, что очередь в кассу выросла раза в три, так что было очень грамотно с нашей стороны пойти пораньше.


Колонна Феодосия


Колонна Феодосия


Колонна Феодосия


Колонна Феодосия

Колонна Феодосия - последнего императора единой Римской империи.

Когда мы проходили мимо колонн, поставленных в первой половине первого тысячелетия, мне вспомнилась строчка из песни «Крохей»: «Король, что тыщу лет назад над нами правил…»

По узким и крутым улочкам мы спустились к месту перехода Мраморного моря в знаменитый Босфор. Удивительно было оказаться в этом месте, известном с детства хотя бы по сказанию о Вещем Олеге. Здесь, в отличие от Урала, граница Европы и Азии уже не кажется условной, стоит представить, тянущиеся в обоих направлениях водные просторы, разделившие части света. По проливу сновали корабли, чайки и бакланы. Все в большом количестве.
Для полноты ощущений я окунул руку в море, оказавшееся довольно прохладным.

На берегу Босфора


На берегу Босфора

На берегу Босфора.



Птица плывёт в Азию

Птица плывёт в Азию.



Вдали - мост между частями света

Вдали - мост между частями света.

Вдоль моря тянулась старинная крепостная стена. Местами она больше напоминала простые развалины, местами в ней вырезаны жилые дома до трёх этажей, а в одном месте видели дыру с бомжовскими тряпками в ней.

Древняя стена


Древняя стена


Древняя стена


Древняя стена


Древняя стена

Древняя стена.



Дом в стене

Дом в стене.

На обратном пути, не доходя до самых туристических мест, мы свернули в сторону, забурились в небольшую кафешку, где вкусно и плотно пообедали на 50 лир (два салата, гриль ассорти, два чая и два кофе).

Из интересных наблюдений: женщин в Стамбуле можно встретить как с непокрытой головой, так и в хиджабе. Есть и промежуточный вариант – платок.

После обеда зашли в магазин сладостей, купив там несколько видов, размышляя, что можно взять на обратном пути в мае.

Поднявшись назад к Голубой мечети, мы решили посетить её. В неё оказалось два входа: один для верующих, другой для туристов. В любом случае при входе необходимо снять обувь, но туристам выдают пакет, в котором ты её и несёшь (выход для туристов в противоположной стороне от входа, а вход-выход для верующих посредине между туристическими). Пакет не возбраняется ставить на пол, что наводит на мысль, что запрет на обувь вызван скорее заботой о чистоте, нежели сакральными мотивами. В мечети есть большая область, куда могут заходить только мусульмане – именно там они совершают молитву. На выходе наблюдали сцену, как женщина, снимая внутренности мечети с улицы, чуть ли не зашла внутрь, и охранник пытался вежливо, но твёрдо не пустить её дальше. Всё это говорит в пользу Турции, где религиозность не дошла до печально известного Пакистана, ну и тем более Талибана.

Своды Голубой мечети


Своды Голубой мечети

Своды Голубой мечети.



Катя в мечети

Катя в мечети. За ней - территория для молящихся.



Какое-то древнее дерево за загородкой

Какое-то древнее дерево за загородкой.

Начал накрапывать дождик, так что гулять стало не так интересно, но мы всё-таки решили быстро пройти в сторону Аксарая, чтобы посмотреть, чего там продают сувенирно-интересного. Не найдя ничего, заслуживающего внимания, под разошедшимся в полную силу дождём, мы загрузились в лёгкое метро и вернулись в аэропорт.

Вылет у нас должен был быть в 20:25, начало посадки в 19:25. Аккурат в 19:20 напротив нашего рейса (единственного) появилась красная надпись «задержан на 4:05». Пять минут выглядели особенно издевательскими. Причиной задержки была гроза в Катманду. Стоит сказать, что 20:25 по-турецки – это уже 0:25 по-новосибирски. А встали мы в 5 утра. Потянулись длительные часы ожидания. Какое-то время удавалось подремать в малолюдных залах ожидания, но почему-то после нашего прихода они начинали активно заполняться, с сопутствующим гулом; ну или нам «везло» и рядом подсаживался кто-нибудь, начинавший 20 минут базарить по телефону.

В 10 вечера мы пошли бесплатно поесть (бесплатно по причине задержки рейса). Не сказать, чтобы можно было обожраться: трапеза представляла длинную плоскую булку, политую сыром, к которой можно было взять один напиток. Я взял местный йогурт, а Катя – воду.

К счастью, дополнительных задержек не было, и в 23:30 открыли выход на посадку. В этом самолёте, как и в предыдущем, у нас был первый ряд. А т.к. самолёт был широкофюзеляжным с расположением мест 2-4-2, то рядом с нами никто ни сидел. Уже после полуночи мы взлетели и устремились к главной цели нашего путешествия – Гималаям.


Содержание
Tags: Гималаи, Турция, Флора
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments