Ноябрь 2017
      1 2 3 4
26 27 28 29 30

Камчатка. IX. Лавовые пещеры.

Каменные капли на своде пещеры

Каменные капли на своде пещеры.

Всего от «Лениградки» у нас было запланировано две радиалки: к лавовым пещерам и восхождение на Толбачик. Так как с момента нашего прибытия вулкан непрерывно пребывал в сплошной облачности (издали его удалось увидеть с переправы через Камчатку и в Козыревске), то мы направились к пещерам. Вкратце природа лавовых пещер такова: поток лавы в ходе своего движения остывает и отвердевает сверху и по бокам, внутренняя же часть остаётся жидкой и вытекает из образовавшейся «скорлупы», образуя свободное пространство. Лавовые пещеры отличаются небольшим временем существования, более холодны относительно карстовых и имеют множество острых выступов на стенах и потолках.

Карта радиалки к пещерам

Карта радиалки к пещерам. Кружком показано место ночёвки.

До ближних лавовых пещер было около 13 км, а до более интересной – 18 с перепадом высоты 900 м (по пути к пещере вниз, но нам ещё и вернуться надо было). Набрав с собой еды, воды и проводив взглядом машины, увёзшие в сторону пещер платных туристов, мы двинулись в путь. Погода была ещё более хмарной, чем в предыдущий день, но ещё можно было увидеть, что окрестные сопки словно исчерчены прямыми линиями с относительно густой растительностью.

Зелёная сетка

Зелёная сетка под Толбачиком.

Впереди виднелась сопка Алаида – типичный шлаковый конус.

Сопка Алаида

Сопка Алаида.

При подходе к ней сплошная облачность спустилась до нашего уровня, вскоре пошёл дождик, продолжавшийся с переменным успехом весь день. Следующей точкой у нас на пути был памятник вулканологам, дорога же уходила на запад и вниз, потому мы побрели напрямую у подножия сопки. Видимость была метров 50, не больше, так ещё и пару раз встретились медвежьи следы. Следует отметить, что с этого дня мы ходили c самодельными звенелками: к рюкзаку привязывали кружку с ложкой, так чтобы при ходьбе они бились друг о друга, предупреждая потенциального медведя о нашем приближении – хищник очень не любит неожиданных встреч. На подходе ко 2-му Конусу мы неожиданно вышли из облака и увидели дорогу в нескольких сотнях метрах от нас. Кстати, во 2-м и 3-м Конусах до сих пор сохраняются активные фумарольные выходы. Между 1-м и 2-м Конусами (на карте 1-й Конус подписан сопкой Горшкова) и располагался памятник – табличка в память погибших вулканологов на большой двухметровой вулканической бомбе. Но дождь полил сильнее, и доставать фотоаппарат я не стал. Гораздо больше, нежели невозможность сфотографировать памятник, меня опечалило, что залитая в gps’ку точка отстояла от памятника примерно на 200 метров. И если на пустынном пространстве увидеть заметный памятник (к которому к тому же был и отворот дороги) – не проблема, то для поиска пещеры такая точность слишком мала. Но ближайший после памятника интересный объект малыми размерами никак не отличался: после заметного спуска вниз мы подошли к мёртвому лесу, погибшему при извержении 1975 года от вулканического пепла. Этот лес является памятником природы и рубка его на дрова запрещена. По мне так ничего особенного – после пожара мёртвые стволы выглядят похоже. Отличие, что в другом месте за 35 лет вырос бы уже новый лес, а горелые деревья упали и начали гнить.

Мёртвый лес

Мёртвый лес - памятник природы.

Появление жизни

Появление жизни.

После сопки Высокая как-то незаметно стали появляться кусты, а затем и деревья, а вместе с ними и комары. Но менее чем через километр мы достигли кратера Звезда, возле которого расположено несколько лавовых пещер. Там же заканчивалась дорога и водители машин отдыхали в ожидании возвращения гидов с туристами. Оставив Катю немного отдохнуть, я направился искать пещеры по точкам. Но пещер не было! Доходя до очередной точки (они располагались в пределах 700 метров друг от друга), я начинал нарезать круги, доводя их до радиуса 100 метров, но пещеры так и не находились. Единственное, кого мы там увидели с Катей, это был зайчонок.

Зайчонок

Зайчонок.

В конце концов, несмотря на нежелание Кати, я направился к водителям узнать, не в курсе ли они, где поблизости находятся пещеры. Один из них сообщил, что про пещеры не в курсе, а к ближним лавоводам ведёт одна тропа, к дальним – другая. Так как лавоводы и лавовые пещеры суть одно и то же, сначала я сбегал по тропинке к ближним и увидел 3 небольших пещеры, затем вернулся к Катюхе узнать, чувствует ли она в себе силы пройти ещё 5 км к дальней пещере, а главное, потом вернуться назад. Она гордо ответила, что сил ещё много и, конечно, упускать возможность посмотреть более интересное место не стоит.

Через какое-то время тропинка стала забирать в сторону и мы снова направились напрямую по gps’ке. Скорость резко снизилась – регулярно приходилось обходить какие-то бугры с оврагами. До кучи ещё атаковали комары, особенно сильно испортив настроение женской половине нашей маленькой группы: почему-то Катюху комары атаковали намного активней, чем меня, да ещё и после укусов у неё вспухали небольшие волдыри. Лицо, конечно, было закрыто накомарником, но вот даже дёготь на руках не полностью отпугивал кровососов. По пути нам попалась небольшая лавовая пещера, информация о которой мне нигде не встретилась. На моё желание в неё залезть Катя ответила отказом, опасаясь, что её в качестве берлоги может использовать медведь.

Вид сбоку на небольшую пещеру

Вид сбоку на "крышу" небольшой пещеры.

В конце концов мы добрались до старого кратера, но в нужной точке (что уже ничуть не удивило) пещеры не было. Сделав небольшой дымокур от комаров, я побежал по округе попробовать найти пещеру, хотя особой надежды не было. Уже создалось стойкое ощущение, что последние километры мы пилили зря, и придётся обедать среди туч комаров, а затем несолоно хлебавши возвращаться к небольшим пещеркам у вахтовок. Но в этот момент несказанно повезло – я увидел человека. Ринувшись к нему я обнаружил рядом вход в большую пещеру. Человек же оказался туристом, которого привезли утром на машине, провели к пещере, а теперь должны вести к конусам Южного прорыва. Всего группа человек 20, но остальные уже ушли, а он чуть подзадержался. В общем, повезло нам несказанно. Поставив на навигаторе новую точку, я бегом, прыгая по застывшим кускам лавы, вернулся к Катюхе обрадовать её находкой пещеры: ведь кроме самого осмотра там ещё и спокойно без комаров пообедать можно. Спуск оборудован вертикальной лестнице и обит толью, из-за чего сбоку напоминает туалет.

Вход в пещеру, за ним видна наружная поверхность лавовода

Вход в пещеру, за ним видна наружная поверхность лавовода.

Оборудованный вход в пещеру

Оборудованный вход в пещеру.

Внутри, как и следовало ожидать, было холодно и сыро, но зато не шёл дождь и не было комаров (о, счастье!). Сама пещера суммарной длиной ходов метров 250-300 сразу за начальным гротом имеет развилку, расходясь двумя широкими ходами в разные стороны. Высота их различна – то значительно выше человеческого роста, то около метра. С потолка свисают застывшие каменные капли (на заглавном снимке), на удивление острые – только и смотри, чтоб одежду не порвать.

Пещерный свод

Пещерный свод.

Автор в пещере

Автор в пещере.

Сварив чай, мы соорудили поздний обед (дело уже шло к трём часам дня). Когда мы поднялись на поверхность, первые полминуты комаров не было, но сие быстро прошло – налетели словно из ниоткуда. Обратно к дороге мы решили возвращаться по тропе – оказалось длиннее, но проще, а по времени примерно одинаково. По пути нам попался полуразрушенная зимуха.

Добравшись до машин мы быстро посетили окрестные небольшие пещерки, которые после самой дальней, конечно уже не так впечатляли.

Вход в небольшой лавовод

Входы в небольшие лавоводы.

Внутри лавовода

Внутри лавовода.

А затем у нас был долгий у нудный путь назад – в гору. Хорошего в нём было, что вскорости после леса почти исчезли комары.

Сопку Алаида мы решили обойти по дороге, но неизвестно, было ли это хорошим решением – идти, конечно, проще, но лишних полкилометра намотать пришлось. К палатке же мы вернулись около 9 часов вечера, т.е. радиалка заняла у нас более 12 часов. Всё было в сплошном облаке и казалось, что палатка пропиталась водой насквозь – по крайней мере капли на внутренней стороне тента немногим отличались от таковых на внешней. Да ещё и выяснилось, что от своего возраста швы перестали хорошо держать влагу и по верёвочкам вода проникала и внутрь палатки. Пришлось мастерить защитные конструкции, прокладывая полиэтиленовые пакеты между палаткой и тентом, что хотя бы частично улучшило ситуацию. Но такие мелочи не могли омрачить общего радостного состояния от увиденных впервые в жизни лавовых пещер!

Интересная у Вас вышла прогулка.
Хотя несколько мрачно.

Самое мрачное в прогулке были комары. А своды пещер, к примеру, весело блестят в лучах фонарика.