Ноябрь 2017
26 27 28 29 30

За Тункинскими Гольцами

Рассвет на Архуте

Тункинские Гольцы с обратной стороны. Рассвет на Архуте.

Этой весной я наконец-то побывал и в восточной части Тункинских Гольцов - до этого ходил только по центральной и западной. Маршрут был запланирован таким образом, чтобы пройти от самой восточной точки хребта до Аршана - куда 3 года назад я пришёл, пройдя Гольцы от западной оконечности.

Восточный край Тункинских Гольцов отделён от продолжающегося далее на восток безымянного залесённого хребта долиной реки Цаган-Угун. По ней запланированный маршрут пролегал до стрелки Бильчира и Зубкогона, текущих навстречу друг другу по Главному Саянскому разлому. Далее после лесного перевала высотой 1442 метра следовал спуск в долину р. Архут, по которой следовало пройти до верховий, находясь при этом уже за главным водораздельным хребтом, если смотреть из Тункинской долины. Далее предполагалось два варианта маршрута: основной - через два перевала 1А и запасной - через один некатегорийный перевал. Оба они в итоге приводили в Аршан.

Наш путь

Светло-зелёной линией показана дорога, по которой нас довезли до начала маршрута, красными - пеший участок. Чёрные кружки - начало и конец маршрута, красные - места ночёвое, синие - места обеда.

Поход был осуществлён вдвоём со спортивной девушкой Галей.

Утром 6 мая нанятый нами водитель забросил нас до начала ущелья Цаган-Угуна, избавив от необходимости идти около 12 км по бурятским степям. Уже в начале Тункинской долины воздух перестал быть прозрачным - натягивало дым от пожаров. Ближе к подножию гор дымка немного рассеялась, но всё равно небо отдавало желтизной.

Досюда нас довезли

Досюда нас довезли.

По рассказу моего друга Цаган-Угун запомнился ему обилием бродов высотой до пояса. К счастью, в нашем случае вода была ещё низкой, не выше колена. К тому же часто удавалось перейти или по бревну, или по камням на перекате, а один раз по чудом сохранившемуся ледяному мосту.

Ледяной мост через Цаган-Угун

Ледяной мост через Цаган-Угун.

После обеда мы вышли к стрелке Бильчира и Зубкогона, а перейдя на другой берег Бильчира оказались в Иркутской области - в этом месте как раз её граница с Бурятией.

Скала у стрелки Бильчира и Зубкогона

Скала у стрелки Бильчира и Зубкогона. На заднем плане - Иркутская область.

Снега постепенно становилось больше, хотя высота была не более 1100 м. Очень кстати оказалась юго-западная экспозиция склона левого берега Бильчира, по которому и шла тропа - снега на правом берегу было много больше. Но после ручья Самсаятый тропа ушла на левый берег, и идти стало сложнее. Вечерело, так что вскорости, потеряв в сугробах тропу, мы перешли на обратно на левый берег в поисках места для ночлега. Вообще за весь день, не считая места высадки, нам не попалось ни одной приличной площадки для палатки. Так и здесь: местами кочковатый, местами с множеством корней лес средней степени унылости. Пришлось ставить палатку на снег - благо его можно утрамбовать горизонтально. Стоит сказать, что это было худшим местом ночёвки за весь поход - как по площадке для палатки, так и по виду вокруг: гор как таковых за лесом видно не было, да и затянувший всё под вечер дым тоже не радовал глаз.

Первая ночёвка

Первая ночёвка.

Готовится ужин

Готовится ужин.

7 мая в планах было перевалить через безымянный перевал, находящийся в зоне леса и высотой всего 1442 м. При составлении маршрута я рассматривал его просто как разминку к предстоящему в дальнейшем пути. Но всё оказалось сильно сложнее. Снега становилось всё больше и больше даже при сравнительно небольшом наборе высоты. Часто проще было продираться по склону южной экспозиции через кусты, пихтач, по склонам, заросшим скользким баданом, нежели идти внизу, утопая в сугробах. Даже на перевал пришлось лезть не на саму седловину, а повыше неё, ибо там попадались свободный от снега участки. Но полностью миновать снежные участки было невозможно. В итоге четыре с половиной километра до перевала с набором высоты всего 300 метров мы шли пять часов! Перекусив и передохнув на перевале, решили, что до Архута добраться всё-таки необходимо, а вот дальнейшие планы придётся строить по результатам завтрашнего дня - по Архуту мы должны были подняться много выше и при таком количестве снега, как здесь, мы просто физический не успевали бы по времени. Начало спуска тоже было не самым простым - снега много, уклон небольшой. Но через какое-то время мы вышли на снегоходный след, который хоть иногда помогал не проваливаться нам в снег, образовав некое подобие наста. Затем стало ясно, что след идёт не просто так, а по лесной дороге. Ниже местам стала появляться земля - было видно, что по дороге ездят редко.

Снегоходный след на дороге к Архуту

Снегоходный след на дороге к Архуту.

Внизу дорога стала заворачивать сильно вправо, и мы сошли с неё, пройдя последние сотни метров до берега Архута напрямую. Пожалуй, это была самая идеальная стоянки - ровная площадка для палатки, излучина Архута, как будто текущего по кольцу вокруг одноимённой горы и Тункинские Гольцы, вид которых однако сильно портил сгустившийся дым.

Архут, вид вверх по течению

Архут, вид вверх по течению...

Архут, вид вниз по течению

...и вниз

Сушка носков

На костре можно не только варить еду, но и сушить носки.

Уютная полянка

Уютная полянка.

Вечером пошёл дождь, загнав нас в палатку. А ночью поднялся ветер и запахло гарью. Утром вся палатка была в саже нитевидной формы до двух сантиметров длиной. Сначала я подумал, что это намокший пепел от потухшего костра, но и снег вокруг был усеян сажей на многие километры - видимо непогода не только затушила пожар, но и подняла в воздух твёрдые продукты горения. Запах свежезатушенного костра потом преследовал нам весь день. Зато дым исчез и мы могли насладиться отличным видом (заглавное фото как раз было сделано утром 8 мая).

Склон горы Архут

Склон горы Архут.

Ниже по течению гольцов нет

Ниже по течению гольцов нет.

Собрались - пошли. Первые два километра дались легче, чем все предыдущие - шли то по камням сухих проток, то по нерастаявшим ещё наледям. Но вскорости счастье закончилось: снега стало больше и он начал подступать вплотную к воде. Скорость соответственно тоже упала. Решили перейти на другой берег - благодаря южной экспозиции снега на нём было много меньше.

Идти стало действительно намного лучше: скакать по камням проще, нежели пропахивать сугробы.

Вверх по Архуту

Вверх по Архуту.

Даже многочисленные прижимы, которые приходилось обходить по крутым склонам, поднимаясь над рекой на десятки метров, меньше мешали движению, чем снег на противоположном берегу.

Спуск по осыпи

Спуск по осыпи после обхода очередного прижима.

До обеда мы прошли шесть километров, что внушало оптимизм.

У устья крупного левого притока

У устья крупного левого притока.

После обеда тропа перешла с правого берега на левый и полезла высоко в гору. Нам очень повезло, что она там была - сами по себе вряд ли бы догадались, что прижимы надо обходить на высоте около ста метров над рекой. А внизу мы, конечно, потеряли бы больше времени. Лес местами был совершенно летний, светило солнце, и только попадавшийся частенько нерастаявший снег вносил корректировку. Но и снег не так сильно мешал нам, как ранее - за несколько дней до нас по тропе прошёл медведь и его следы в снегу были очень удобны для передвижения. Примерно через полтора километра тропа снова спустилась к реке и скорость снова упала - кроме увеличившегося количества снега нам ещё мешали и заросли кустов, сквозь которые приходилось буквально продираться. Но виды вокруг были, конечно, интересней, чем по тропе в лесу и уж тем более, чем в предыдущие дни.

По ту сторону Тункинских Гольцов

По ту сторону Тункинских Гольцов.

Ночевать остановились мы на берегу Архута, поставив палатку на снегу, ибо вокруг всё было в мокрых кочках.

Третья ночёвка

Третья ночёвка.

Мы уже решили, что пойдём по более короткому маршруту через перевал Трёх Декабристов, ибо снег понизил нашу скорость ниже расчётной и пройти два более сложных перевала мы могли и не успеть. Да и лавинная опасной на Трёх Декабристов была ниже. Так как на перевал лучше подниматься рано с утра, когда и наст держит - идёшь по снегу не проваливаясь, и лавины менее вероятны, то 9 мая нам предстояло пройти всего около четырёх километров.

Переливы воды

Переливы воды.

По пути нам впервые за поход встретился рододендрон Адамса (Сагаан-дайля). Всего два листика в чай - и знакомый напиток приобретает сильный и приятный карамельный аромат. Кроме того данное растение обладает множеством целебных свойств, так что мы насобирали некоторое количество листьев и веточек.

К обеду мы добрались до ручья, впадающего в Архут, по которому нам предстояло идти на перевал Трёх Декабристов. Поднявшись над рекой, мы нашли ровную площадку и остановились на полуднёвку, чтоб на следующий день с утра пораньше рвануть к перевалу.

Водопад на Архуте

Водопад на Архуте.

Вид в сторону перевала Харсапка

Вид в сторону перевала Харсапка. Именно туда ушёл медведь, тропивший нам до этого дорогу.

Вид в сторону перевала Иркутский Каэспэшник

Вид в сторону перевала Иркутский Каэспэшник.

Была тихая и солнечная погода. Поднявшись чуть выше, я расположился на нагретом солнцем камне и около полутора часов просто наслаждался горами вокруг.
Однако ближе к вечеру небо затянуло как тучами, так и вернувшимся дымом.
К счастью, за ночь снег не пошёл и мы, проснувшись в 4:50 уже в 6:18 стартанули к перевалу. В целом наст держал, проваливались мы мало, да и довольно много удавалось идти по камням или траве. Преодолев два крутых "взлёта", мы повернули направо к гребню, на котором вроде бы и должен был быть перевал. Смущало то что GPS'ка показывала на более высокую седловину, а также, что расстояние до перевала, исходя из неё было более километра, хотя на глаз так не казалось.

Выбираем седловину

GPS'ка показала, что нам в сторону левой седловины. Только почему-то она ближе, чем должен быть перевал.

А позади нас поднималось солнце, багровое от дыма пожаров.

Солнце в дымном мареве

Солнце в дымном мареве над перевалом Иркутский Каэспэшник.

Преодолев неприятный кулуар по сошедшей ранее лавине (что делало его более безопасным), мы продолжили подниматься по траве. Галя ещё сказала, что предвидит от перевала какой-нибудь сюрприз. И оный не преминул случиться: данный гребень отделял нас не от долины Харимты, а от соседнего ручья, впадавшего всё в тот же Архут. Стало ясно и почему до перевала было больше чем километр, и почему наша высота была сильно ниже ожидаемой, да и куда делся ручей, показанный на карте.

Наконец, мы поднялись на настоящий перевал в седловине гребня главного водораздельного хребта Тункинских Гольцов, разделяющего системы Иркута и Китоя, а также Тункинский и Окинский районы Бурятии.

Вид с перевала Трёх Декабристов на верховья Харимты

Вид с перевала Трёх Декабристов на верховья Харимты.

Вид с перевала Трёх Декабристов на левый борт долины Архута

Вид с перевала Трёх Декабристов на левый борт долины Архута.

Автор на перевале

Походная куртка не вынесла обилия кустов, так что это - последний снимок в ней. В Аршане она была отправлена в утиль.

Галя на перевале

Галя на перевале.

Пока мы спускались, таки начался снег, вскоре поваливший густыми хлопьями. Но в одном от него оказалась даже польза: часть пути пролегала через свежее пожарище, и не будь свежевыпавшего снега - мы все перемазались бы в саже.

После обхода поверху прижимов на Харимте случился самый неприятный инцидент за весь поход: Галя поскользнулась на сыпухе и стукнула колено. К счастью не слишком сильно, но видимо из-за нервной перегрузки потеряла сознание, отключившись на несколько секунд и поехав вниз по склону. К счастью, когда я поймал её за рюкзак, она очнулась, и сообщила, что даже ей что-то привидеться успело.

Однако даже падение не сподвигло Галю изменить своей привычке обедать в походе просто перекусом с холодной водой. От чая, который я настойчиво ей предлагал, она-таки отказалась.

Какое-то время мы шли по лесу вдоль реки - кустов в нём было немного и скорость была высокая. Затем с километр пробежались по наледи, а потом вышли и на лесную дорогу, приведшую нас к дороге на Аршан в трёх километрах от посёлка. Уехать в тот же день уже не удалось, зато появилась возможность попить минералки и поесть вкусных аршанских поз. Кстати, к вечере погода резко ухудшилась: похолодало, поднялся ветер и пошёл дождь (а ночью снег). Так что вовремя мы вышли из гор.

Ну а на следующий день на двух маршрутках (с пересадкой в Слюдянке) мы добрались до Иркутска.

Метки:

Класс! Шикарно, Миша!
Вот какой вопрос мучал, пока читал: в какой обуви ты был? Сапоги или ботинки? (на снимке не разглядеть)

Сапоги. А на дорогу и на отдыхе кроссовки обувал.

экстрималы вы однако, судьбу искушаете.
весной медведи голодные - запросто слопать могут

Когда медведь с берлоги поднимается, у него главная проблема не поесть (жир-то осенний как раз большей частью по весне, а не зимой расходуется), а как каловую пробку из себя выдавить.