Октябрь 2017
29 30 31

Кодар. III. Долиной Верхнего Сакукана.

Вид вверх по долине Верхнего Сакукана

Вид вверх по долине Верхнего Сакукана.

С утра вышли на найденную предыдущим вечером тропу. Как уже писал, они была малохоженой и сильно отличалась в худшую сторону от той, по которой мы спускались в 2007 году. Выбирать, однако, было особо не из чего. Пейзаж вокруг не отличался особой живописностью, вдобавок тропа вскоре уткнулась в куст и исчезла.

Карта пути 11 июля

Карта маршрута 11 июля. Красная линия - наш путь. Большие красные кружки - места ночёвок. Маленький красный кружок - место обеда.

Делать нечего – пошли по лесу без тропы. Скорость упала до одного километра в час, регулярно приходилось продираться через чащобу молодых лиственниц, а в конце концов мы просто забурились в стланик.

Путь без тропы

Путь без тропы.

Пока народ отдыхал, я пошёл к реке в надежде найти тропу – было ощущение, что вчера мы слишком рано перешли реку, и тропа могла подойти выше по течению. Всего в 70 метрах от остальных участников наткнулся на изгородь, вдоль которой шла вполне сносная тропа. Радость была немалой.

Однако, когда мы вышли на тропу, она вскорости вывела нас на широкое русло ручья и потерялась – на другой стороне ничего видно не было.

В русле ручья

В русле ручья.

Прибрежный стланик

Прибрежный стланик.

Решили разделиться и поискать тропу выше и ниже по течению. Тропа обнаружилась почти у устья ручья вдоль берега Верхнего Сакукана, причём уже даже не «сносная», а просто отличная – по ровным участкам можно было ехать на велосипеде. Стало очевидно, что тропа действительно пересекла реку выше нашего перехода.

Вид вверх по Верхнему Сакукану

Вид вверх по Верхнему Сакукану.

Скорость выросла раза в три, и мы бодро продолжили путь. По ходу движения наткнулись на пустое эвенкийское стойбище.

Эвенкийское стойбище

Эвенкийское стойбище.

Скалы на левом борту Верхнего Сакукана

Скалы на левом борту Верхнего Сакукана.

Устье небольшого ручья

Устье небольшого ручья.

В большинстве случаев сбиться с тропы было невозможно, но случались и исключения – там, где старую тропу смыло, а новую нормально ещё не натоптали, иногда приходилось чуток поплутать.

В конце концов тропа вышла к как мы полагали сакуканской протоке и исчезла. Перейдя на ту сторону, я обнаружил на другом берегу продолжение отличной тропы, и предложил переходить. Однако Максим сверху мне крикнул, что и у него тропа. Несколько удивившись такому обилию троп, я вернулся назад и поднялся наверх. Вместо нормальной тропы там оказалась какая-то звериная дорожка меж зарослей стланика, но идти по ней было можно. Однако через 70-80 метров впереди возник глубокий овраг, заросший ивами. Пришлось спускаться, так называемая тропа почти растворилась, а местность за оврагом не внушала энтузиазма идти по ней. Я стал настаивать, что необходимо перейти, ибо по нормальной тропе идти быстрее и приятней. В ответ Максим заявил, что я о них совершенно не думаю, так как у них ботинки, и на переход они потратят слишком много времени.

Здесь я немного отвлекусь на эпичный спор резиновые сапоги vs трекинговые ботинки. Казалось бы, очевидно, что для походов в условиях Кодара, Хамар-Дабана и прочих аналогичных мест, не предполагающих ледовых или скальных участков лучше резиновых сапог обуви не найти, но нет, от «ботиночников» из раза в раз исходят однотипные аргументы: в сапогах нога не дышит, а в ботинках дышит; в сапогах сбиваешь ноги, т.к. чувствуешь каждый камень; сапоги не держат голеностоп. По поводу дышащих ботинок – если это именно ботинки, а не суперлёгкие кроссовки, то нифига в них не дышит – это обычный маркетинговый приём – носки у ботиночников ничуть не суше от пота, чем у сапожников. У нормальных резиновых сапог подошва достаточно толстая, чтобы ноги не набивать. По поводу голеностопа: опасаешься – превентивно используй эластичный бинт, а вообще, если нормальным походником себя считаешь – надо мышцы тренировать, чтоб связки поддерживались не ботинками, а собственным организмом. Что забавно, после того, как логические аргументы были исчерпаны, Максим привёл железобетонное обоснование: «В сапогах никто в горы не ходит вот и всё». Я привёл примеры нескольких друзей, ходивших в серьёзные горы, в ответ последовало: «Ну у вас в Иркутске вообще много странных, что в сапогах ходят». Казалось бы, наглядный пример перед тобой – грязь и мелкие броды не создают никаких проблем. Но даже, когда у него в кровь стёрлась нога, правильной обувью назывались исключительно ботинки.

В итоге мы с Катей перешли на другую сторону и бодро пошли по тропе. Через несколько минут нам попалось бревно через преодолённую водную преграду, и, покричав ушедшей в сторону от берега троице, удалось вернуть её на тропу.

На остановке я достал карту, и стало ясно, что мы перешли протоку не Верхнего Сакукана, а его притока, текущую параллельно основной реке более километра.

В устье левого притока

В устье левого притока.

Во второй половине дня тропа ещё несколько раз пыталась потеряться в местах, где её подмыло во время паводков, но как бы то ни было, мы добрались и до большой эвенкийской стоянки, где в 2007 году их был не один десяток. Но эвенки – народ кочевой, и в это раз стоянка была пустынной. Увы, купить новых сувениров не вышло.

Вскоре за стоянкой тропа пошла резко в гору, вывела на болото над Сакуканом и разбежалась на множество тропок. Пришлось снова идти по направлению. Ближе к устью Бюрокана тропа-таки снова собралась в кучку и, сбросив немало высоты мы дошли до намеченной на второй день цели.
За прошедшие годы новых мест под палатку не появилось, и встали мы там же, где и в 2007 году, в стороне от тропы.

После ужина была попытка неудачная попытка рыбалки, и мы стали подозревать, что рыбы вообще нет, пока Илья не вспомнил, что аккурат в этом месте семь лет назад эвенки ловили вполне успешно.

Верхний Сакукан в устье Бюрокана

Верхний Сакукан в устье Бюрокана.

Чёртов палец наверху

Мы с Катей.

Илья

Илья.

В целом второй день был, конечно, живописней первого, но кодарности в пейзаже пока не ощущалось.

Метки: ,

Ботинки хороши ровно до тех пор, пока они СУХИЕ (неважно, снаружи намокли или изнутри отсырели).
Р.сапоги, впрочем, тоже, но сапоги-то высушить куда легче...

О, точно. Ботинки, к тому же, способны впитать в себя многие сотни грамм воды.

А в мае в сапогах какая красота, носок шерстяной потолще и весь этот мокрый снег нипочем.

Отличные фотографии! и Погода не подкачала!