Октябрь 2017
29 30 31

Кодар. XIII. Озеро синих стрекоз.

Озеро в предзакатных лучах

Озеро в предзакатных лучах.

Утром 18 июля, пока мы собирали рюкзаки, мимо нас проехало два бортовых грузовика, забрасывавших около тридцати человек. Горы в это утро были подёрнуты какой-то дымкой, но мы сначала решили, что это просто испарения.

Карта пути 18 июля

Карта маршрута 18 июля. Красная линия - наш путь. Большие красные кружки - места ночёвок. Маленький красный кружок - место обеда.

Устье Хавагды

Устье Хавагды.

На дороге неоднократно встречались полуразрушенные мосты, современная дорога которые обходит в стороне.

Старый мост

Старый мост.

За один переход мы добрались до развилки: старая дорога уходила вброд через Средний Сакукан, новая же продолжала путь по левому берегу до Чары. Так как мы хотели не просто взглянуть на пески, но и пересечь их, наш выбор был брод. Он оказался уже не таким тривиальным, как в верховьях: вода доходила до пояса, да и река стала пошире; хотя может мы просто не стали заморачиваться с поиском, а воспользовавшись низкой водой перешли в первом подходящем месте.

После брода

После брода.

За бродом начался самый заросший участок дороги. Тропинка по ней была блёклой, видимо народ ходит нечасто. Часто приходилось перелазить или подлазить под наклонившиеся стволы. Временами вообще было проще сойти с т.н. дороги, заросшей тальником и идти рядом по лесу через поваленные деревья. С полкилометра так мы просто шли по заболоченному участку, заросшему рясной голубицей, в то время как дорога шла по более сухому, но гораздо менее проходимому месту у подножия склона. Ещё километра через полтора идти стало намного проще: дорога вышла в просторный лиственничный лес с ягелевой подложкой, а вскоре на ней появились и следы машин. Удручало лишь полное исчезновение воды: дело уже шло к обеду, а никаких намёков на ручейки не было.

Старая дорога

Это ещё - малозаросший отрезок.

Голубичное болото, по которому обходили дорогу

Голубичное болото, по которому обходили дорогу.

Вода на дороге

Вода на дороге.

Но неожиданно мы вышли на перекрёсток, где хорошая наезженная дорога уходила налево, а менее торные шли направо и прямо. Вроде бы, исходя из карты, нам следовало пойти прямо, но с другой стороны по наезженной дороге идти много приятней, и была надежда, что она тоже приведёт нас к пескам. К тому же дорога прямо, по которой я пробежался вперёд глянуть что да как, привела в чавкающее болото со стоячими озерцами, а дорога, уходившая налево, должна была в теории привести нас назад к Среднему Сакукану с нормальной водой.

Свернули налево. Вскоре лесок стал редеть, и дорога вышла на какой-то странный каменистый участок, где среди камней опять-таки росла голубица.

Дорога по камням

Дорога идёт через камни.

Затем послышался шум реки – и мы снова у Среднего Сакукана (прошли около полутора километров). Увы, но дорога уходила вброд на левый берег, соответственно нам с ней было не по пути. Выходило, что вообще нам можно было и не тащиться сквозь заросли, а переходить реку здесь – растекаясь на наледи, и брод был значительно проще, да и путь к нему приятней. Но мы не стали особенно огорчаться, и воспользовавшись сложившейся ситуацией искупались и пообедали.

На берегу Среднего Сакукана

Вид вверх по долине Среднего Сакукана от места обеда. Горы начинают скрываться дымкой.

Вопрос о дальнейшем пути тоже был решён быстро: обратно идти, конечно, обидно, но лезть напрямую совсем глупо, потому мы вернулись назад к перекрёстку и свернули на историческую дорогу. В этом месте от песков нас отделяла длинная невысокая лесистая возвышенность, наверху которой располагается множество озёр. С нашей стороны подъём был около 80 метров, которые дорога преодолела ожидаемым из карты серпантином. Сама дорога снова стала заросшей, хотя и не такой чащобной, как на отрезке после брода: тропа на ней была более ходябельной, чувствовалось, что место – более посещаемое.

По окончанию подъёма мы вышли к первому озеру на пути, а так как жара в тот день была неслабой, с удовольствием окунулись в воду, оказавшуюся более тёплой, нежели в последнюю неделю в Крыму в сентябре прошлого года. Решили в этот день не идти до песков, а остановиться у одного из озёр. Остававшиеся неиспользованными два запасных дня вполне позволяли нам подобное.
Следующее озеро было совсем вплотную к дороге с небольшой оборудованной стоянкой, но мы прошли ещё с километр до озера с хорошо выдающимся высоким мысом. От него до дороги было, правда, подальше, но в этом был и свой плюс – нас точно никто не побеспокоит.

К моменту постановки лагеря уже стало ясно, что дымка, всё сильнее затягивавшая горы – от пожаров: характерный жетовато-сизый цвет не оставлял иных вариантов.

Само же озеро оказалось очень уютным. На нём было здорово и позагорать на камне, и переплыть его туда-обратно. Огромные синие стрекозы постоянно носились у воды, поедая кровососов.

Озеро синих стрекоз.

Кодар вечером

Кодар вечером.

После ужина

После ужина.

К вечеру после ужина идиллическая картина стала рушиться под усиливающейся дымкой. Появился уже и характерный запах пожара. К тому же ещё и поднялся ветер. Сначала в шутку, а потом уже и серьёзно стали обсуждать вероятность, что мимо нас побегут дикие животные, спасаясь от огня, а также наши действия на случай пожара. С Ильёй попытались подняться на возвышение, чтобы посмотреть не видно ли огня, но попытка оказалась неудачной (ну или наоборот удачной – огня-то мы так и не увидели). Уже по возвращению в Иркутск, посмотрев архивные данные по пожарам, я понял, что бояться нам было особо нечего: леса горели к югу от железной дороги, и до ближайшего очага от нас было около 30 километров. Но в тот момент это было совершенно неизвестно, и спали мы с опаской, так как дым чувствовался уже и внутри палатки.

Утро встретило нас прохладой и живописным туманчиком над озером. На фоне опустившейся температуры воздуха вода, казалось, потеплела.