Февраль 2018

Камчатка. XII. Поленница.

Поленница

Поленница.

И снова с утра всё окутано пеленой сплошной облачности. Словно ёжики в тумане мы пошли в небольшую радиалку до домика Плотина и памятника природы Поленница. Как и наши предшественники мы предполагали пройти кольцевым маршрутом, чтоб было интересней: туда – через перевал Плотина, обратно – через Безымянный. Туман никоим образом не уменьшил число комаров, и только поднявшись наверх, где гулял хороший ветерок мы избавились от этих надоедливых насекомых. Катя, однако, сказала, что на шляпе моего накомарника, пригибаясь от ветра, ещё сидит десяток-другой кровососов. Стряхнув их со шляпы, мы увидели забавную картину: удивлённых комаров, пытавшихся лететь по направлению к нам, но из-за ветра быстро растворившихся в белой мгле. Прямо как в мультике “Ветер вдоль берега”.

Карта 3-го дня пути и радиалки на Поленницу и домик Плотина

Карта 3-го дня пути вокруг Толбачика и радиалки на поленницу и домик Плотина. Красные кружки - места ночёвок, синие - места обеда.

Перевал Плотина

Перевал Плотина.

Озеро посреди урочища Кратер Новый

Озеро посреди урочища Кратер Новый.

Налюбовавшись при крутом спуске небольшим озерком, я решил прогуляться вокруг, благо время позволяло, но показавшийся слева от нас медведь сильно убавил энтузиазма. Катя усиленно принялась стучать ложкой о кружку, медведь глянул в нашу сторону и спокойно продолжил путь. Только через полминуты он нехотя ускорился и побежал.

Часовой

Часовой.

Местность, куда мы спустились, располагалась между подножиями вулкана Безымянный и г. Овальной Зимина. От подножия до подножия было около километра.

Меж двух гор

Меж двух гор.

Домик Плотина

Домик Плотина, камень левее - схрон продуктов.

Возле домика Плотина стояла палатка, а рядом были два чеха, сначала спросившие: “С вами девушка?” (Катя чуть приотстала). Этот вопрос меня не удивил, а вот следующий заставил раскрыть рот: “Вы из Иркутска?” Но причина их осведомлённости оказалась проста: вёз их тот же водитель, что и нас, потому они были и в курсе, откуда мы. Как раз их-то мы и видели в предыдущий день с кратера Юпитер, а они, как оказалось, видели нас. А ещё они, в отличие от нас видели и “медведя с медвежатками”. Оставалось радоваться, что встреча закончилась без последствий. В их планы входило не возвращение к Козыревску, а маршрут вдоль подножия Ключевской Сопки до г. Ключи.

Вообще, чехи очень часто путешествуют по России именно походным туризмом. По крайней мере на тропах в разных частях страны они встречались мне неоднократно.

Камень возле домика Плотина используется для хранения продуктов: чтоб их не поели многочисленные евражки или кто побольше.

На продуктовом камне

На продуктовом камне, рядом - палатка чехов.

А евражек там было много и они ели с рук.

Евражка

Евражка.

Отправившись в обратный путь, мы были удивлены, что точки ведут не в сторону перевала Безымянный, а вверх по речке, текущей с вулкана Безымянный. Здраво рассудив, что раз не очень опытные туристы там прошли, то и мы пойдём, а может там и интересней, мы пошли по точкам. В одном месте скалы на склоне чем-то неуловимо напомнили район Больших Котов на Байкале.

Такой родной пейзаж

Такой родной пейзаж.

Поднявшись наверх мы увидели интересную конструкцию (впрочем подобный бетонный столбик был и у домика Плотина, но так как там больше ничего не было, то предназначение столбика осталось загадкой). В горах Камчатки был установлен регистратор солнечной активности, запитанный от солнечных же батарей. Причём установлен Геофизическим институтом университета штата Аляска.

Общий вид

Общий вид. Одна панель солнечной батареи бесследно исчезла.

Датчик инсоляции

Датчик инсоляции.

Регистрирующее устройство

Регистрирующее устройство.

Когда мы подошли к краю плато и любовались окружающими видами, у меня уже возникли подозрения насчёт предстоящего спуска. Катя же ещё пребывала в счастливом неведении.

Вид перед спуском

Вид перед спуском.

Ручей Нижний Размывочный

Ручей Нижний Размывочный.

Когда в итоге я подвёл её к началу крутого спуска, верхняя часть которого пролегала между скал, а ниже были достаточно крупные и неудобные для ходьбы камни, Катюха сначала решила, что у меня проснулось дурное чувство юмора, но, поняв, что всё всерьёз, начала предлагать поискать другое место. Учитывая, что наших предшественников вёл опытный проводник, я воспротивился: не факт, что другое место окажется лучше. По крайней мере, по карте так не казалось.

Спустились мы очень вовремя – через несколько минут верхнюю часть спуска заволокло облаком: в таких условиях идти было бы намного неприятней.

Катюха на фоне места спуска

Катюха на фоне места спуска.

Скала с хоботом

Скала с хоботом.

А рядом виднелся простейший для спуска перевал Безымянный.

Перевал Безымянный

Перевал Безымянный.

Пообедав, мы направились к Поленнице, представляющей собой выжатый экструзивный купол, образовавшийся в процессе извержения. Лава при остывании была расколота системой трещин на отдельные вытянутые пятигранные блоки, напоминающие поленья.

Куча полешек

Куча "полешек".

Базальтовые столбики крупным планом

Базальтовые столбики крупным планом.

Поленница

Поленница.

Скала из отдельных блоков

Скала из отдельных блоков.

В основном туристы выкладывали из каменных столбиков (весом килограмм по 15-20) названия своих городов, но были и более оригинальные постройки.

Сушка дров

"Сушка дров".

Бабочка, сложенная из “полешек” разрушила для меня миф, что знаменитые фигуры из пустыни Наска можно увидеть только с самолёта – мне понадобилось подняться всего на 3-4 метра. Фигуры в пустыне, конечно, побольше, но холма 20-30 метров вполне достаточно для обзора.

Бабочка

Бабочка из базальтовых столбиков.

Многие ручьи, стекающие со склонов быстро терялись у подножия, но один исчезал даже раньше.

Исчезающий поток

Исчезающий поток.

Как я уже писал в прошлой части, недалеко от кратера Юпитер, судя по карте, находится кратер Марс. Но он оказался совсем неинтересным: размеры большие, возраст старый, потому сильно разрушен. В целом, не будь подписи на карте, никогда бы и не подумали, что перед нами кратер.