?

Log in

No account? Create an account
Mikka
mikka
.:::: ..:..

Ноябрь 2017
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30

Mikka [userpic]
Северное сияние. I. Долгая дорога.

Утренние тени

Утренние тени. Перед развилкой железной дороги на Воркуту и Лабытнанги.


Чтобы увидеть северное сияние, нужно уехать на север. Желательно, за полярный круг. На первый взгляд, в России с её огромными территориями Заполярья, это просто. Но в реальности только два места севернее полярного круга доступны по железной дороге и, потому, бюджетны: это Кольский полуостров и Полярный Урал. Точкой, куда было необходимо добраться, был остановочный пункт 141 км в посёлке Красный Камень, состоящем из двух домов.

Неожиданно оказалось, что это у меня это – самое длительное добирание куда-либо в жизни: на дорогу ушло свыше пяти суток. Из-за того, что северный широтный ход был не достроен и заброшен при Хрущёве, ехать пришлось через Киров и Котлас. Даже до Джири, посёлка, из которого мы начали 30-дневный поход по Гималаям, мы с Катей добирались чуть больше 4-х дней – на сутки быстрее.



Карта поездки на Полярный Урал

Схема маршрута поездки на Полярный Урал. Красная линия - железные дороги, по которым я ехал. Красные кружки - места начала поездки, пересадок и финальной точки; буквами и цифрой обозначены: И - Иркутск, К - Киров, В - Воркута, 1 - ост. пункт 141 км.


Первый участок пути до Кирова я проехал на поезде 69 Чита – Москва на 37-м месте в двухместном купе. За всю дорогу попутчиков было двое, причём на относительно коротких сегментах: первый проехал от Новосибирска до Омска, второй – от Кунгура до Перми. Таким образом, по цене нижней полки я получил почти-что одноместный номер. Забавно, что приключения начались ещё до поездки. Купив изначально билет сразу при открытии продажи (за 60 суток) за 10500 рублей, через месяц я неожиданно обнаружил, что билет подешевел до 9100 рублей. Немного подумав, я сдал билет, через 40 минут моё место вернулось в систему «Экспресс», после чего снова взял его же уже по новой цене. За сдачу билета берётся комиссия почти 200 рублей, но даже с ней чистая выгода 1300 рублей. Обмен билета был осуществлён в субботу, деньги за сданный билет вернулись на карту в среду следующей недели – достаточно оперативно.

Электровоз-памятник на станции Красноярск

Электровоз-памятник на станции Красноярск.


Подземный переход на станции Тюмень

Подземный переход на станции Тюмень.


Читинский поезд, которым я ехал, оставил двойственное впечатление. С одной стороны, проводницы работали от души, регулярно проводили уборку и прочее. С другой, сам вагон был грязный и местами не целый. Ещё в Иркутске я с платформы протёр окно, докуда смог дотянуться – оно было таким грязным, словно его не мыли всю зиму. После этого появилась приличная видимость наружности. Ещё одним подвохом был кронштейн, на который опирается нижняя полка, если ты хочешь её зафиксировать, чтобы достать что-либо из рундука. Из трёх винтов в кронштейне остался один, о чём я узнал, когда он повернулся и полка хрястнула мне по пальцу. Пришлось вспомнить недавно просмотренный фильм ‘Apocalypto’ и вскрывать скальпелем палец, чтобы выпустить кровяной сгусток. До кучи в вагоне стандартная проблема с отоплением: если в начале вагона тепло, то в конце жара, если же в конце нормальная температура, то в начале – дубень. Проводники пытались найти оптимум. Как следствие, днями я подмерзал, а ночами изнывал от жары.

В Барабинске к нашему поезду прицепили два электровоза, но пантограф был поднят только у одного. Позже, когда второй электровоз остался прицепленным и после Балезино, где постоянный ток сменился на переменный, стало ясно, что таким образом просто перегоняют локомотив с одного полигона постоянки на другой.

Первая из пересадок у меня была в Кирове – между поездами было свыше полсуток. Киров неприятно удивил своей маргинальностью – в 2010 году такого впечатления не сложилось. Сразу по приезду на привокзальной площади один прилично одетый мужик интересовался у другого, где купить боярышник. В кафе недалеко от вокзала прямо у входа стоит игровой автомат. Владельцы даже не посчитали нужным его хоть чуток убрать с глаз. Снег во дворах убирают частично и не вывозят, а формируют гигантские отвалы, дожидаясь пока он растает.

Снег во дворе. Киров

Снег во дворе. Киров.


Игровой автомат

Игровой автомат в кафе-столовой "Пир горой".


Но проводить эти полдня в Кирове и не входило в мои планы. Я сдал рюкзак в камеру хранения и отправился на автовокзал, чтобы съездить в соседний Кирово-Чепецк, где сохранилось пассажирское движение на узкоколейной железной дороге. Вернее будет сказать, что сама дорога сохранена из-за пассажирского движения. Когда-то там была достаточно крупная сеть одной из множества торфовозных узкоколеек. Торф добывать перестали, предприятие «Вяткаторф» перестало эксплуатировать эту линию. Но исторически посёлок Каринторф, включённый в 1990 году состав Кирово-Чепецка в качестве микрорайона, был расположен на другом берегу реки Чепца, от которой ещё следовало ехать пять километров по болотам и лесам. До недавнего времени автомобильный мост через Чепцу отсутствовал, и единственной возможностью добраться до Каринторфа, была узкоколейка. Вот этот пассажирский участок длиной чуть менее 10 км и сохранился, будучи переданный в обслуживание Кирово-Чепецкому ПТП (в поезде даже билеты выдают автобусные). В настоящее время поезд ходит пять раз в день. Днём в состав включают два вагона, утром и вечером – по четыре. Недавно был построен мост через Чепцу для машин и проложена круглогодичная автодорога, но пока её состояние не позволяет пустить автобус. В любом случае, как это ни печально, дни узкоколейки сочтены, и я хотел успеть пройти её пешком, вернувшись обратно на поезде.

До Кирова-Чепецка ходят маршрутки-экспрессы и обычные автобусы с множеством остановок. Удивительно, но в экспрессе проезд обошёлся в 118 рублей, а в автобусе – в 133. По иркутским меркам необычно, что водитель, получив плату за проезд, выбивает билет на кассовом аппарате – в этом вопросе кировчане обогнали нас в плане порядка.

Вышел из маршрутки я как раз неподалёку от конечной узкоколейной линии – станции Новая. Называется она так, потому что раньше поезд пересекал автодорогу и останавливался ближе к центру – данная станция была построена после усечения узкоколейки. В самом городе было ещё две остановки: Боёво и Вернисаж, после чего железная дорога вышла на мост через реку Чепца. Спустившись на лёд, я стал дожидаться поезда из Каринторфа, чтобы заснять его прохождение по мосту. На обратном пути он догнал меня посреди болот, когда уже пролетали первые снежинки обещанного снегопада. Вскоре снежинки превратились в крупные хлопья, которые приходилось регулярно стряхивать с пуховки, не давая им таять. За два километра до Каринторфа к узкоколейке подошла новая автодорога, шедшая затем параллельно до самого микрорайона. Немного погуляв по микрорайону, и дойдя до тупика, за которым по насыпи тянулись следы снегоходов, я загрузился в вагон, где было тепло – в углу пыхтела буржуйка на берёзовых дровах. Ближе к отправлению подтянулись и другие пассажиры, но гораздо больше людей ожидало поезд в самом Кирово-Чепецке – люди возвращались домой с работы. Стоимость проезда в этом поезде 22 рубля, льготный билет – 17 рублей.


Тупик

Тупик.


Станция Новая

Станция Новая.


Стрелочный перевод

Стрелочный перевод.


Путь в выемке

Путь в выемке.


О/п Вернисаж

О/п Вернисаж.


О/п Боёво

О/п Боёво.


Железнодорожный переезд


Железнодорожный переезд

Железнодорожный переезд.


Мост через р. Чепца


Мост через р. Чепца


Мост через р. Чепца

Мост через р. Чепца.


Поезд на мосту

Поезд на мосту.


Путь

Путь.


Километровый столб

Километровый столб.


Поезд возвращается в Каринторф

Поезд возвращается в Каринторф.


Вид в сторону Каринторфа

Вид в сторону Каринторфа.


Вид в сторону Кирово-Чепецка

Вид в сторону Кирово-Чепецка.


В вагоне узококолейки


В вагоне узококолейки

В вагоне узококолейки.


От Кирова до Воркуты я ехал сборным поездом 311/312 и 309/310 Новороссийск – Воркута и Адлер – Воркута в вагоне новороссийской группы. В нём я также проехал на 37-м месте, при этому попутчиков не было всю дорогу. В купе было заметно теплее, чем в читинском поезде, зато отсутствовал коврик, да и в коридоре не было дорожки. За время поездки ни разу не убирались. Поезд этот обслуживается курдами, сохранившими клановость и семейственность – посторонним в эту бригаду уже не попасть. И если женщины хотя бы выглядели и вели себя прилично, то некоторые мужчины-проводники нализались почти до невменяемого состояния.

На подходе к Котласу и за ним в лесу было много поваленных деревьев. Так как этот поезд приходит в Котлас с юга, то он не меняет направление движения по Котласу-Южному, уходя на Воркуту по прямой линии через Котлас-Северный.

Котлас-Южный


Котлас-Южный

Котлас-Южный.


По дороге несколько раз пытался отправить Кате открытку, но привокзальная почта обнаружилась только на станции Микунь, где я купил открытку с видом Маньпупунёра и отправил её 24 марта (в Иркутск она пришла 5 апреля, в ящик кинули 6-го). Чувствовалось, что забрался далеко на север. Длинные тени деревьев казалось говорили, что вот-вот будет закат, но такое состояние тянулось два часа, пока наконец солнце не село в Сосногорске.

Сосногорск

Сосногорск.


Вид с виадука в Сосногорске

Вид с виадука в Сосногорске.

Утро встретило солнечной тудрой, истоптанной заячьими следами. На горизонте показался Полярный Урал.

Тундра


Тундра

Тундра.


Снегозащитное ограждение

Снегозащитное ограждение.


Вагончики вахтовиков

Вагончики вахтовиков.


По идее я мог выйти на станции Сейда и там дожидаться поезда Воркута – Лабытнанги, но я решил пересаживаться по Воркуте: суммарно два билета обошлись мне всего на 60 рублей дороже, а я мог и поспать подольше, да и сидеть в Сейде шесть часов тоже энтузиазма особо не было. Строго по расписанию поезд прибыл в Воркуту, где сохранились ручные стрелки с фонарями, красиво светящимися в ночи (это я увидел уже позже на станции Обская).

Воркута

Воркута.


Через два с половиной часа я уже ехал в поезде 653/654 Воркута – Лабытнанги. Билет взял в общий вагон: переплачивать за дневную поездку в купе не хотелось, а плацкартный вагон бывает редко. Мне повезло – в этот день не было вахтовиков, вагон был полупустым. Сам вагон был не слишком старым и в туалете общего вагона было жидкое мыло (в отличие от купейника Новороссийск – Воркута). Половину пассажиров составляли воркутинские школьники, которых везли на два дня отдохнуть в Собь (станция на Полярном Урале). Организаторы жаловались, что для оформления всех бумаг пришлось пройти ад: мчсники, санэпидемстанция, гороно и прочие активно намекали, что лучше бы вообще никуда детей не возить, чтоб никакой ответственности не было. С двух других школ даже билеты сдали – не выдержали прохождения всех подготовительных препон. Под видом заботы от детях чиновники создают извращённую ситуацию, когда лучше их вообще ничем не занимать, потому что в противном случае требуют обеспечения стопроцентной безопасности, которой в природе не бывает. При этом, если задуматься, кого вырастят из этих детей при подобных охранительных мерах?! Детей сопровождало два инструктора детско-юношеской туристической организации. Один из них в своё время пересекался с Пашей Трофимовым, иркутским альпинистом, пропавшем в 2011 году на пике Победы.


Тундра

Тундра.


Песец

Песец.


Хорошая утренняя погода ещё по Воркуте сменилась хмарью, стал пробрасывать снег. Так что гор я почти и не увидел, только их подножия. Поразило, что на участке Чум – Елецкая поезд часто отправлялся раньше расписания, иногда даже на полчаса. Даже не мог представить, что подобное возможно.

На 141 км поезд прибыл по расписанию, и из сгущающихся сумерек мне навстречу вышел организатор данного мероприятия, Сергей Карпухин.


Содержание

Comments

Да, далековато забрался! Экзотики хоть отбавляй! Особенно впечатлила буржуйка в вагоне узкоколейки!

**Поразило, что на участке Чум – Елецкая поезд часто отправлялся раньше расписания, иногда даже на полчаса.

Ну, я как-то сталкивался, хотя, конечно, не на полчаса... ехал, как помнится, из Москвы на десятке - могу ошибаться, возможно, из Новосибирска на не-десятке. На какой-то станции была стоянка минут 15. Пошел погулять на вокзал и по перрону. Минуты за три до времени отправления поезд тутуууу! народ ломанулся по вагонам, и поезд по факту отправился минуты на две раньше расписания. Надеюсь, никто не отстал. Часы у них где-то вперед убежали, что ли...

Edited at 2017-04-12 12:48 (UTC)

Полчаса не объяснить убежавшими вперёд часами. Тем более, что с крупных станций он отправлялся точно по расписанию.

Да конечно там не в часах дело.

Кстати, когда я ехал поездом Лабытнанги-Воркута, он тоже шёл по какому-то несуществующему графику и с Полярного Урала и Елецкой отправлялся раньше расписания.

Пару поправок насчёт УЖД в Чепецке:

Торф добывать перестали, предприятие «Каринторф» закрылось. Но исторически один из микрорайонов Кирово-Чепецка был расположен на другом берегу реки Чепца

Предприятие называется "Вяткаторф", и оно действует и сейчас. Просто добыча ведётся на других торфоучастках. А посёлок Каринторф включили в состав Чепецка в качестве микрорайона только в 1990 году.

В самом городе было ещё две остановки: Боец и Вернисаж

Боёво, а не Боец.

Edited at 2017-04-12 18:26 (UTC)

КАкой хитрый. С комбинацией сдача - повторное взятие билета. Я бы не рискнул. А если бы место за 40 минут ушло другому?

На этот вариант я рассматривал взятие 37-го места в вагон с услугами. Даже так выгода получалась заметная.