?

Log in

No account? Create an account
Mikka
mikka
.:::: ..:..

Ноябрь 2017
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30

Mikka [userpic]
Через полстраны. II. Город Заполярья.


Мурманск и Кольский залив с противоположного берега

К счастью, последний автобус в Мурманск из аэропорта уходит заполночь, поэтому хотя бы не пришлось тратиться на такси (недорогой гостиницей возле аэропорта воспользоваться возможности не было, так как на 2 летних месяца она была заполена сезонными рабочими). В автобусе я достал коммуникатор и принялся выяснять, куда же мне заселиться - предварительно эту ночь я планировал провести в палатке в районе аэропорта. В гостинице "Север" не отвечал телефон, гостиница "Морская" отпугнула ценой за номер - 2500, в итоге совершенно случайно, но как выяснилось удачно я вышел на "69 параллель". Там мне предложили 1-местный номер с санузлом за 950 рублей. Находится она, правда, в отличие от двух предыдущих, не в центре Мурманска, а примерно в 20 минутах езды от него. Зато чистый и тихий район, имеющий забавное название: Долина Уюта. К тому же в моём случае от местоположения гостиницы был ещё один плюс: последний рейс автобуса идёт не до конечной (возле железнодорожного и авто- вокзалов), а только до ул. Беринга, откуда до Долины Уюта около 4 км, а до центра почти 10. Карты Мурманска в бумажном варианте у меня не было, но Яндекс-карта на экране коммуникатора сносно справлялась с задачей путеводной звезды. А пока я разбирался с местом ночёвки, автобус проехал посёлок Мурмаши, после чего вдоль железной дороги Кола - Никель, по которой планировалось прокатиться на пригородном поезде, достиг старинного города Кола, в котором пересёк одноимённую реку, магистральную линию ж/д на Питер, а затем и вкатился в Мурманск: Кола и Мурманск расположены вплотную друг к другу, зато сам Мурманск вытянулся вдоль Кольского залива примерно на 20 км. И вот в час ночи я высаживаюсь на ост. ул. Беринга. Дождь окончательно прекратился и на фоне туч возникает двойная радуга. К сожалению, депрессуха от неприбытия рюкзака была так велика, что снимков я не делал. Мурманск расположен на ряде сопок, достигающих высоты 250 метров (застройка не поднимается выше 180 метров). От ул. Беринга к гостинице как раз было необходимо перевалить через 100-метровую горку. Встретилось довольно много велосипедистов - много как для начала второго "ночи", так и для такого горного рельефа. Наверху обнаружилась красивая достраивающаяся деревянная церковь: как позже выяснилось - подворье известного Трифоно-Печенгского монастыря. Перед долиной Уюта на ул. Зои Космодемьянской мне повстречалась ещё одна примета этого города: выход скальных пород прямо возле пятиэтажек. Сквозь тучи стало проглядывать солнышко. В 1:50 ночи. Полярный день, однако. Добравшись наконец-то до гостиничного номера, я быстро заваливаюсь спать: на ногах уже больше суток. Всю ночь мне снился мой рюкзак, как я его радостно обнимаю при встрече с ним.

Пришло утро, а вместе с ним и мысль о необходимости купить местную симку, чтобы не разориться на звонки в аэропорт и авиакомпанию, которую я тоже собирался напрячь на ускорение поисков (ночью её представительство в аэропорту не работало). Вместе с этим пришли тучи, затянувшие всё небо. Кафешка в гостинице не восхитила соотношением цена/качество. К тому же при заказе комплексного завтрака почему-то не предупреждают, что сегодня, например, пшёнки нет, а будет манка, которой и в меню-то не указано. Выяснив, где в городе находится офис МТС, отправился туда к 9 часам - к открытию. Позвонил по бесплатному номеру в авиакомпанию, те дали мурманский номер своего представительства, новый звонок. Обещают проконтролировать ситуацию и в любом случае отзвониться мне в течение рабочего дня.
После этого прогулялся по просп. Ленина до площади Пять Углов, что в центре города и неподалёку от всех трёх вокзалов. Там наконец-то нашёлся обычный универмаг, а не магазин брендовой одежды, где пришлось подкупиться - большинство вещей осталось в рюкзаке и при +13 было весьма зябка. Северность ощущалась не только по погоде, но и по цветущей в июле сирени.

Сирень в Мурманске 8 июля
В Мурманске сирень цветёт в июле.

Затем я посетил автовокзал, где узнал, что после сегодняшнего рейса в четверг, следующий будет только в воскресенье. Таким образом, в случае прибытия рюкзака придётся ехать на такси, так как на следующий четверг у меня уже взят билет на поезд из Мурманска, да и позже вся поездка по дням была расписана.
Рядом расположен ж/д вокзал, на мой взгляд строгий, но элегантный.

Железнодорожный вокзал Мурманска
Железнодорожный вокзал.

Там я уточнил сведения о самом северном пригородном поезде в мире Мурманск - Никель, на котором хотел прокатиться. От вокзала по длинному пешеходному мосту я пошёл к морвокзалу, чтобы уточнить расписание экскурсий на атомный ледокол "Ленин", поставленный на прикол в порту, а также катера, осуществляющего переправу через Кольский залив к Абрам-Мысу. С виадука заснял портовые краны, а также "Алёшу" - так местные называют 30-метровый памятник защитникам Заполярья в годы Великой Отечественной войны - абсолютную доминанту города.

Вид на портовые краны и Алёшу
Вид на портовые краны и "Алёшу".

Что касается ледокола, информация полученная в сети подтвердилась: сегодня будет единственная экскурсия в 12-00 (свободного посещения корабля нет - он сохранил статус действующего судна, на нём сохранился экипаж с капитаном, но об этом чуть ниже).

Атомный ледокол Ленин
Атомный ледокол "Ленин".


Верхняя часть ледокола
Атом и серп с молотом.

А вот с катером вышла накладка: на окошке проходной на территорию порта висело объявление об отмене дневного рейса, а вечерний был не так удобен по времени. Но общение с вахтёршей порадовало информацией о дополнительном рейсе для рабочих завода, не указанном в расписании.
Прогулялся до края причала, где швартуется единственный сохранившийся пассажирский теплоход "Клавдия Еланская", доставляющаю людей с/из отдалённых посёлков, в основном с ЗАТО Островной, а 2 раза за навигацию и с посёлочков на восточной оконечности Кольского полуострова. Формально я уже на берегу Северного Ледовитого Океана. Но узость залива (меньше 2 км - Иркутское водохранилище и то шире) совершенно лишала это место океанического величия.

На краю причала
На краю причала.


Вид на противоположный берег залива
Вид на противоположный берег залива.


Катер, выполняющий роль парома
Катер "Метель", осуществляющий переправу на Абрам-Мыс.

Время до экскурсии оставалось ещё достаточно и я повернул назад к городу, чтобы основательно перекусить. С обратной стороны ж/д вокзал прирастает ещё одним этажом из-за особенностей рельефа.

Ж/д вокзал Мурманска со стороны путей
Ж/д вокзал Мурманска со стороны путей.

А пообедал я в "Чайной ложке" - пришедшей туда из Питера. Там было вкусно и недорого, так что ещё трижды я посещал это заведение на площади Пяти Углов.
К 12 часам я вернулся к ледоколу. Там уже кучковался народ - всего набралось 23 человека. Так как судно действующее, то порядки там очень строгие: заставляют оставить вещи даже не в кают-компании, в которой начинается осмотр, а снаружи в будке охранника. Группу кроме экскурсовода сопровождает ещё 1 человек, подсчитывающий, все ли посетители покинули очередное помещение. Но сам экипаж очень рад, что атомоходу не присвоили статус музея - и зарплата сильно меньше и свободы для манёвров нет: сейчас они могут заниматься ремонтом, убирать внутренние перегородки для создания информационного центра по собственному усмотрению, в противном случае каждое действие необходимо было согласовывать - после получения музейного статуса всё должно сохраняться с минимально возможными изменениями.
Экскурсия вышла, несомненно интересной: удалось посмотреть и огромные валы турбин, и реактор (сейчас уже недействующий), и пульт управления реактором, и лазарет, в котором были операционная, лаборатория, стоматологический кабинет.

Внутри ледокола

Внутри ледокола

Пульт управления реактором
Пульт управления реактором.


Рентгеновский кабинет
Рентгеновский кабинет.


Операционная
Операционная.

В конце экскурсии мы вышли на капитанский мостик, с которого открывается отличный вид на морской вокзал.

На капитанском мостике
На капитанском мостике.


Морвокзал
Морвокзал.

Всего экскурсия заняла минут 50, до катера оставалось больше двух часов, и я решил прогуляться в сторону северной части города. Проходя мимо ж/д вокзала, заметил бродячих собак, которых там просто огромное количество, причём выглядят они весьма упитанными.

Бродячие собаки
Достаточно случайно вышел к краеведческому музею, на стене которого выложена мозаика, под которой установлен якорь в память о легендарном ледоколе "Ермак".

Мозаика в память о Ермаке
Мозаика в память о "Ермаке".


Якорь и табличка
Якорь и табличка.

Сам музей оказался для меня недоступен: мало того, что сегодня был выходной, так ещё на двери висело объявление о том, что согласно постановлению суда, деятельность музея приостановлена на 2 суток.

Музей арестован
Музей под арестом.

Решив подъехать к "Алёше" на троллейбусе, я сел в первый попавшийся. Однако оказалось, что не все маршруты идут в гору, часть поворачивает в сторону залива с конечной остановкой у подножия. Тоже неплохо. Сначала по дорожкам, затем по тропкам разной степени набитости я пошёл к огромному памятнику. Ощущение было несколько странное - я внутри немаленького города, а ощущение, что где-то в горах: крутой склон, регулярные скальные обнажения, почти безлесая растительность и множество шикшы (кому-то может известной под названиями вороника, водяника). Только длинный хвост Кольского залива внизу уменьшал "горность" впечатлений.

Цветущая линнея северная на склоне
Цветущая линнея северная на склоне.


Мурманск и станционные пути
Мурманск и станционные пути.


Торговый порт
Торговый порт.


Корабль идёт по заливу
Корабль идёт по Кольскому заливу.


Вид на памятник со склона горы
Вид на памятник со склона горы.

Сам памятник, конечно, впечатляет своей величиной, хотя формы и несколько грубоваты.

Мемориальная надпись
Мемориальная надпись.


Памятник и несостоявшийся музей
Общий вид на памятник и пирамиду несостоявшегося музея.

Только сверху мне стало видно, как далеко на север ещё продолжается город.

Северная часть города
Северная часть города.


Щит и меч на пирамиде
Щит и меч на пирамиде.


Моряки у Вечного огня
Моряки у Вечного огня.

А с противоположной стороны от залива, почти на вершине сопки, расположилось Семёновское озеро с городским парком на берегу.

Семёновское озеро
Семёновское озеро.

Обратно я прошёл вдоль озера, спустился по крутой ул. Челюскинцев. В этот момент ко мне пришло счастье: позвонили с "Нордавиа", сообщив, что рюкзак всё это время пробыл в Москве и привезут его тем же рейсом, что я летел накануне, т.е. к 12 ночи. С приподнятным настроением я продолжил путь к морвокзалу.
Возле проходной уже толпился народ, и за 10 минут до отправления ворота открыли. По описанию касса должны была быть на территории, и я рассудил, что надо идти за людьми, они и выведут к кассе. Но всё оказалось не так просто: проходившие передо мной на катер билетов не брали, а предъявляли при посадке пропуска двум мужикам. Я подошёл к ним и поинтересовался, а где можно взять билет, на что получил ответ, что рейс выкуплен заводом для рабочих и пассажиров на него не пускают. Я удивился: на вахте утверждали обратное, а диалог стал приобретать какой-то сюрный оттенок: один из мужиков заявил, что вот если бы я не сказал, что обычный пассажир, то они меня бы пропустили, а раз я озвучил это, то права не имеют. "Но ведь я не смог бы показать пропуск, по причине его отсутствия", - снова удивился я. "Вот поэтому и тем более не пропустим" - раздалось в ответ. Ситуация осложнялась отсутствием большого запаса времени на длительные дискуссии. Внезапно на посадку стали проходить и пассажиры, предъявлявшие уже не пропуска, а билеты. Я удивился ещё больше и резонно отметил, что их-то пропускают. Ответ сразил наповал: "Но они-то не говорят вслух, что они на заводе не работают". Чувствуя, что мне откровенно морочат голову, я обратился к одному из пассажиров узнать, где он брал билет: оказалось, что касса в вагончике возле вахты. Быстро сбегав до кассы и купив билет, я предъявил его при входе, уже не сообщая, что не являюсь работником завода, и был спокойно пропущен на борт. М-да...
Сам рейс занимает меньше 15 минут. Особо интересного, кроме самого факта переплытия залива в нём мне не показалось. Зато на другом берегу у меня было 45 минут, чтобы сбегать на сопку с памятником героям Великой Отечественной и установленной там же на постаменты боевой техники. Срезая местами петляющую дорогу по тропке вдоль бурного ручья я поднялся наверх. Кроме распространнёных памятников самолётам, крылатым ракетам и зенитке там был жутко удививший меня памятник ядерной бомбе. Кроме того, сверху открывалась шикарная панорама на город, представленная на заглавном снимке поста.

Крылатая ракета
Крылатая ракета.


Площадка с военной техникой
Площадка с военной техникой.


Стражи небес
Стражи небес.


Винтомоторный самолёт
Винтомоторный самолёт.


Зенитка
Зенитное орудие.


Алёша на другом берегу залива
"Алёша" на другом берегу залива.


Памятник ядерной бомбе
Памятник ядерной бомбе.

Быстро пробежавшись и пофототав, я ринулся вниз, чтобы успеть на обратный рейс катера. Затем, выбрав на этот раз нужный троллейбус, поехал в северную часть города до конечной остановки, которая является самой северной троллейбусной остановкой в мире. Ничем другим она не выделяется :-)
Начал сказываться недосып (спал я не больше 5 с половиной часов), поэтому решил вернуться в гостиницу отдохнуть. Через 2 часа меня поднял звонок моего знакомого с Мурманска Юры. Знакомы мы, правда, были только заочно по компьютерной игре "Герои войны и денег", в которой он известен под ником Kotishe. Так что в реале это была первая встреча. Поужинали в ресторанчике, потрепались о том, о сём, после чего я отправился в гостиницу и завалился спать.

Содержание

Настроение: curiouscurious
Comments

Музей, подозреваю, закрыт по поводу нарушения правил пожнадзора.
Цветочки на склоне - линнея северная :) У нас тоже есть.
Не пойму, винтовой истребитель какой - Як-3 или Як-9?

Як-3. Только увы по виду макет.

А на ледоколе в зал с графитовыми стержнями вас не водили?

В сам зал нет - только через окошко свинцовое посмотреть можно было.

Интересно, что и я тоже столовался в "Чайной ложке".
А вот по поводу "ядреной бонбы" ты не прав - это просто банальная авиабомба с нарисованной на ней для вящей солидности эмблемкой.

Дык ясен пень, что ядрёная бомба другой формы, но здесь важен символ. Т.е. по моему мнению, раз значок радиации нарисовали, значит памятник ядерной, а не просто авиа :-)

Под бомбу надо было прихватить запал и по виду взрыва определить: ядренная она или нет ;)
AVTor.

как увидел - сразу зафрендил. в нетерпении читаю )