?

Log in

No account? Create an account
Mikka
mikka
.:::: ..:..

Октябрь 2017
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Mikka [userpic]
Кодар. II. По лесам и болотам.

Вид с платформы разъезда Сакукан на запад

Вид с платформы разъезда Сакукан на запад.


Карта пути 10 июля

Карта маршрута 10 июля. Красная линия - наш путь. Большой синий кружок - начало похода на разъезде Сакукан. Большой красный кружок - место ночёвки. Маленькие красные кружки - места завтрака и обеда.


На платформе разъезда Сакукан

На платформе разъезда Сакукан.

Выйдя из рабочего поезда, мы направились назад в сторону Новой Чары – до искомого отворота требовалось пройти 2,5 километра. Но первостепенной задачей было найти воду - приготовить завтрак. Небольшой ручеёк обнаружился на самом разъезде примерно в 300 метрах от станционного здания. Как оказалось, это было большой удачей – воды далее не было на протяжении несколько часов.

Вид на кодарские горы с железной дороги

Вид на кодарские горы с железной дороги.


Двухпутная насыпь

БАМ восточнее Усть-Кута (станции Лена-Восточная) в целом однопутный, но до Тынды насыпь сделана сразу под два пути.

Дойдя до столба 1701/1702 км, мы Свернули с путей и оказались на прямой как стрела дороге. Через полтора километра приятного лесного участка мы вышли на открытую каменистую площадку – судя по всему там ранее добывали гравий.

Бывший карьер

Бывший карьер.

Дорога разделилась на три. Уходившую направо в самом начале «поляны» мы отвергли однозначно, а вот из двух в западной части выбрать правильную было не так просто. Сначала мы пошли по правой, но через какое-то время она стала сильно забирать к реке, хотя по памяти мы должны были выйти к Верхнему Сакукану только у брода, до которого ещё было семь километров по прямой. Оставив остальных участников с рюкзаками, я прошёлся налегке с GPS’кой. Вскоре стало ясно, что дорога точно не та. Мы вернулись назад к «поляне», и пошли по левой дороге. Через несколько сот метров слева к нам примкнула ещё одна менее наезженная дорога – именно по ней мы ушли к разъезду в 2007 году, но она закончилась за полкилометра до железной дороги – тогда пришлось продираться через заросли.

Приятный лесок кончился, пошли многочисленные лужи и чавкающие болотины. Так как кроме нас с Катей все были в ботинках, им приходилось постоянно искать сухие места обхода. Так за полчаса мы добрались до очередной развилки: левая дорога уходила круто вверх на пригорок, правая же сворачивала в сторону реки. Хоть у меня и были воспоминания, что дорога до брода нигде к реке выходить не должна, видимо нежелание лезть в гору сподвигло пойти по правой дороге. Уже всего через 7-8 минут мы упёрлись в Верхний Сакукан.

Верхний Сакукан

Верхний Сакукан.

Оставалась надежда, что на противоположном берегу есть тропа – низкая вода позволяла перейти реку практически в любом месте – и мы с Максимом попробовали перейти на другую сторону, после чего я пошёл до борта долины в попытке подрезать тропу. Оной не обнаружилось, так что, как ни грустно, мы вынуждены были вернуться назад до развилки и полезть в гору.

После неудачной попытки найти тропу на левом берегу

После неудачной попытки найти тропу на левом берегу.

В дальнейшем дорога петляла по-над рекой, оставшейся внизу, причём путь пролегал по местам, не отличавшимся живописностью – сочащиеся заболоченные ручейки, и небольшие озёра, больше напоминавшие лужи.

Лесное озерко

Лесное озерко.

Уже было пора обедать, но отдыхать хотелось на реке – там и приятней, и сдувает комаров. Наконец, изнурительный участок закончился, дорога пошла вниз, и мы увидели стоянку эвенков-оленеводов, которой не было семь лет назад.

Дорога спускается с пригорка

Дорога спускается с пригорка.


Эвенкийская лайка

Лайка со стойбища активно просилась, чтоб её погладили.

В этом месте Максим обнаружил, что на последнем отдыхе забыл фотоаппарат и рванул за ним назад. Мы же нашли, как от дороги пройти к почти высохшей протоке Верхнего Сакукана, где и остановились на обед.

Протока Верхнего Сакукана

Протока Верхнего Сакукана.

Прохладная свежая вода – то что надо для разгорячённых жарой и тяжёлыми рюкзаками тел! На обед был суп из сушёных овощей иркутского производителя «Зелёный август» (настоятельно рекомендую – в походах идут на ура). Для сытности в него обычно добавляю манку. Счастливым хозяином оной был Илья, но т.к. манку он никогда не варил, то бухнул её кучей, вместо того чтобы сыпать тонкой струйкой. Как следствие, манка слиплась в клёцки, малоприятные на вкус, и в основном пошла на выброс. Но сам суп это практически не испортило.

Пообедав, мы вернулись назад на дорогу, дойдя за два перехода до вешки, отмечающей начало тропы – по ней следовало подойти к реке, а затем к броду.

Отдых у начала тропы

Отдых у начала тропы.

Как такового брода, где мы переходили Верхний Сакукан в 2007 году найти не получилось (судя по всему, мы просто до него не дошли), но благодаря низкой воде, переход реки не должен был составить проблем.

Правая протока Верхнего Сакукана

Правая протока Верхнего Сакукана.


Место брода через правую протоку Верхнего Сакукана

Место брода через правую протоку Верхнего Сакукана.

Вытащив из сапог носки и стельки, я быстро перешёл на другую сторону, пока ботиночники расшнуровывались и переобувались в сандалии. Катя тоже замешкалась, а затем пошла не совсем там, где шёл я, а метрах в трёх выше. Не доходя середины реки, она остановилась с криком, что её сносит – пришлось срочно бежать на помощь. Оказалось, что в этом месте заметно глубже, так что и мне пришлось прилагать усилия, чтоб остаться на ногах. Илья, Максим и Марина, тоже рванули Катиным путём, словно у неё была волшебная дудочка, и у них тоже возникли проблемы с тем, чтобы не сбило с ног.

Оставив народ отдыхать после брода и переобуваться, я побежал искать место для ночлега – для первого дня мы прошли уже немало, да и в план полностью уложились. Поиски стоянки привели к неожиданному открытию: мы перешли не на другой берег, а на остров шириной около 300 метров, и впереди ещё одна протока, пусть и более узкая, зато поглубже.

Перешли и её, после чего таки пришлось озаботиться местом для стоянки. Воспоминания о наводнении на Шумаке были ещё свежи, потому изначально я планировал поставиться на заведомо незатопляемой площадке. Однако все места выше поймы были абсолютно непригодны для стоянок – кочки, кусты, бугры и прочее. Из хороших новостей – удалось найти тропу, по которой вроде бы следовало идти завтра, хотя она была значительно более заросшей, чем семь лет назад. В итоге пришлось встать в пойме недалеко от устья небольшого ручья, где подъём воды сантиметров на тридцать уже залил бы всё водой – остальные места ещё ниже.


На месте первой ночёвки

На месте первой ночёвки. На переднем плане - палатка Ильи, далее голубая - Максима и Марины, самая дальняя, зелёная - наша с Катей.

На вечер мы варили пшёнку, и Максим познакомил нас с автоклавом, варка в котором позволяет значительно экономить газ: после закипания воды закрывается клапан, нагрев продолжается ещё 30 секунд, после чего газ выключают, а автоклавный котёл помещают в специальную «грелку» из коврика – через 20 минут каша готова. Но первое знакомство вышло не очень удачным – кашу Максим пересолил настолько, что даже любителю солёного Илье было чересчур. По мне, так она просто была горькой от соли. Пришлось выбрасывать половину, остальную разбавлять водой и насыщать неучтённой банкой тушёнки.

Дневная жара грозилась перейти в грозу, собирались тучи, даже где-то погромыхало, но в итоге единственным изменением к вечеру было резкое увеличение мошки, попрятавшейся днём от знойных лучей.

Красотами первый день похвастаться не мог – хоть мы уже и добрались до первых отрогов, но им не доставало гористости, даже не по кодарским меркам, а вообще. Вдали же гребни расплывались в мареве, но и в том, что было видно не чувствовалось суровости Кодара – не зря последний день похода 2007 года не запомнился никакими достопримечательностями.

Содержание

Comments

О, с Днем железнодорожника, кстати!

Красота, мечтаю сьездить на кодар