Сентябрь 2017
          1 2

Тихоокеанское кольцо. V. Мутновские броды.

Простившись с уральскими туристами, мы за полтора перехода вернулись к уже знакомому перекрёстку, где свернули налево, вверх по долине Мутновской. Дорога изобиловала глубокими лужами, которые иногда даже в сапогах приходилось обходить через травяные заросли. Меньше чем за час дорога вывела нас на берег протоки Мутновской и растворилась в речных руслах. Отсюда на протяжении четырёх километров тянулись непрерывные броды с берега на берега и через многочисленные протоки. Но паводок смыл следы дороги, да и высокая вода не вызывала желания лишний раз соваться в реку.

Карта маршрута 9 августа

Карта маршрута 9 августа. Красная линия – наш путь. Большие красные кружки - места ночёвок в бухте Жировая и у брода через реку Мутновская. Маленький красный кружок – место обеда на острове среди проток Мутновской.

Большая часть этих четырёх километров пролегала или по нечастым речным отмелям, или же по зарослям разной степени проходимости. Суммарно (не считая времени обеда) на их прохождение ушло около трёх часов. Большой удачей было найти хорошую тропу примерно в полукилометре от места выхода дороги к реке. Тропа вскоре начала набирать высоту и обошла поверху нижний прижим правого берега – где даже в низкую воду броды были достаточно глубокими. Мы уже было совсем обрадовались, как тропа резко сбросила высоту и растворилась в лесных зарослях. Вскоре мы вышли к полноводному ручью с крутыми берегами. Если спуститься в русло было не очень сложно, то, чтобы подняться наверх пришлось постараться. За ручьём заросли сгустились, и мы решили выбираться к реке – судя по рельефу прижимы на какое-то время закончились. К небольшой протоке мы вышли в неудачном месте: течения почти не было, зато глубина была выше колена. Облазить по крутому, заросшему кустами склону этот участок нам не хотелось, потому мы просто сползли с наклонного дерева в воду и добрели до приятного каменистого пляжа, где остановились пообедать.

После обеда мы снова шли то по берегу, то по кустам. Однажды даже наткнулись на сохранившийся участок дороги, тянувшийся, к сожалению, не более полутора сотен метров. В конце концов, мы достигли ещё одного прижима. В том месте река выглядела уже не так жутко, как ниже по течению, и мы без особых сложностей перешли на левый берег, где нас ждали новые кусты. Неожиданностью после кустов оказался стоящий теперь в сухих протоках дом, точнее его развалины: очевидно, что с момента его постройки река заметно поменяла русло. Вдали уже парили Войновские источники, а возле них были люди! В этом месте река разделялась на рукава, а выше по течению вода шла единым потоком. Но правый берег был заросшим, в очередной раз лезть в чащобу не хотелось, так что мы попытались пройти левым берегом до источников и перейти там. Бурный поток напротив последних заставил нас развернуться и всё-таки переходить отдельные протоки. Судя по камням, вода прибывала: в солнечный день активно таял снег и после полудня уровень воды начинал расти.

На Войновских источниках мы пересеклись с группой из Новосибирска и Ангарска. К нашему приходу они уже успели поставить палатки. Их маршрут заканчивался в бухте Жировой, где за ними должен был прийти катер. По их словам, дальше дорога уже не теряется. Впереди нас ждало несколько несложных бродов через приток Мутновской и сложный через саму Мутновскую, где они даже натягивали переправу. У этой группы был новый правильный трек, включавший даже тропу, обходившую нижний прижим. Но тоже почему-то на телефоне, несмотря на наличие нормального навигатора.

Желая пройти оставшиеся броды побыстрее, пока вода не достигла критического уровня, мы не стали засиживаться на источниках, пошли дальше. На берегах притока Мутновской стали встречаться снежники, а когда дорога свернула вверх на гребень водораздела, мы шли просто по снегу. С гребня открылся красивый вид назад на долину, по которой мы продирались несколько часов назад. Затем – короткий спуск, и мы вышли к берегу Мутновской. Конечно, воды в ней меньше, чем ниже по течению, но узкое русло и быстрое течение (уклон Мутновской был значительно круче, чем у правого притока – не зря мы почти и не потеряли набранную высоту на спуске к ней) делали этот брод неприятным. Вода продолжала прибывать, не оставляя времени на долгие поиски лучшего места. Сбросив рюкзак, я нашёл единственное место, где вроде бы перейти реку было реально. Сначала я попробовал перебродить туда-сюда налегке: мне это удалось, хотя и на пределе. Затем в воду мы вошли вместе с Катей этакой небольшой стенкой. По ходу дела мне пришла в голову идея, пройти не под большим плоским камнем, а по нему: стоять на нём было удобно, т.к. он слабо покрывался водой. По факту идея оказалась так себе. На камень то мы встали без проблем, а вот при шаге с него, когда ноги оказались надолго оторваны от дна, Катя не удержалась, и её сбило потоком. При падении она повалила и меня, после чего наши руки расцепились. Я сделал рывок к берегу и по мелководью бросился к Кате: её за это время протащило метра на полтора; она цеплялась руками за выступавшие из воды камни, при этом туловище бултыхалось на относительно пологом участке, а ноги висели уже в крутом сливе. Схватив её за руки, мне удалось вытащить её на берег, после чего мы принялись оценивать потери. Одежда была мокрой насквозь, а вот рюкзаки только чуть подмокли, сохранив содержимое сухим. Кате сильно побило ноги о камни, а я ощутимо ударился коленом. С учётом ситуации, мы решили, что нам повезло.

У реки удачных мест под палатку не было, но сразу после первого короткого подъёма сбоку от дороги обнаружилась плоская травяная полянка, где мы и поставили палатку. Вечером вода в реке поднялась ещё больше и то место, где мы всё-таки перебрались на нужный берег, теперь и не воспринималось, как реальное для брода. Вспомнив рассказ ребят из Югры, мы так и не смогли понять, почему, перебравшись на другую сторону Мутновской, они не пошли по дороге, а ломанулись вниз по практически непроходимому ущелью – это, где они весь день шли полтора километра. Сразу вспомнилась фраза «слабоумие и отвага». Интересно, и то, как они сами позиционировали себя, предлагая на предыдущей ночёвке поставить палатку рядом с ними: «Мы с гитарой, но адекватные». Пусть и с приключениями, но мы прошли за один день тот отрезок, что у них занял два с половиной.