Ноябрь 2017
      1 2 3 4
26 27 28 29 30

Остров Сахалин. XVIII. Дебри. Разворот.

26.08.16

Начало пути – 7:55, высота 290 м.
Конец пути – 17:08, высота 148 м.
Пройдено за день: 8,8 км.

Аммонит с отпечатками растений

Аммонит с растительными отпечатками.

Карта маршрута 26 августа

Карта маршрута 26 августа. Красная линия - наш путь. Большие красные кружки - места ночёвок на галечной отмели р. Найба и в пихтаче над р. Ломоносовка. Маленький красный кружок - место обеда в слиянии Правого и Левого Тигрёнков.

Всю ночь спал плохо – регулярно выходил посмотреть, сильно ли поднялась река от дождя. Встали рано – в шесть утра. Река поднялась сантиметров на десять, но что не понравилось намного больше – стала совершенно непрозрачной. Какие-то в этих местах уж слишком рыхлые породы, что небольшой дождь такую муть создаёт. Стала понятна мутноватость воды в Ломоносовке и Фирсовке – последствие ливневого дождя в день начала похода.

Мутные воды Найбы

Мутные воды Найбы.

Помня, где на реке мелководный перекат, перешли на противоположный берег: на левом берегу чуть ниже по течению был непроходимый прижим. Обойдя кусты напротив места ночёвки, вышли к реке. Выяснилось, что это – не самая лучшая идея. Берег и так там был не особо широкий, а после подъёма воды так местами вообще на нет сошёл. Потому вскоре мы выбрались наверх и пошли по лесам и травам (и те, и другие были весьма мокрыми). Иногда приходилось подниматься на более высокие участки, иногда сваливать назад вниз. Особенно муторным было пересечение ручья с его крутыми бортами – пришлось выходить к Найбе, так как наверх по скользкой глине было не подняться.

Так, за 50 минут мы преодолели около километра и достигли прижима уже на нашем правом берегу. Река в этом месте делала крутой поворот налево, подмывая склон, круто уходивший под воду. Как искать место брода на ощупь (дна-то не видно стало) было непонятно. В месте, где мы вышли к реке, глубина была около метра. Заросли на противоположном берегу не обещали лёгкого выбирания из воды. Судя по описанию, ниже по течению река входит в каньон, протекая около полутора километров по скальным плитам среди крутых отвесов. Да и вообще бродов ожидалось множество. Рассудив, что это какие-то уже сильно замороченные трудности, причём без перспектив окупиться нереальными красотами, мы решили развернуться в обратный путь.

Стоило это сделать, как за полчаса растянуло небо, и вышло солнце. Это было очень к месту – трава и кусты промочили уже одежду насквозь.

На обратном пути мы неожиданно наткнулись на утонувшую в траве зимуху. Причём всего в сотне метров от места нашей ночёвки (на другом берегу только). Досадно, что мы про неё не знали – в ней бы спалось сильно спокойней, без опасений, что река поднимется и смоет. Забавно, что в описании похода, которым мы руководствовались, было сказано, что долина Найбы – совсем глухое место, и в отличие от Ломоносовки, на ней не встретить следов рыбаков/охотников.

Потайное зимовье

Потайное зимовье.

Обратный брод через Найбу напротив устья Тигрёнка показал, что вода поднялась ощутимо – я уже не мог перенести Катю, ввиду сложности удержаться на стремнине, пришлось переходить мини-стенкой.

Сам Тигрёнок, в отличие от Найбы, нисколько не поднялся, вода в нём осталась прозрачной. Сказалось, что непогода пришла с материка, и дождь в основном выливался на западных склонах.

В среднем течении Тигрёнка мы прошли намного удачней, чем на пути вниз. В этот раз мы значительно удалились от ручья и без проблем прошли по слабозаросшей ровной болотистой местности. По пути туда же мы ходили среди каких-то небольших озерков с крутыми берегами и густой растительностью.

Помня о полном отсутствии мест для обеда у Кутузовского перевала, поели там же, где и день назад, после чего продолжили путь по Левому Тигрёнку, огибая знакомые водопады. Казалось, ещё немного – и мы поднимемся на водораздел.

Но не тут-то было. Точку выхода на Левый Тигрёнок я, конечно, не отбил – в тот момент не было надобности. Потому пришлось ориентироваться по залитой в навигатор километровке и записанному треку. В итоге свернули с ручья метров на 150 раньше, чем следовало. Вот тут-то мы и поразвлекались. Начало подъёма походило на окончание спуска: очень крутой терпимо заросший склон. Частично поднимались, вытягивая себя вверх руками, цеплявшимися за кусты и берёзы. Затем начался участок уже знакомого нам кедрового стланика с бамбуком, а потом как-то резво мы выбрались на гребень, поросший корявыми берёзами с колючими кустами.

Бамбук, колючие кусты и корявые берёзы

Бамбук, колючие кусты и корявые берёзы.

С другой стороны гребня была вовсе не долина Морозовки, а другой приток Левого Тигрёнка. Продолжили путь по гребню, намереваясь выйти на основной водораздел по нему. Но вскоре стало ясно, что мы забираем сильно вправо, и, если и выберемся на хребет Шренка, то уже на другую седловину. Проверять новые пути совсем не хотелось, потому пришлось сбросить около сотни метров набранной с таким трудом высоты и свалиться в очередной приток Левого Тигрёнка. По нему мы прошли метров пятьдесят вниз по течению, потеряв ещё высоту. После этого на его повороте я решил выходить к нужной нам седловине напрямик – от точки, где мы были, до перевала было не более двухсот метров…

Первые сто пятьдесят метров из этих двухсот мы шли 50(!) минут. Точнее сказать, не шли, а продирались. Крутой склон с высокой бамбуковой порослью (два – два с половиной метра) измотал нас по полной программе. Неоднократно стена бамбука просто не пропускала вперёд, и приходилось искать пути обхода. Кате, идущей следом, было не легче. Вот она видит раздвинутые мной стебли и образовавшийся проход. Только она собирается приблизиться, как я делаю шаг вперёд, стебли смыкаются, проход исчезает.

В таких условиях даже корявые берёзы стали радовать – по крайней мере на их пружинящих стволах можно было постоять, не сползая вниз, да и оглядеться, куда идти дальше – из бамбука обзора вообще не было. А вот никуда не девшийся кедровый стланик совсем не радовал – продираться через его переплетение ветвей было ещё тем квестом. Всего же на путь с момента сворота от Левого Тигрёнка до Кутузовского перевала у нас ушло 2 часа (напомню, что спускались мы 15 минут).

В общем, выбравшись наверх, мы поняли, что вчерашнее прохождение перевала было лайт-версией, и нам просто крупно повезло пройти через минимальное количество чащобы. А мы ещё посмеивались над предыдущими туристами «где они могли тут сбиться?!». А они, как и мы сегодня заходили со стороны Тигрёнка. Разве что свернули не рано, как мы, а чуть позже. Когда же идёшь со стороны Морозовки, как в предыдущий день, путь действительно однозначен. Была, правда и небольшая радость: за счёт того, что мы вышли на водораздел дальше от седловины, чем в предыдущий день, сверху открылся хороший вид. Удалось залезть на одну из берёз, поднявшись чуть выше окрестных зарослей.

Хребет Шренка

Хребет Шренка. Чуть ниже - седловина Кутузовского перевала.

Вид с сторону Охотского моря

Вид в сторону Охотского моря. Сверху все эти горки и долины выглядят достаточно безобидно.

Охотское море

Охотское море.

Проходя мимо самого высокого из водопадов на Левой Морозовке, успели полюбоваться сверкающими в солнечных лучах каплях. Всего через две минуты солнце ушло за крутой склон, и красота растаяла как дым.

Водопадные брызги

Водопадные брызги.

Русло Левой Морозовки

Русло Левой Морозовки.

Средний водопад

Средний водопад.

Долго рассматривали, крутили, взвешивали на руках знакомый по вчерашнему дню аммонит (заглавный снимок). Был большой соблазн взять его домой в Иркутск, и, будь этот поход последним, так бы и сделали. Но в предстоящем четырёхдневном походе по разобранной ветке лишний четырёхкилограммовый груз не внушал энтузиазма, так что окаменевшую ракушку оставили, где нашли.

В Морозовке поймали самку горбуши, уже начавшую гнить. Увы, икру она отметала, потому пищевой ценности не представляла вообще.

На ночёвку встали на полюбившейся нам стоянке в пихтовом лесу высоко надо Ломоносовкой – после опасного места ночлега на отмели место было просто райским. Кстати, в Морозовке и Ломоносовке вода не то чтобы ни поднялась, а даже слегка упала и стала полностью прозрачной.