Февраль 2018
25 26 27 28

Туманная Тунка

Вид на Тункинскую долину от Хрустального озера

Вид на Тункинскую долину от Хрустального озера.

В начале июля сходил в горы на северо-восток от Аршана в верховья Белокопытки - ни разу не был в том районе. Особо красивых фотографий не будет по причине почти постоянной непогоды - даже маршрут пришлось сократить.

Карта запланированного и реализованного маршрута

Красная линия - пройденный путь.
Зелёная линия - запланированный, но не пройденный маршрут.
Синий кружок - начало и конец маршрута в Аршане.
Большие красные кружки - ночёвки с указанием порядкового номера.
Маленькие красные кружки - места обеда.

4 июля. Прямой автобус из Иркутска доставил меня в Аршан к 13:40. Пока ехал с комфортом в удобном кресле, вытянув вперёд ноги, вспоминал, как ужасно было ехать 2 года назад с мамой на маршрутке, почему-то имевшей не последнем ряду 4 места.

В Аршане не задерживаюсь, сразу ухожу на тропу, ведущую в верховья р. Артемьева. Точнее, поначалу я думал, что иду по нужной тропе, но потом она скуксилась, и пришлось минут двадцать идти напрямую через лес, подрезая искомую тропку - благо я представлял, где примерно она должна находиться.

С началом крутого подъёма начался и первый за поход дождь. Немного спадает духота, и становится легче идти. До Хрустального озера дошёл за 3 часа 40 минут, что совсем неплохо: 2 года назад мы вниз шли 3 часа 20 минут. У самого озера настигаю пару, идущую вокруг массива Аршан, рассказавшую, что за перевалом стоит лагерь йогов, которые ни с кем не разговаривают. То начинается, то прекращается дождь, поливший в 9 вечера уже без остановок.

Хрустальное озеро

Хрустальное озеро.

Вид на Тункинскую долину от Хрустального озера

Вид на Тункинскую долину от Хрустального озера.

Две палатки над озером под перевалом Артёмовским

Две палатки над озером под перевалом Артёмовским.

5 июля. Проснулся в 7 утра, к 9 утра вышел на маршрут под шедшим уже полсуток дождём. Прошёл мимо палатки соседей, а через 20 минут примерно на середине подъёма на Артёмовский перевал дождь прекратился.

Лагерь йогов сквозь мглу

Лагерь йогов сквозь мглу.

С перевала в разрывах облаков иногда виднелся лагерь йогов. Затем - спуск на 150 метров вниз, и подъём примерно на столько же на перевал Китойский. Под самым перевалом в начале спуска преодолеваю небольшой уступ, дальше сыпуха - и вот я в верховьях Белокопытки, где раньше не был. К обеду облака расходятся, и начинает проглядывать солнце.

Перевал Артёмовский со стороны Кынгарги

Перевал Артёмовский со стороны Кынгарги.

Китойский перевал

Китойский перевал.

Палатки йогов

Палатки йогов.

Верховья Белокопытки

Верховья Белокопытки.

На спуске с Китойского перевала

На спуске с Китойского перевала.

А рядом - такие скалы

В теории с верховий Артемьева можно перевалить напрямую в Белокопытку, но через такие скалы.

Пройдя несколько километров вниз по Белокопытке, я сворачиваю направо на её приток, в верховьях которого расположен перевал Семёрка. Подъём не очень крутой, мох, кашкара и бадан в кедровом лесу. Натыкаюсь на тропу, идти становится ещё проще. Вскоре тропа спустилась к ручью и перешла на левый берег. Чуть выше слияния двух ручьёв поднимаюсь наверх к левому ручью, где и собираюсь устроиться на ночлег. Время ещё только 14:40, и я вполне мог успеть перевалить через Семёрку, но решил, что не стоит рвать когти после недавно перенесённой простуды, тем более, что в график я вполне укладываюсь.

Расположился на уютной ягельной площадке, и только через полчаса обнаружил, что почти от палатки начинается ведущая вверх тропка - настолько она незаметна. Причём начиналась она как раз от моей полянки: ниже тропа терялась. Сбегал немного вверх посмотреть на перевал, на который предстоит подняться.

На второй стоянке

На второй стоянке.

Вид от второй стоянки

Виды от второй стоянки.

Вода наступает

Вода наступает - бортик воды продвигается вверх по камню.

Цирк перевала Семёрка

Варится ужин.

Тропа из ниоткуда

Тропа из ниоткуда.

Когда лёг спать, мухи активно бились о тент, создавая имитацию шума дождя, однако около 9 вечера пошёл и настоящий дождь. Однако я наивно решил, что это - последние заряды перед улучшением погоды.

6 июля. Равно как и в предыдущий день встал и собрал палатку под дождём, выдвинувшись к перевалу. Однако, в отличие от предыдущего дня дождь и не думал прекращаться. Когда же я добрался до перевального взлёта, так и вообще стали пробрасывать снежинки, а у склон у перевала побелел. Подумав, решил попробовать начать подъём, с расчётом в случае ухудшения погоды спуститься назад. На подъёме ушёл правее нужного, так что пришлось облезть пару сбросов, но всё равно без особых проблем добрался до бокового гребня, отделяющего от соседней долины, с которого траверсом необходимо было идти на перевал. Здесь уже лежал мокрый снег, а мокрый снег на кашкаре почти не держит. Помня по описанию, что с противоположной стороны перевала может понадобиться страховка в случае неблагоприятных метеоусловий, решаю повернуть назад. Спускаюсь чуть в стороне от места подъёма, без проблем обойдя все сбросы. Принял решение не сидеть под перевалом в ожидании возможного улучшения погоды, а спускаться назад к Белокопытке и вместо крюка через верховья Архута и Харсапки, пройти вниз по реке 2 с половиной километра.

Путь вдоль реки мне не особо понравился: тропа малохоженная, временами теряется, и часто продирается сквозь кусты - в итоге, несмотря на плащ, вскоре в сапогах захлюпала вода.
Подъём по левому притоку Белокопытки шёл сначала по правому борту, затем я вовремя пересёк ручей - дальше склон резко возносился вверх скальными обрывами двухсотметровой высоты. Второй каскад водопадов проходил уже по левому борту - как раз к этому моменту закончился дождь. Затем достаточно пологий подъём до озера, и в четыре часа дня я остановился на ночлег. От озера отлично виднелся перевал Пильмана, ведущий в верховья Федюшкиной Речки.
"Окно" хорошей погоды продлилось недолго: хоть как таковой дождь и не начинался, но регулярно налетала морось. Однако к вечеру все вершины открылись - облака поднялись выше, и возникла надежда на улучшение погоды.

Озеро в верховьях левого притока Белокопытки

Озеро в верховьях левого притока Белокопытки.

Кедры на гребне

Кедры на гребне.

Вид из палатки

Вид из палатки.

7 июля. Утром было неожиданно темно. Вылез из палатки - так и есть: облачность очень низкая, и даже предстоящий перевал теряется в белой мгле. Но делать нечего: собравшись, направляюсь к перевалу. Подъём на него особых трудностей не доставил - благо и облачность на время растащило, но вот спуск настораживал уже даже по описанию: "Перевал классифицирован как 1Б категории сложности. Однако реальная сложность перевала не выше 1А. На спуске могут встретиться сбросы, но все сбросы здесь, как правило, легко обходятся." Сбросы там были, и мне непонятно, как они могли не встретиться. Насчёт же "легко обходятся" согласиться я не могу: к средней части спуска крутизна склона возрастает, потому сверх просмотреть весь путь заранее невозможно. Потому неоднократно было, что пройдя какое-то расстояние вниз, я утыкался в скальные склоны, и вынужден был подниматься вверх, обходить их, и снова спускать уже другим путём. Но в целом мне всё равно сильно повезло: буквально через 10 минут после завершения спуска снова наползло облако и весь склон поглотила пелена - как было бы выбирать путь в таких условиях вообще не представляю.

Озеро в истоках Федюшкиной Речки

Озеро в истоках Федюшкиной Речки.

Спуск с перевала Пильмана

Спуск с перевала Пильмана.

Озеро в истоках Федюшкиной Речки

Озеро в истоках Федюшкиной Речки.

Вид на перевал Кынгарга

Вид на перевал Кынгарга.

А через час с небольшим, когда я уже подходил к завершающему маршрут перевалу Кынгарга, снова полил дождь - хорошо, что не раньше. На спуске с Кынгарги, кроме обещанного в описании водопада в нижней части ручья, обнаружился ещё один скальный сброс гораздо выше. Его пришлось обходить по осыпи под скалой, гордо возвышавшейся на склоне.

В 13:30 добрался до р. Кынгарга, сварил на горелке обед, временами стуча зубами - промок я не меньше, чем в предыдущий день. Однако, пока я ел, дождь прекратился, а вскоре начало проглядывать и солнце. Потому решаю, что в Аршане мне делать нечего, а лучше расположиться в долине Кынгарги, переночевать в лесу, а заодно и посушить на солнце вещи.

Посушилки

Посушилки.

Палатку поставил как раз на той полянке, где за 2 года до этого обедал с мамой, когда мы гуляли от Аршана вверх по Кынгарге.

Стрекоза

Стрекоза.

Солнце продержалось аж 4 часа, а затем пришла новая туча. Но это уже была не обложная непогода, и вскоре вновь надо мной было чистое небо. Потом ещё раз пролил дождь, затем облака растянуло полностью, и ночью я впервые за поход увидел звёзды.

8 июля. Ночью несколько мешал спать бурундук, разорвавший мой мусорный мешок, что лежал в тамбуре палатки, и вытащивший обёртки из-под шоколадки. Пришлось с утра их собирать по частям. Навёл на поляне небольшую уборку - вынес оттуда две бутылки из-под водки и ещё некоторый негорючий мусор. Вот не понимаю я людей, гадящих на природе - так и хочется этими бутылками им по башке настучать.

Тропа вдоль Кынгарги

Тропа вдоль Кынгарги.

За полтора километра до Аршана повстречал двух местных, поинтересовавшихся, куда я ходил, а затем задавших оригинальный вопрос: "С ночевой ходил?" Интересно, а какие ещё варианты, если на часах 10 утра, а за плечами у меня немаленький рюкзак с примотанным к нему ковриком?!

В Аршан вышел в 11 часов, и купив билет на четырёхчасовой автобус, пошёл сначала пообедать в любимой кафешке "Хамар-Дабан", а потом на берег Кынгарги, так как в посёлке ждать было бы совсем тоскливо.

В горах снова непогода

В горах снова непогода.

На автостанции с интересом изучил листовку от Тункинского нацпарка. Особенно повеселил пункт "Не пытайтесь идти в те места, куда редко ступала нога туриста, можно попасть в забытый браконьером капкан." Да и про шансы выживания одному в горах 50 на 50 сильно напомнило анекдот про динозавра: или встречу, или не встречу.

Правила поведения в горах

Правила поведения в горах.

Водитель оказался тот же самый, что вёз меня из Иркутска, и он с такой заинтересованностью расспрашивал меня, куда я ходил, что чуть не забыл взять деньги за багаж.

Какое у вас там все другое совершенно, даже названия :), мне чужие совсем ....один!!! Слуш, а зверья там нет серьезного?! Я такая слабонервная стала, что в такое ни ногой прям. Даже не верится в то где я жила и где меня носило раньше.

Медведи там есть, конечно. Но их не так много, как на Камчатке. Т.е. следы попадаются, разрытые норы бурундука тоже, а самого медведя нечасто увидишь.

интересный поход.
в одиночку опасно, наверное - мало ли что...
я так и не рискнул один на Шумак сходить

Ну на Шумак-то как раз такие толпы ходят, что там за день множество групп встретишь, потому если с тропы не сходить, тебя всё равно заметят в случае чего.

ну, я имел в виду не туристическую тропу, а куда-нить до Китоя через Шумак.
если уж на то пошло, вдоль Кынгарги толпы еще больше ходят

Офф.
я сейчас делаю серию постов про поезда в "фирменной" расцветке. Можно ли будет брать из твоего журнала некоторые железнодорожные фото для этих постов?