Ноябрь 2017
      1 2 3 4
26 27 28 29 30

Шумак. II. Хубытский перевал.

На Хубытском перевале

На Хубытском перевале.

Утром 25 июня мы продолжили подъём к Хубытскому перевалу – одному из трёх некатегорийных перевалов через ГВХ Тункинских Гольцов. В 30 км западнее расположен Хонголдойский перевал, а в 64 км восточнее – перевал Трёх Декабристов. Хубытский же самый высокий из них: 2493 метра.

Вскоре закончились деревья и началась горная тундра. А река Хубыты, текущая ниже тропы то скрывалась в узких ущельях, то растекалась по болотистым плоскотинам. Ещё на первом переходе (шли мы в режиме 45 минут идём, 10 отдыхаем) позади показались трое женщин, чьи вещи везли на лошадях буряты. Больше мы их не видели до обеда – даже с рюкзаками мы двигались чуть быстрее, чем они налегке. То там, то тут на травянистых склонах попадались пасущиеся кони, издалека почему-то неоднократно принимавшиеся нами за коров. Почему-то на этот раз нигде не попались камни с вкраплениями гранатов – то ли смотрели невнимательно, то ли многочисленные туристы подразобрали.

Карта пути 25 июня

Карта маршрута 25 июня. Красная линия - наш путь. Большие красные кружки - места ночёвок. Маленький красный кружок - место обеда.

Кони, пасущиеся в горах

Кони, пасущиеся в горах.

Болотистый пейзаж в верховьях Хубыт

Болотистый пейзаж в верховьях Хубыт.

Вид на Хубытский перевал с отворота на перевал Гранатовый

Вид на Хубытский перевал с отворота на перевал Гранатовый.

Сад камней

"Сад камней".

Пройдя мимо распадков ведущих к перевалам Гранатовый Ложный и Гранатовый, мы добрались до Хубытского перевала.

Озерко на перевале

Озерко на перевале.

Взгляд на предстоящий путь

Взгляд на предстоящий путь.

Скала на склоне

Скала на склоне.

Вскоре после перевала мы расположились на обед. Насколько же разительно отличался пейзаж вокруг и наше его восприятие от майского похода в метель! Катя на подходе к перевалу волновалась, что мы не взяли верёвку, т.к. воспоминания о крутом подъёме вдоль скал были ещё свежи. Каково же было её удивление, когда вместо крутого спуска с обратной стороны обнаружилась спускающаяся серпантином конская тропа.

Продолжив путь вниз, мы добрались до Баром-Гола, а недалеко от его устья даже искупались – жара была неслабая. Как раз по пути вдоль Баром-Гола позади нас на перевале показались лошади, но нас так и не догнали.

Баром-Гол впал в Архат, тропа поднялась высоко на правый борт, а через два с половиной километра спустилась к броду. По воспоминаниям десятилетней давности она должна была подняться по левому берегу, обойти прижим в месте слияния Архата и Зун-Гола, спуститься вниз и пересечь образованные слиянием Ара-Хубыты, после чего перейти на правый берег, по которому следовало двигаться до устья Ара-Хубыт и далее по Ара-Ошею. Причём вроде бы пройти по левому берегу она должна не более полукилометра. Началось всё правильно: тропа действительно поднялась вверх и обогнула прижим. Но далее почему-то вместо того, чтобы спуститься к реке, она пошла выше, облизывая зигзагами попадающиеся по дороге ручьи.

Ара-Хубытская лягушка

Ара-Хубытская лягушка.

Сначала я думал, что просто немного перепутал место спуска, но через километр после Зун-Гола начал волноваться: оставив на время Лёху с Катей на тропе, сам налегке спустился вниз и пробежал вдоль реки 400 метров назад, пытаясь увидеть пропущенный нами, как я полагал отворот вниз. Ничего подходящего не нашлось. Ещё через километр стало ясно, что тропа так и будет идти по левому борту, а через 3 километра достигнет того места, где в мае мы сворачивали вверх по притоку в закрытую долину; т.е. по этой тропе придётся идти до самого устья Ара-Хубыт, а даже в мае в низкую воду то место не очень привлекательно для брода. К тому же ночевать на склоне было негде, а за день мы достаточно устали, чтобы я принял решение спускаться к реке и бродить её. По счастью брод оказался несложным. Хуже оказалось со стоянкой на правом берегу – единственное более-менее нормальное место было в пойме реки, отделённом от крутого борта сухой протокой – т.е. при поднятии воды мы могли оказаться на острове. Но особо выбирать было не из чего.

Вечером же я сбегал вверх по склону, обнаружил в 200 метрах выше искомую тропу, оказавшейся на удивление не очень торной. Судя по всему, за прошедшие годы основной поток движения переместился с правого берега на левый, на котором меньше вверх-внизов, да и более открытый он – меньше среди кустов и болот идти надо. В целом хорошо, что я считал, что идти надо по правому борту, т.к. потом от другой группы мы услышали, что они не смогли перебродить Ара-Хубыты в устье, и им помогли переправиться буряты, перевезя их на лошадях.

Место брода через Ара-Хубыты, вид от палатки

Место брода через Ара-Хубыты, вид от палатки.

Гора за Зун-Голом

Гора за Зун-Голом.

Катя у палатки

Катя у палатки.

Этот вечер омрачился попаданием какой-то шелухи размером с полтора миллиметра между линзами, причём прямо по центру объектива. Попытка разобрать фотоаппарат «на коленке» успехом не увенчалась. Единственное хорошее, что удалось установить опытным путём, что при съёмке максимальным зумом попавший мусор почти не влиял на качество снимка.

Катя на камне

Катя на камне.

Гора за Зун-Голом

Гора за Зун-Голом.

А уже после девяти вечера по другому берегу прошли буряты с конями, конная туристка и всё те же три женщины.

Метки: ,

Хорошо когда кони гнедые, а коровы чернопестрые - никакой путаницы :)

Да мы тоже подумали, что кони - неправильные.

Кони правильные. Коровы непрвильные :)