Февраль 2018

В предверии непогоды

В предверии непогоды.

Карта пути 5-6 мая

Карта маршрута 5-6 мая. Красная линия - наш путь. Большие красные кружки - места ночёвок. Маленький красный кружок - место обеда 5 мая.

Предыдущим вечером Женя радостно узнал, что взял сверх списка 150 г пшена и срочно захотел от него избавиться. Между вариантами рассыпать мышкам и оставить туристам остановились на последнем, так что если вдруг кому понадобится - место известно.

Стратегические запасы пшена

Стратегические запасы пшена.

Несмотря на собиравшиеся с вечера облака, погода в первой половине дня была неплохой, временами даже жаркой. Но незаметно небо заволакивало пеленой, и к обеду общая хмарность уже начала настораживать.

После первого перехода мы добрались до огромного тоннеля под наледью, пройденного мной насквозь.

Женя над тоннелем

Женя над "тоннелем".

Под наледью

Под наледью.

После обеда начался достаточно крутой подъём по левому притоку Ара-Хубыт, выведшего нас в широкую долину, выпаханную ледником, длиной 3 км.

В нижней части долины

В нижней части долины.

Долина

Долина. Заглавный снимок сделан здесь же.

Под слоем ягеля скрывался ещё не растаявший лёд. Судя по всему, летом лесок, в котором мы остановились подболочен.

На стоянке

На стоянке.

Забавный случай произошёл при разведении костра. Я сказал Жене, что для костровища вырву часть ягеля, и он согласился, что сделать это нужно несомненно. Однако он не понял причину моего поведения, считая, что в ягеле костёр развести не удастся в принципе. Когда же накидав веточек на растопку я принялся обрывать верхние сухие части лишайника, сказав, что хочу им разжечь костёр, Женя решил, что я занимаюсь ерундой и сообщил, что гореть ягель не будет, так как там сплошной белок. Потому когда от одной спички дрова занялись за несколько секунд, чего не было ни при растопке хвоей, ни берестой, его удивлению не было предела. Собственно и место под костровище я очищал, чтоб не допустить пожара. А горят поля ягеля очень быстро, причём без огня и дыма как такового: на глазах "олений мох" чернеет и скукоживается, причём подобное пятно расползается с устрашающей быстротой.

Сначала днём на часок, а потом вечером уже до ночи нас загнал в палатку начавшийся дождь. Вообще-то дождь в горах на такой высоте в начале мая - явление нечастое, и ранее я сталкивался с ним всего однажды.

С утра дождь не прекратился, и мы начали выжидать хорошую погоду. К счастью часам к 10 утра непогода закончилась, и даже стало пытаться проглядывать солнышко. На окрестных склона метрах в 200 выше нас виднелся свежий снежок, а сам дождь на палатке частично смёрзся в ледяную корку - у поверхности было холоднее, чем в облаках.

Выдвинулись в путь мы почти в час дня, благо пройти в этот день предстояло немного. И почти сразу же на пути повстречались многочисленные временные ручейки, тёкшие по нерастаявшей земле жидкими струйками, но со множеством микроозерков. Последние же кишели какой-то живностью размером полтора-два миллиметра. Позже удалось выяснить, что это - ногохвостки.

Живность в лужице

Ногохвостки.

А напротив нас будто сползал целый склон.

Сползающий склон

Сползающий склон.

Стражи на гребне

Стражи на гребне.

Нужный нам перевал возвышается над ручьём всего на 15-20 метров, откуда около 200 метров вниз до слияния Архата и Зун-Гола.

Перевал

Перевал.

А вдали виднелся перевал Горных Духов и вершина, взойдя на которую я впервые побывал на высоте более трёх километров. Было это в июне 2009 года.

Вершина и перевалы

Почти в центре кадра - упомянутый трёхтысячник, слева от него - перевал Горных Духов, справа - перевал Четырёх.

Дошли до устья Баром-Гола и поставили палатку мы очень вовремя. Даже не успел свариться обед, как пришла непогода в виде мокрого снега. Это - самый коварный вариант непогоды: ведь они прилипает к одежде и тает на ней. В 2004 году подобный снег в той же Тунке промочил насквозь как надетые на нас вещи, так и содержимое рюкзаков, поставив под вопрос само выживание. Помнится спасением тогда стал кедровый лес, позволивший развести нормальный костёр и просушиться. С тех пор даже в весенние походы всегда стал брать накидки от дождя на себя и на рюкзак, а также упаковывать вещи по летнему варианту - в множество пакетов.

Пришлось доваривать уже в плаще, спешно натянутом на пуховку, а есть так и вовсе в палатке.

Через пару часов снегопад дополнили раскаты грома, звучащие над горами. Нам же приходилось "развлекаться", регулярно стряхивая налипающий на палатку снег: всё-таки подобная Alexika предназначена для лесных летних походов, а не штормовых условий. К вечеру снег наконец-то стал нормальным сухим - даже удалось прогуляться вверх по ущелью Архата, но вскрывшаяся река не позволила пройти к водопаду.

Ужин мы готовили уже в тамбуре на горелке: стоянка очень популярна во время летних походов, и с дровами там весьма туго даже в хорошую погоду. К этому времени всё вокруг завалило снегом, создавая сказочный новогодний пейзаж. Но наслаждаться им у нас получалось с трудом - мешали мысли о самом высоком перевале похода, отделявшего нас от цивилизации, и от том, насколько долго продлится непогода.

Метки: ,
фото красивые, но холодно поди было.

прошу прощения, что с глупостями частнособственническими, жадность проклятая довела до греха: проголосуй за меня если минутка есть, помоги соседу - красноярцу! хочу жетончиков выиграть - дедушке нужны новые тапки на лето!.. если второй раз, ничего страшного, не побьют же! вот я инструкцию набросал: http://kwakin-misha.livejournal.com/26832.html
если нет времени или принцыпы не позволяют такое делать, сотри письмо и вся недолга!
большое спасибо за потраченное время и силы!