?

Log in

No account? Create an account
Mikka
mikka
.:::: ..:..
Mikka [userpic]
Через полстраны. XXIX. Узкоколейный оазис.

Ещё в конце 80-х годов прошлого века сеть узкоколейных дорог на территории РСФСР была огромна - общая протяжённость путей составляла многие тысячи километров. По многим узкоколейкам ходили пассажирские поезда, часто по несколько пар в день. К 2010 году число действующих узкоколеек сократилось на порядок, если не больше. При этом многие оставшиеся - технологические пути на шпалопропиточных заводах и т.п. Пассажирское сообщение же сохранилось только на единичных дорогах, исчезая год за годом. Именно поэтому я и желал попасть в Алапаевск, откуда начинается самый длинный на сегодняшний день узкоколейный маршрут пассажирского поезда - свыше 100 км.

Тепловоз- и вагон-памятники

Тепловоз- и вагон-памятники в Алапаевском депо.


Доехав на маршрутке до автостанции, я стал выяснять, как добраться до вокзала УЖД. Как часто бывает, многие местные жители вообще не в курсе о наличии в своём городе интересных мест. Те же кто знали были уверены, что поезда прекратили ходить несколько лет назад.

Уточнив расписание поезда и поснимав в депо, я вернулся на автостанцию купить на следующий день билет до Екатеринбурга. Получалось, что я отлично успеваю на единственную в день электричку до Тюмени таким образом нисколько не выпадая из графика. В оставшееся время я сходил до вокзала широкой колеи (выяснив, что через станцию проходят только пригородные поезда, ПДС отсутствуют), а также к заброшенному зданию бывшего вокзала Алапаевской УЖД (линия длиной около 2 км до него разобрана). UPD: Здание, запечатлённое мной, как выяснилось - не является бывшим вокзалом.

Пассажирский поезд

Пассажирский поезд.


Автор на ступеньках вагона

Автор на ступеньках вагона.


2 цистерны

2 цистерны.


Платформы для леса

Платформы для леса.


Хопперы

Хопперы.


Гружёная платформа

Гружёная платформа.


Забор депо

Забор депо, в левой части снимка виден путь к пассажирской платформе.


Вокзал Алапаевск-II

Вокзал Алапаевск-II.


Вокзал Алапаевск (на широкой колее)

Вокзал Алапаевск (на широкой колее).


Развалины

Заброшенное здание бывшего вокзала УЖД.

Купил 2 билета: до станции Санкино и обратно. Оба в жёсткий вагон (цена каждого - 65 рублей). Расстояние до конечно станции Санкино 111 км. Плацкартный билет туда столи 103 рубля. Обратно я как раз и хотел ехать в плацкартном, но увы - купить его в Алапаевске возможности не было. В ожидании поезда ещё немного походил по станционным путям.

Выходные светофоры

Выходные светофоры.


Поезд выходит из депо

Поезд выходит из депо.

Состав задним ходом сдают к перрону, проводница внимательно проверяет билет - и я внутри. Отправление строго по расписанию. Вскоре наш поезд проезжает под широкой колеёй на Нижний Тагил. Хотя "вскоре" - это не совсем верно, ведь скорость не превышает 20 км/ч. В вагоне просто кошмарно душно - вторые зимние окна не убираются на лето, потому проветрить возможности нет никакой - спасает только открытая дверь в тамбуре. Из этой двери в итоге и выпадает на повороте одна из пассажирок. Поезд останавливают на удивление сработавшим стоп-краном, но выясняется, что выпавшая женщина уже успела на ходу заскочить в последний вагон.



Раскачивающийся вагон.



Вид из тамбура.


В вагоне

В вагоне.



На подходе к пересечению с железной дорогой широкой колеи Нижний Тагил - Алапаевск.


Пересечение с обычной ж/д


Пересечение с обычной ж/д

Пересечение с обычной ж/д.


Синячихинский пруд


Синячихинский пруд


Синячихинский пруд

Синячихинский пруд.

Из разговоров попутчиков складывается ощущение, что уже второй месяц поезд ходит по новому расписанию, проводя в пути в каждую сторону минут на 40 больше - на некоторых перегонах усилили ограничения по скорости. По прибытию в Верхнюю Синячиху данную информацию подтверждает и проводница. Лихорадочно размышляю, что же делать - при таком раскладе я не успеваю на маршрутку, а соответственно и на тюменскую электричку. Проблему помогает решить коммуникатор - быстро ищу в интернете телефон такси в посёлке Верхняя Синячиха и заказываю машину на следующее утро. Дело в том, что только после данного посёлка узкоколейка уходит в глухие места, где она единственный вид транспорта. Верхняя Синячиха же находится у железной дороги широкой колеи, при этом с Алапаевском посёлок связан асфальтированной дорогой. Узкоколейный поезд же эти 29 км идёт около полутора часов. Таким образом, такси может сэкономить более часа времени, как раз и необходимого, чтобы успеть на екатеринбургскую маршрутку.

Станция Угольная в Верхней Синячихе

Станция Угольная в Верхней Синячихе.


Мотовоз

Мотовоз.

Успев дозвониться до такси, я выключаю телефон - поезд уже пересёк по путепроводу железную дорогу на Серов и уходит вглубь лесов, туда, где он - единственный вид транспорта. На первой станции в глуши (Ельничной) начинается активная выгрузка продуктов для магазина, а также почтовой корреспонденции. Отцепляется вагон до Гаранинки, после чего снова в путь. Вечер сменяется ночью, и в полной темноте мы прибываем на конечную станцию - Санкино. Здесь уже стоит вагон, который пойдёт дальше по линии до станции Калач. Пока идёт переприцепка локомотива, огни калачинского поезда растворяются вдали. Проходит минут 10-12 - и снова в путь - в Алапаевск. Заметно похолодало. На короткой деревянной лавке спать неудобно, но на пару часов отключиться удалось. В Верхней Синячихе меня уже ждало такси, которое домчало до Алапаевска настолько быстро, что я даже успел на маршрутку на полчаса более раннюю, а так как перевозчик был тем же самым, то мой билет оказался действительным.

Вид с путепровода на железную дорогу Алапаевск - Серов

Вид с путепровода на железную дорогу Алапаевск - Серов.


Вокзал Ельничная

Вокзал Ельничная.


Памятник воинам Великой Отечественной

Памятник воинам Великой Отчественной.


Пруд в Ельничной

Пруд в Ельничной.


Местные жители у тепловоза

Местные жители у тепловоза.


Выгрузка товара

Выгрузка товара.


Лесовозный состав

Лесовозный состав.

По возвращению в цивилизацию краткая поездка по глухим местам на уникальном виде транспорта стала восприниматься как мимолётный сон среди обычного течения жизни.


Содержание

Настроение: happyсчастлив(а)
Comments

Сонково :) Да, Савёловская глухомань чем-то похожа на АУЖД) Но всё-таки поправьте на Санкино.

Спасибо. В одном месте верно написал, в другом попутал.

Наконец я добрался до интернета и, хоть и слышал, Миша, твой рассказ устно, но с картинками интереснее :)
Веселенькое путешествие получилось!

А я очень рад видеть Вас снова в добром здравии!

Здорово, что узкоколейка до сих пор работает!

Колоритные места.

Спасибо, очень интересно. Посмотрите здесь http://sbchf.narod.ru/index.html, это большой поклонник УЖД. У меня есть фото ЖД музея в Дели, там представлена техника узкой колеи.

Спасибо. Конечно я знаю про сайт С. Болашенко - информацию оттуда я использовал при подготовке поездки.

были так красиво раскрашены вагончики - так по-детски симпатично-разноцветно. Но как ободраны...

Очень интересно. Планирую туда заехать летом. Сейчас Екатеринбург-Алапаевск пригородные ходят?

Cпасибо за публикацию!

Количество действующих УЖД по сравнению с 1991 годом сократилось раз в 30-40, а протяжённость раз в 100.

>http://i127.photobucket.com/albums/p134/Transsib/2010_08/IMG_7890.jpg
>Заброшенное здание бывшего вокзала УЖД.

Бывший вокзал АУЖД - это другое здание.
http://sbchf.narod.ru/16/aujd2007_05.jpg

Бывшее управление АУЖД: http://sbchf.narod.ru/16/aujd2007_298.jpg

Спасибо за правку.
Хотя я как раз по Вашему сайту ориентировался в поисках этого здания: "Если идти по улице III Интернационала, никуда не сворачивая, довольно продолжительное время, то на ней можно будет заметить железнодорожный переезд. Начиная с 2000 года, там есть лишь пути колеи 1520 мм. Но это — то самое место, где на протяжении нескольких десятилетий располагался отправной пункт АУЖД, вокзал Алапаевск II."
А настоящее здание бывшего вокзала за переездом или перед, если идти снизу от вокзала широкой колеи?

При движении от вокзала широкой колеи - здание перед переездом, слева от него.

http://s006.radikal.ru/i214/1011/d4/4f3505646150.jpg - на карте города.

Т.е. вокзал сам стоит не на улице 3-го Интернационала, а чуть в стороне? Тогда понятно, почему я его не увидел - из описания не следовало, что от улицы ещё отойти надо было.

С удовольствие погуляла по Вашему журналу.

Интересно! Как будто в прошлый век попал :)

Открыты страницы:
«Поездка по Алапаевской узкоколейной железной дороге, 2004 год»
sbchf.narod.ru/16/aujd_poezdka2004.html

«Поездка по Алапаевской узкоколейной железной дороге, 2005 год»
sbchf.narod.ru/16/aujd_poezdka2005.html

Это в дополнение к открытым ранее:
«Поездка по Алапаевской узкоколейной железной дороге, 2002 год»
sbchf.narod.ru/16/aujd_poezdka2002.html

«Поездка по Алапаевской узкоколейной железной дороге, 2007 год»
sbchf.narod.ru/16/aujd_poezdka2007.html

«Поездка по Алапаевской узкоколейной железной дороге, 1999 год»
sbchf.narod.ru/16/aujd_poezdka1999.html

Поездки в 1998 и 2010 годах были слишком короткими.

Добавлены 4 новые исторические фотографии АУЖД.
sbchf.narod.ru/16/ist_foto7.html , в самом конце.

Количество - малое, но историческая ценность - огромная. Особенно последних двух:
электровоз в Нейво-Шайтанке и поезд из Алапаевска на станции Сусан (Нейво-Шайтанка).

Ради этих фотографий я с немалым трудом достиг договорённости о встрече с известным исследователем
железных дорог из г. Екатеринбурга А. Колесовым и целый день затратил на встречу с ним (
sbchf.narod.ru/16/aujd_poezdka2007.html
).

Добавлены страницы:
sbchf.narod.ru/16/aujd_bilety02.html
«Билеты, проданные в 2007 году»

sbchf.narod.ru/16/aujd_doc06telefonogr2002.html
«Путевые телефонограммы, разрешения, предупреждения, справки о тормозах»

Существенно дополнена история Алапаевской узкоколейной железной дороги.

Книга «Алапаевская узкоколейная железная дорога».

knigi-sb.narod.ru/7.html

Объём - 351 страница, причём часть информации нигде ранее не публиковалась.