Ноябрь 2017
26 27 28 29 30

Шумак. IV. 41 брод.

Водопад на притоке Нарин-Гола

Водопад на притоке Нарин-Гола.

Обувшись с утра кто в сандалии, кто в кроссовки, мы ринулись преодолевать оставшиеся броды Яман-Гола. Пройдя первые шесть, переобулись в походную обувь – последний седьмой брод можно было перейти, не замочив ног.

Сразу за ним тропа ушла вверх от реки, что было неожиданно для меня – во время весенних походов по наледи, думал, что тропа идёт возле берега. Такой подъём дал возможность обойти крутой сброс выше устья Левого Яман-Гола. Прямо у тропы зарослями рос дикий лук, пополнив наш рацион свежими витаминами.

Карта пути 27 июня

Карта маршрута 27 июня. Красная линия - наш путь. Большие красные кружки - места ночёвок. Маленький красный кружок - место обеда.

Погода не внушала особых перспектив: всё небо было затянуто облаками, периодически накрапывал дождь. Но по большей части было сухо, и на перевал Обзорный (2088 м) мы поднялись при условно хорошей погоде. И здесь отличие от весеннего варианта было разительным: тропа поднялась заметно выше седловины, спуск с которой к Нарин-Голу лежит по крупноглыбовой осыпи. Тропа же множеством зигзагов сбросила высоту в паре сотен метров в стороне.

Вид с перевала Обзорный в верховья Нарин-Гола

Небо было таким же белёсым, как и снег, и мы сначала решили, что острый пик на дальней горе - иллюзия восприятия, и что на самом деле там два снежника. Приглядевшись, убедились, что пик нам не померещился.

Вид на Яман-Гол

Вид вниз по Яман-Голу - оттуда мы пришли.

На перевале Обзорный

На перевале Обзорный.

Под нами - теснины Нарин-Гола

Под нами - теснины Нарин-Гола.

Общий вид вниз по долине Нарин-Гола

Общий вид вниз по долине Нарин-Гола.

Небольшой приток, впадающий водопадом

С зумом становится виден небольшой ручей, впадающий в Нарин-Гол водопадом.

Катя на спуске с Обзорного

Катя на спуске с Обзорного.

Заранее я предупреждал, что на Нарин-Голе будет около 30 бродов. Но по возможности верхние мы решили попытаться пройти, не переобуваясь. Хотя больше всего меня беспокоил самый верхний каньон, где, судя по воспоминаниям, даже не столько броды, сколько путь по реке. К счастью, после трёх переходов реки тропа забралась высоко на правый борт, где обошла верхний каньон по плоскому участку, нисколько не говорящему о ревущей реке чуть в стороне.

Тропа среди цветов на обходе верхнего каньона

Тропа среди цветов на обходе верхнего каньона.

Затем – крутой спуск вниз. Посмотрев назад, мы поняли, что, двигаясь вверх по Нарин-Голу, эту тропу легко и не заметить – спустилась она не к самой реке, а к притоку, метрах в пятидесяти от устья, а нижняя часть скрывается в кустах, т.е. на подходах заранее её не увидеть.

Водопад на правом притоке Нарин-Гола

Водопад на правом притоке Нарин-Гола, к устью которого спустилась на тропа. На заглавном снимке - он же.

Приток в устьевой части

В устьевой части приток уже не так интересен.

На некоторое время долина Нарин-Гола расширилась, а затем в предверии очередного сужения тропа снова забралась вверх, хотя и не так высоко, как в первый раз. Затем очередной крутой спуск, снова взгляд назад: здесь в обратном направлении тропу увидеть ещё сложнее, чем у верхнего каньона.

На этом лафа закончилась. Тропа пошла вдоль реки, берега снова приблизились к другую, и брода пошли друг за другом. Пришлось переобуваться в сандалии. Если на Яман-Голе ноги успевали согреться при ходьбе от одного брода до другого, то на Нарин-Голе подобной возможности не было: река петляла среди скал, и часто между бродами было всего 20-30 метров. Где-то на 25-м броде Катя сказала, что думала, что «30 бродов - это шутка, ибо какой нормальный человек будет столько раз реку переходить». В конечном итоге оказалось, что это даже не шутка, а замануха – мы насчитали 41 брод. Хотя, надо сказать, нам ещё повезло – встреченные нам на следующий день три тётки поведали, что их отправили прямо по реке, и никакой каньон они не обходили. А верхние брода более глубокие. Полагаю, что у них получился, не 41, а 141 брод.

Катя и капель

Катя и капель.

Каменный мост

Каменный мост.

Наконец, после впадения последнего левого притока скалы чуть разошлись, появились лесные участки тропы по несколько сот метров, и даже корни с кустами радовали нас как родные. Вот и 41-й переход, за которым тропа ушла от Нарин-Гола, срезая угол между ним и Шумаком. По дороге встретилось множество вкусной прошлогодней брусники, а вот с местами ночёвки было ахово: весь лес зарос сырым мхом, перемежавшимся корнями и прочими буграми. Через километр с небольшим тропа вышла к берегу Шумака. Я знал, что вскоре хорошая тропа должна кончиться – с лошадьми здесь пересекают Шумак вброд, а тропа вдоль берега не очень удобна для передвижения. До Шумака было ещё три километра, мы устали на всех этих бродах, потому решили заночевать на берегу, а на следующий день добежать до источников. Т.к. на самом берегу было сыро, мы спустились в пойму и расположились на ровной сухой площадке, отделённой от берега пересохшей протокой. Понимание, что вставать на месте, могущем стать островом было, но и выбирать особо не из чего было, да и погода не предвещала ничего плохого. К тому же, чтобы по протоке потекла вода, уровень должен был поднять не менее чем на полметра. Спокойно без всяких опасений мы заснули…

Горы над Перевальной

Горы над рекой Перевальной.