Февраль 2018
        1 2 3
25 26 27 28

Тихоокеанское кольцо. III. Перевал Тенуева.

Несмотря на мрачные прогнозы синоптиков, обещавших не менее двух суток плохой погоды, к утру все тучи рассеялись, и солнечные лучи начали сушить нашу полянку.

Собравшись, мы пошли вниз по течению Вилючи по хорошо набитой тропе. Тропа очень быстро завела нас в лес завитых узлами ив, где часто приходилось наклоняться или даже ползти на четвереньках. До сахалинских колючих кустов или зарослей бамбука со стлаником было, конечно, далеко, но за 45 минут мы с трудом преодолели километр, остановившись на ручье – правом притоке Вилючи. Пугало и то, что по описанию 2010 года хорошая тропа была как раз неподалёку от источников, а далее должна была становиться всё хуже и хуже.

К счастью, действительность оказалась иной. Уже следующий километр пути дался нам много легче: завитых деревьев поубавилось, путь местами пролегал по весёлым лужайкам. С другой стороны, стало заметно больше заболоченных глинистых участков – в ботинках, особенно без гамаш, идти было бы совсем тоскливо. Радовали следы обуви на тропе – значит, кто-то всё-таки здесь ходит.

Карта маршрута 7 августа

Карта маршрута 7 августа. Красная линия – наш путь. Большие красные кружки - места ночёвок на Вилючинских и Жировских источниках. Маленький красный кружок – место обеда на ручье, притоке Вилючи.

За второй переход мы достигли сворота в долину крупного ручья, по которому предстояло идти до подножия перевала Тенуева. Остановились отдохнуть на необозначенном в описании перекрёстке. Тропа, шедшая прямо, выглядело сильно лучше, чем отворачивающая налево и нырявшая в очередные кусты. Но трек вёл именно налево. Прогулялся налегке по обеим тропам. Оказалось, что, если пойти налево, вскоре будет ещё один перекрёсток: налево – к броду через Вилючу, направо – крутой спуск к искомому ручью. Тропа, идущая прямо, же как-то неожиданно через сотню метров теряется в травяных зарослях.

Спустившись к ручью, вскоре тропу мы потеряли – впервые за этот день. Продравшись по заросшим протокам, через какое-то время мы обнаружили её справа от себя, она быстро довела нас до хорошего места под стоянку, после чего снова исчезла. Путь без тропы же привёл нас к прижиму. Пришлось бродить. Отличная тропа действительно шла по правому берегу. Больше мы её по пути вдоль ручья уже не теряли.

На высоте всего 300 метров над уровнем моря в распадках, притоках основного ручья, стали попадаться снежники. В целом, для начала августа и широты 52° это, конечно, очень необычно, а вот для Камчатки – норма. Вообще, в этот день было ощущение возврата в весну: много где, на месте недавно сошедших снежников, всходил папоротник. Вскоре после обеда тропа свернула в небольшой приток, по которому начался подъём к перевалу. Крутизна склона резко возросла. Местами были большие языки снежников, по которым часто подниматься было проще, чем по камням. Примерно на середине подъёма снежник раздваивался и вроде бы путь направо казался лучше. Но трек показал, что правильный вариант – налево; следы грязи от прошедших перед нами туристов тоже вели туда же.

Сразу за этим местом начался участок, где как раз и были упомянутые в описании верёвки. Я-то опасался, что придётся по скалам лазить, но действительность оказалась прозаичней: тропа пролегала по крутой глинистой канаве, где без верёвок ты быстро начинал скользить – никакой протектор не помогает, забиваясь глиной за пару шагов. Подъём после канавы не закончился, но путь был уже проще. Сам перевал порадовал открытыми участками, откуда был отличный вид на Вилючинский вулкан с облачным шарфом, бухту Жировая и турбазу на Жировских источниках.

Спуск был много проще подъёма, особенно вначале. Пологий склон постепенно нарастил крутизну, мы вошли в распадок ручья, заполненный большим снежником. Скорость была хорошей, и думалось, что вскоре мы уже будем внизу. Проблемы начались, когда снег кончился: крутизна распадка возросла и ручей потёк водопадами. Вытащив навигатор, я понял, что тропа свернула с распадка метров 150 назад. Пришлось возвращаться по мокрому каньону, а потом прорываться сквозь уже неслабые заросли напрямую к тропе.

Скорость по тропе тоже была заметно ниже, чем по снегу – было и скользко, да и многочисленные ветки мешали. Внизу мы снова вышли на ручей, по которому начинали спуск. Здесь он тёк уже полого, растекаясь по лесу несколькими протоками.

Последний переход был менее 10 минут. Перед мостом через протоку Жировой был разбит большой палаточный лагерь группы платных туристов. А за мостом располагалась турбаза на Жировских источниках, которой уже много лет заведует (но не владеет) Владимир Владимирович. Сняв домик по совсем не божеской цене (2000 с человека) и разместившись в нём, я побежал смотреть на основную реку, что в нескольких сотнях метрах от турбазы. На следующий день нам нужно было перебраться на другую сторону, и это было самым скользким моментом всего похода. Река своим потоком оправдала все опасения. На обратном пути я подошёл к водителю ГАЗ-66 узнать, не в курсе, пойдёт ли какая машина в ближайшее время на ту сторону – к Жировским источникам дорога пробита уже с другой стороны. Собственно весь дальнейший поход у нас проходил практически по дорогам. Водитель сказал, что вообще сегодня собирался уехать, но машина сломалась. Зато он дал много полезной информации. Во-первых, в шести километрах ниже по течению, где как раз дорога и пересекает Жировую, стоит рыбохрана с лодкой – может они нас перевезут. Во-вторых, группа туристов 7 человек, завтра двигается в ту же сторону, что и мы – может, стоит к ним примкнуть.

С такой информации я вернулся на турбазу и быстро выяснил, что эти 7 человек расположились в другом доме. Вообще, они оказались первым туристами в этом году, пришедшими сюда. Узнав, кто у них главный, подошёл и прямо сказал, что нас всего двое, бродить Жировую, поглядев на неё, мы менжуемся и попросил примкнуть к ним на завтрашний день. Ответом было, что вдвоём он бы и сам не рискнул. Народ оказался из Новоуральска (турклуб «Кедр»). Много где бывали, но на Камчатке впервые.

Решив все животрепещущие вопросы, мы пошли бултыхаться в бассейн. Тут он был сильно горячее, чем на Вилючинских источниках – долго не пробыть. Вечером так мы просто ноги грели в нём, не опускаясь целиком. Один из участников платной группы поинтересовался у Кати, как получилось, что мы всего вдвоём пошли, на что получил ответ: "Мы всегда так ходим".

Ближе к ночи мы растопили печь, с одной стороны подсушив вещи и убрав сырость из дома. Но немного перестарались, и я не мог от жары заснуть до двух ночи.