?

Log in

No account? Create an account
Mikka
mikka
.:::: ..:..

Ноябрь 2017
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30

Mikka [userpic]
По хребту Хамар-Дабан


Вид на пройденный путь

Вид на пройденный путь.

Всего в 3 часах езды на электричке от Иркутска в городе Слюдянка начинаются подножия Хамар-Дабана, а, пройдя день вверх, можно добраться и до длинного и плоского хребта, разделяющего долину р. Утулик (с севера) и долины р. Безымянной и Большой Быстрой с юга. Именно по этому хребту мы и прогулялись в восточном направлении вместе с akatova_kat на прошедшие праздники.



Наш путь

Красная линия - наш путь. Чёрный кружок - Слюдянский вокзал - начало и конец маршрута, красные - места ночёвок, синие - места обеда.


В пятницу вечером мы уехали на электричке в Слюдянку и заночевали на окраине города в туристском приюте при частном музее минералов. Обошлось это в 250 рублей с носа (если бы у нас не было спальников, то можно было переночевать и в домике подороже, где выдают постельное бельё за 500 или 650 рублей). Были бы во многих городах такие дешёвые гостиницы - путешествовать по стране было б много приятней.

В субботу быстро собравшись мы пошли вверх по долине р. Слюдянка.

База МЧС на окраине Слюдянки

База МЧС на окраине Слюдянки.


Скворечник

Таких скворечников на первых километрах пути нам встретился не один десяток.


Отвалы мраморного карьера

Отвалы мраморного карьера "Перевал", расположенного на водоразделе Слюдянки и Похабихи.

Сначала путь пролегал по лесной дороге, при этом мы пересекли р. Слюдянка 10 раз и ещё раз по тропе, когда дорога закончилась. Раньше большинство пересечений были бродами разной степени сложности (сильно отличается глубина и скорость течения, при этом самыми безопасными были два нижних брода, где река мелеет, за счёт того, что большая часть воды уходит под землю) плюс в нескольких местах были брёвна или простейшие мостики. В паводки на Слюдянке неоднократно тонули люди, когда потоком сбивало с ног. Но в последние годы появились очень добротно сделанные мосты с вложенными из камней пандусами, протоптанными к ним тропинками (если мост в стороне от дороги), за что огромное спасибо участникам ежегодного добровольческого Байкальского проекта.

Плакат строителей переправ

Плакат строителей переправ.


Мост перемен

Мост перемен (всем мостам были даны названия).

Вот Прибайкальскому нацпарку бы поучиться у кого - люди работали за идею, а не за деньги, нацпарк же хочет наоборот, не работать, но за деньги.

После перехода дороги в тропу начали попадаться таблички о турбазе, расположенной близ метеостанции "Хамар-Дабан".

До турбазы 6 км

До турбазы 6 км.

Около 5 часов вечера мы добрались до метеостанции, расположенной на высоте 1450 м на седловине Комаринского хребта, разделяющей долины Подкомарной и Слюдянки. Но подъём наш на этом не закончился - предстояло подняться ещё более 200 м вверх по серпантину - остаткам Хамар-Дабанского тракта, построенного для сообщения Иркутска с Кяхтой взамен водного пути по Ангаре, Байкалу, Селенге. Строительство было организовано по указу Екатерины II и закончилось в 1805 году, когда по дороге в экипаже проехал иркутский губернатор Трескин.

Старый Хамар-Дабанский тракт в верхней точке серпантина

Старый Хамар-Дабанский тракт в верхней точке серпантина. Фото Александра Рютина с сайта "Природа Байкала".

Уже на подъёме к метеостанции стал встречаться снег, на серпантине его стало больше, а в верхней точке так и вообще толщина снега достигала метр. Стали закрадываться опасения о пути по хребту на следующий день.

Спустившись после верхней точки серпантина к ручью Посетительский, а затем и в долину Каменки, мы решили заночевать не в палатке, а в зимовье Кяхта.

Зимовьё Кяхта

Зимовьё "Кяхта".


Перевал Чёртовы Ворота

Сквозь деревья виднеется перевал Чёртовы Ворота - на следующий день именно от него мы должны пойти по хребту.


Вид на тропу, по которой мы спустились

Вид на тропу, по которой мы спустились (серпантином она идёт ниже).


Закат

Закат.


Солнечное утро

Солнечное утро.

Нам повезло, что пока мы прособирались утром у зимухи, по тропе прошло 5 человек в том же направлении что и предстояло идти нам - по пути к Чёртовым Воротам снег встречался часто и следы прошедших туристов очень помогли. Подойдя к перевалу мы поняли, что страхи насчёт снега на хребте были напрасны - ветром весь снег сдуло в сторону Утулика и огромные снежники нависали над крутыми обрывами, оставляя сам хребет свободным от снега. Необычно, что из-за ветра весь снег смело именно на южный склон, северный же в основном был свободен.

Перевал Чёртовы Ворота расположен у озера Чёртово и находится на границе Иркутской области и республики Бурятии. Да и весь наш дальнейший путь по хребту как раз и пролегал по границе регионов.

На перевале Чёртовы Ворота

На перевале Чёртовы Ворота.


Чёртово озеро

Чёртово озеро.


Снежный козырёк

Снежный козырёк.


Чёртово озеро

Чёртово озеро.


Отлично виден путь на весь день

Отлично виден путь на весь день.


Озеро в истоках Подкомарной

Озеро в истоках Подкомарной.


Перевалы Голый Ложный и Голый

Перевалы Голый Ложный и Голый.


На водоразделе

На водоразделе. Слева - Бурятия, справа - Иркутская область.


Тропа идёт траверсом

Тропа идёт траверсом.


Скальный участок пути

В единственном месте пришлось преодолеть небольшой скальный участок.


Скальный уступ в стороне от маршрута

Скальный уступ в стороне от маршрута.


Плоский хребет

Плоский хребет часто вызывал мысли о велосипеде. Уже по возврщению я узнал, что по данному маршруту народ ездил на великах, и не раз.


Плиточный камень

Думаю, что подобные камни поставлены для лыжных маршрутов - этот район популярен и зимой.

К вечеру воскресенья мы добрались до цели нашего пути - небольшого озера, расположенного под перевалом Рассоха в верховьях Среднего Солбаха.

Ущелье ручья, вытекающего из озера

Ущелье ручья, вытекающего из озера.


Озеро под перевалом Рассоха


Озеро под перевалом Рассоха

Озеро под перевалом Рассоха.


Наша палатка

В пяти метрах за палаткой - обрывистый склон.

В понедельник погода испортилась, пошёл дождь, периодически сменяемый градом. В сочетании с ветром было весьма неприятно. Радовало лишь то, что облака были достаточно высоко и ёжиками в тумане мы к счастью себя не чувствовали - видимость на хребте сохранилась. А в низовьях пролившаяся вода испарялась и тут же конденсировалась в туманчики-облачка.

Хмарь

Хмарь.


Перекус

Полноценный обед по такой погоде делать мы не стали, но колбасой и шоколадкой перекусили.

На обратном пути возникла мысль срезать путь от верховья Подкомарной. Да и подъёмов так на один меньше становилось. На удивление долина Подкомарной выше устья Каменки (где подходит тропа популярного однодневного маршрута с метеостанции на водопады) оказалась очень глухим местом - нам не попалось ни костровищ, ни мусора, да и тропа появилась только за километр до устья Каменки, когда Подкомарная вошла в ущелье с множеством небольших водопадов.

Водопад на Подкомарной

Водопад на Подкомарной.

А в верховьях реки были целые поля только начавшей всходить черемши.

Выйдя на тропу, мы спустились вдоль уже знакомого 40-метрового каскада, ниже которого и устроились на последнюю в походе ночёвку.

Катя в кедровых корнях

Катя в кедровых корнях.


Автор среди камней

Автор среди камней.

Во вторник же мы поднялись по крутой тропе на 200 метров к метеостанции и ушли в Слюдянку к традиционным рыбе и пирожкам по уже знакомым тропе-дороге. А вечером электричка доставила нас в Иркутск.

Comments

превосходно.и Катя и автор бесконечно хороши.

Замечательный поход, интересные места!

шикарные фотки!!!

а на медведя или волка можно напороться ?

На хребте волку делать особо нечего, а вот на медведя - запросто. Сам столкнулся с ним в этом районе в 2007 году, когда за водой пошёл - метрах в 10-15 от него был.

Нет. На Камчатке, правда, с фальшфеером ходили