Октябрь 2017

Шумак. III. Яман-Гол.

Берег Яман-Гола

Берег Яман-Гола.

За ночь вода в Ара-Хубытах немного упала, что внушило оптимизм в предверии предстоящих нам бродов через Яман-Гол и Нарин-Гол.

Собравшись, мы поднялись к тропе, обнаруженной мной накануне, и двинулись вниз вдоль Ара-Хубыт. Тропа за 10 лет заметно заросла. И хотя и видно, что по ней ходят, с набитой тропой по левому берегу её было не сравнить. Кроме того наша тропа гораздо чаще забиралась вверх, а потом теряла набранную высоту. С другой стороны, как я уже писал, хорошая тропа в конце концов приводит к трудному для пешего туриста броду.

Примерно через полчаса тропа спустилась к берегу Ара-Хубыт, появились конские следы, и сначала мы обрадовались, что основная тропа перешла на нашу сторону. Однако после небольшой охотничьей стоянки следы закончились, и тропа снова утратила торность.

Карта пути 26 июня

Карта маршрута 26 июня. Красная линия - наш путь. Большие красные кружки - места ночёвок. Маленький красный кружок - место обеда.

На одной из остановок напротив нас виднелся ручей, по которому мы поднимались в мае.

Ручей из потайной долины

Ручей из "потайной долины".

Вскоре на другом берегу стали заметны и трое женщин, бодро шагавших по своей тропе примерно с одинаковой с нами скоростью. Затем на тропе нарисовался знак «Опасный поворот», после чего она завернула круто вверх, а затем ещё раз направо, т.е. назад. Сие вызвало недоумение, но вскорости нужная тропа была найдена посреди небольшого болота.

Далее нас «порадовал» крутой взлёт вверх, сменившийся резким сбросом высоты в сухом распадке, на противоположной стороне которого хорошо виднелась в очередной раз круто поднимающаяся тропа. На спуске на какой-то момент тропа стала руслом ручья, и когда возник более пологий поворот направо, мы свернули. Это было неверно, т.к. новая тропа, пройдя косогором, пошла забирать вверх по распадку, т.е. всё-таки следовало сбросить высоту. На спуске никаких отворотов к видимому нами заранее подъёму мы не заметили, но пройти к нему не составило труда. Основная же тропа ушла ниже к большому плоскому участку над Ара-Ошеем (в который уже успели впасть Ара-Хубыты). Помня, что с Ара-Ошея на Яман-Гол тропа заметно поднимается вверх, переваливая через гребень, чтобы обойти нижний каньон Яман-Гола, я считал, что верхняя тропа – это правильный выбор, и вот-вот к нам снизу подойдёт хорошая конская тропа. Однако уже после крутого подъёма стало ясно, что тропа, по которой пошли мы, больше напоминает звериную, и хотя она была заметной, несколько раз всё-таки мы умудрились её потерять. Ещё одной странностью было то, что она медленно, но верно продолжала набирать высоту.

В конце концов мы достигли нужного места, где основная тропа переваливает с Ара-Ошея на Яман-Гол. Но это самое место оказалось на полсотни метров ниже нашей тропы, которая, казалось, и не думала спускаться вниз. Решив не проводить эксперименты, мы рванули напрямую вниз, вскорости подрезав магистральную тропу. А ещё через 15 минут после крутого спуска мы достигли берега Яман-Гола с минеральным источником недалеко от реки. Там уже отдыхали всё та же группа трёх пеших женщин, одной конной и проводники-буряты с конями. Проводник Борис попросил нас, чтоб мы взяли трёх идущих пешком женщин под свою опеку – т.е. показывали им нужную дорогу. Энтузиазма идея не вызвала, но и отказывать резона не было, потому я сказал, что если не отстанут – пусть идут.

Несколько слов об этих трёх тётках: все они были совершенно нетуристского вида. У одной даже была куртка с меховым воротником. С собой у них был только термос на плече. Но шли они храбро, этого не отнять. Позже разговорившись, мы узнали, что буряты уже в первый вечер перерыли все их вещи, нашли водку и благополучно её выпили. Не могу сказать, что меня это сильно удивило, хотя Катя впечатлилась. Перед стартом проводник Борис сказал, что вроде как нижние брода можно обойти по какой-то тропе, по которой он сам не ходил, но советует нам попробовать. Лёха прошёлся по ней налегке, упёрся в скалу, где тропа развернулась и почти теряясь в лесу пошла назад, так что мы решили не проводить экспериментов и пошли бродами.

По моим воспоминаниям бродов на Яман-Голе было около восьми штук, в реальности их оказалось семнадцать, из которых в этот день мы прошли десять. Заниженное ожидание их числа привело к медленной скорости передвижения: перед каждым бродом мы разувались, вытаскивали носки и стельки, шли в сапогах на босу ногу, после чего выливали из сапог воду, надевали носки, вставляли стельки, обувались и продолжали путь (Лёха же снимал ботинки и переходил босиком). Женщины, которых мы нагнали на втором броду, также разувались и переходили босиком. В итоге всё это вылилось в то, что за три часа мы продвинулись всего на три километра. К вечеру стало ясно, что на следующий день тактику надо менять, тем более, что на Нарин-Голе бродов ожидалось около тридцати.

Пока же вернёмся ко второму броду: оказалось, что три тётки, доставшиеся нам в нагрузку, прохлаждались на берегу не просто так: они потеряли тропу. Подивившись этому, я прошёл чуть вперёд по скальному берегу, и сразу за ним тропа нашлась. Далее до вечера мы двигались уже вместе.

Через несколько бродов я с радостью заметил, что соринка в объективе провалилась в нижнюю часть и перестала мешать съёмке, что жутко меня обрадовало.

Берег Яман-Гола

Над Яман-Голом нависали скалы, прорезанные вертикальным трещинами - когда-то горизонтальные слои развернуло на 90 градусов. Местами скалы спускались прямо в воду, на заваленные речными отложениями.

Пару бродов удалось миновать, обойдя прижим у кромки скал.

Обход двух бродов вдоль прижима

Обход двух бродов вдоль прижима.

Ещё одну пару мы попытались пройти по скальному бортику, и нам это даже удалось, но дальше пошёл уж совсем страшный склон, и только Лёха рискнул пролезть по нему, мы же продолжили ходить туда-сюда по реке.

По этому скальному бортику мы прошли над рекой

По этому скальному бортику мы прошли над рекой.

Лёха преодолевает прижим

А этот прижим осилил только Лёха.

Проводник Борис заранее предупредил женщин, что будут ночевать на полянке, и даже спросил меня, знаю ли я её. Пару полян выше по течению я знал, потому ответил утвердительно. Позже мы узнали, что место ночёвки было за теми полянами, про которые я думал, да и самой поляны как таковой там не было. Пока же вечерело, а мы медленно и печально шли вдоль Яман-Гола. У брода через протоку (тропа проходит по острову и возвращается на левый берег) нам навстречу выехали проводники. Забрав остаток вещей у женщин, и посадив одну из них на коня, они предложили подвезти и Катин рюкзак, но мы благоразумно отказались. На вопрос, как далеко до поляны, они ответили, что полчаса (считали они естественно конную скорость, мы суммарно брели туда потом около часа). Не испытывая большого желания ночевать рядом с ними, мы решили остановиться на ночлег. Сыграли свою роль и наступивший вечер, а также необходимость изменения тактики бродов, совмещённой с нежеланием мочить перед ночёвкой сандалии. Две оставшиеся тётки загрустили: «Как же мы без вас пойдём-то?!», но я их уверил, что тропа и дальше хорошая, так что волноваться, что заблудятся не стоит.

Мы поставили палатку перед очередным прижимом, в 150 же метрах ниже по течению река тоже упиралась в скалы. Такая вот небольшая территория для прогулок :). Если серьёзно, то в случае резкого подъёма воды место было, конечно, не ахти – склон на который вылезти рядом был, а вот что делать дальше совершенно непонятно. Но вечер особой непогоды не предвещал, и мы, налюбовавшись пейзажами при разном освещении, поставив палатку и поужинав, отдыхали на берегу.

Скалы над правым берегом Яман-Гола

Скалы над правым берегом Яман-Гола.

Прижим выше места ночёвки

Прижим выше места ночёвки.

Гора над Яман-Голом

Гора над Яман-Голом.

Примерно через 1 ч 45 минут Лёха заметил, что две тётки так и сидят на противоположном берегу, не уходя дальше. Покричав через реку мы услышали, что на следующем броде якобы вода по пояс, течение сильное, и как переходить они не знают. Лёха сказал нам, что вода по пояс им мерещилась и в предыдущих бродах, потому сначала мы им просто посоветовали откинуть страх и перейти реку. Но и через 45 минут они никуда не делись. Пожалев их, я снова обул сапоги на босу ногу, на всякий случай снял штаны – вдруг там и вправду глубокий брод, и перешёл к ним. Их страхи оказались не такими уж и беспочвенными: глубина была солидной – брод был самым глубоким из всех, пройденных ранее, плюс река текла одной струёй с сильным течением. Тётки же были заметно ниже меня ростом, и их действительно могло сбить с ног. Попробовав перейти самостоятельно туда-сюда, я предложил им перейти втроём стенкой, на что они радостно согласились. На другом берегу я пожелал им счастливого пути, т.к. уж дальше в ночь в трусах уходить точно не собирался. Добавив таким образом +10 к своей карме, я вернулся назад к палатке.