Сентябрь 2017
          1 2

15 перевалов. XI. Перевал Долгожданный.

02.08.16

Начало пути – 8:10, высота 1675 м, расстояние до конца маршрута 60,1 км.
Конец пути – 18:18, высота 2205 м, расстояние до конца маршрута 50,7 км.

Подъём на перевал

Подъём на перевал.

Карта маршрута 2 августа

Карта маршрута 2 августа. Красная линия - наш путь. Большие красные кружки - места ночёвок на берегу Правого Шумака и на полуострове. Маленький красный кружок - место обеда в долине притока Правого Шумака.

Утро выдалось дождливым, а нудный дождь иногда сменялся мощными зарядами. Один из них мы даже пересидели под кедром: вода лилась сплошными струями. А надо сказать, что этот участок и так был не очень приятным для передвижения. Тропа, как я уже писал, стала менее хоженой, да ещё и многочисленные паводки её подмыли на многих участках. Так что временами приходилось аккуратно идти по прибрежным скалам, перелазить через двухметровые глыбы, а иногда и продираться сквозь густые заросли, тоже совсем не сухие.

Повезло, что пока мы медленно и печально преодолевали последние два километра вдоль Правого Шумака, дождь всё-таки закончился – предстоящий участок пути и так не отличался простотой. Нам нужно было подняться в долину ручья – притока Правого Шумака. Но сделать это можно было только по крутому склону в лесу – сам ручей в нижнем течении непроходим, а никаких троп там нет. Радовало, что заросли кустов были не сплошные, и в большинстве случаев их удавалось обходить. Но и без них «развлечений» хватало: поваленные деревья сменялись травой, где не за что было держаться, попадались небольшие скальные уступы; всё было мокрым и скользким. Важно было ещё не увлечься и в нужный момент свернуть направо к ручью – иначе мы вылезли бы на гребень, с которого уже не спуститься.

Вид назад

Вид на противоположный борт Правого Шумака. Наш путь снизу из долины не виден.

Вид вперёд

Нам - в верховья этого ручья.

К этому времени погода несколько наладилась, даже солнце стало появляться. Идти стало заметно проще и веселее, но два первых этапа (вдоль реки и вверх по склону) нас порядком утомили, так что вскоре мы остановились на обед, не пройдя к этому времени и четырёх километров. Дул сильный ветер, что навевало на мысли о предстоящем изменении погоды; вопрос только – в какую сторону.

Пообедав, продолжили путь по постепенно поворачивающей налево долине.

Плавный поворот долины

Плавный поворот долины открывает всё новые и новые кулуары.

Нам предстояло подняться на перевал Долгожданный (1А, высота 2840 м), в описании которого сказано: «Со стороны Правого Шумака перевал найти очень сложно. Он абсолютно не выражен как седловина и к нему идет один из узких кулуаров, который издалека не просматривается». С данным утверждением поспорить сложно, но у нас были и фотографии подходов к нему, и точка, забитая в навигатор. Да и семь лет назад я уже ходил через него. Кулуаров там действительно не один десяток. Снизу до верха они не просматриваются, и если не знать, то непонятно, какой приведёт на перевал, а какой – на непроходимые скалы. Несколько лет назад мой знакомый из Новосибирска ходил в мае в этом районе, так их руководитель не озаботился ни фотографиями, ни навигатором. Потому, когда они оказались в верховьях нужного ручья, не придумал ничего лучше, чем отправить двух человек в предположительно нужный кулуар в разведку. Кулуар оказался не тем, да ещё и разведгруппа спустила камень, прилетевший по голове одному из участников. К счастью, всё обошлось, но от идеи продолжить поиски они отказались, и вернулись назад к Шумаку. В целом, если знать куда идти, то технических сложностей перевал не представляет, хотя местами встречаются участки неприятной сыпухи. А вот при отсутствии видимости в тумане ходить не него явно не стоит: навигатор не покажет, каким путём лучше проходить между скалами.

Отдых на подъёме

Отдых на подъёме.

Вверху - нужный нам кулуар

Вверху - нужный нам кулуар. Сам перевал не виден - вверху кулуар поворачивает направо.

Долина

На подъёме открывается вид на долину ручья, по которой мы пришли.

Озеро в цирке трёх перевалов

В цирке, отделённом ригелем от долины ручья лежит озеро изумрудного оттенка. А над ним - целых три перевала: Петрович (на снимке), Изумрудных Озёр и Долгожданный (с подъёма на который и сделан снимок).

Озеро в цирке трёх перевалов.

Вид с подъёма на Долгожданный

Перевальный гребень. Вид с подъёма на перевал Долгожданный.

Финальный взлёт на перевал

Финальный взлёт на перевал.

Сам перевал расположен всего в десяти метрах от точки трифуркации: кроме ручья, по которому мы поднимались, и притока Левой Билюты, куда затем спустились, можно посмотреть и на верховья реки Перевальной. Виды оттуда были, пожалуй, самыми величественными за весь поход. Вдали за скалистым хребтом, напоминающим спину стегозавра, виднелся перевал Байконур с богатым вариантом подъёмов меж скал с двух сторон. На следующий день этот снимок нам весьма пригодился.

Вид на перевал Байконур

Вид на перевал Байконур.

Полоса

Полоса.

Изумрудное озеро

Изумрудное озеро в верховьях Перевальной.

Катя в точке трифуркации

Катя в точке трифуркации.

Перевал Изумрудных Озёр

В седловине меж скал - перевал Изумрудных Озёр.

Пик Стрельникова

Пик Стрельникова.

Затем был долгий утомительный спуск из двух этапов: собственно с перевала и на обходе непроходимых водопадов ближе к озеру – месту ночёвки.

Маршрут спуска

На спуске.

Озеро

Озеро. Нам - на дальний полуостров.

Непроходимый водопад

Непроходимый водопад.

Впервые за весь поход встали на том же месте, где я ночевал семь лет назад: на красивом полуострове, далеко выступающем в воду. Всего через 15 минут после того, как мы наконец-то добрались до места ночлега, снизу из долины приползли облака, затянув всё сплошной пеленой.

Оконечность полуострова

Оконечность полуострова.

Хмурая дождливая осень наступила

"Хмурая дождливая осень наступила".

Облако проносится по озеру.

А вскоре из этой пелены пошёл ливневый дождь. Прогрохотав раскатами грома, дождь закончился, облака немного разошлись, но тишина не наступила: насытившиеся водой склоны пришли в движение, и то тут, то там раздавались звуки камнепадов. Водные потоки текли по скалам, возникая словно из ниоткуда. Очень порадовало наше местоположение – на полуострове никакой обвал нам не грозил. Надивившись открывшимся нам зрелищем, мы легли спать. Это был последний раз, когда мы видели окрестные склоны.

Ручьи из ниоткуда

Ручьи по отвесным скалам.

Камнепадные ручьи

Вдали тоже виднеются камнепадные ручьи.

Озёрная гладь

Озёрная гладь словно противопоставляла свою безмятежность окружающим камнепадным склонам.

что-то фоток не видно.
при открытии в отдельном окне - "Не удается получить доступ к сайту"

Edited at 2016-11-05 03:32 (UTC)

Да в курсе. Фотобакет второй день лежит. Как чувствовал - недавно на другой ресурс стал заливать. Могу, если есть желание, отправить mht вариант на мыло.

Спасибо необходимости в этом нет. Сейчас фотки проявились.

Edited at 2016-11-05 04:48 (UTC)