Сентябрь 2017
          1 2

15 перевалов. IX. Зунгольский перевал.

31.07.16

Начало пути – 8:06, высота 2168 м, расстояние до конца маршрута 81,5 км.
Конец пути – 17:50, высота 1925 м, расстояние до конца маршрута 71,2 км.

Горный аквамарин

Горный аквамарин.

Карта маршрута 31 июля

Карта маршрута 31 июля. Красная линия - наш путь. Большие красные кружки - места ночёвок в верховьях Левого Зун-Гола и под Шумакским водопадом. Маленький красный кружок - место обеда у озера в истоках Левого Шумака.

Свет и тень

Свет и тень.

Поднявшись от места ночёвки метров на сто, мы оказались на большом платообразном участке долины. В его верхней части почему-то и сам Левый Зун-Гол, и его многочисленные притоки были полны коричневой взвеси, причём даже недалеко от истоков. Видимо в верховьях регулярно размываются глины, остающиеся после таяния снежников.

Вид на место ночёвки

Вид на место ночёвки.

Платообразность

Платообразность.

После ещё одного крутого подъёма по сухому руслу мы выбрались на необычный участок, тянувшийся около километра: многочисленные обвалы завалили русло ручья почти на всём протяжении. Но именно завалили, а не перегородили валами – рисунок долины читается на всём протяжении, а в некоторых местах, где обвалы были менее сильными, вода выходила на поверхность небольшими озерками.

Укутанный каменным одеялом

Распадок, укутанный каменным одеялом.

Глиняное озеро

Глиняное озеро.

Горная пустыня

Горная пустыня.

Спрятавшийся снежник

Спрятавшийся снежник.

Северный вариант Зунгольского перевала

Северный вариант Зунгольского перевала.

Подводный снег

Подводный снег.

Прямо по ходу перед нами был северный вариант Зунгольского перевала, но мы свернули направо на более низкий основной вариант (1А, высота 2741 м), да и идти суммарно через него меньше. Подъём никаких сложностей не представил. С перевального гребня открылся вид на верховья Левого Шумака с большим по местным меркам озером (600*400 м).

Верховья Левого Шумака

Верховья Левого Шумака, вид с перевала.

Налюбовавшись красотами, мы задумались: "А как же спускаться?!" В нужную нам сторону уходило несколько кулуаров с интервалом 30-50 метров. В верхней части, несмотря на скалы и сыпуху, они вроде бы все были проходимы, а вот ниже уклон увеличивался, и сверху было не разглядеть, что там дальше. Походив туда-сюда, мы выбрали кулуар южнее перевальной седловины. На вид он был самым приличным. Там, конечно, была и сыпуха, и живые камни, и ненадёжные скалы, но при достаточной осторожности спуститься можно без приключений. Взгляд снизу показал, что выбор был верен – у остальных кулуаров наблюдались пусть и небольшие, но неприятные сбросы.

Зунгольский перевал

Взгляд назад на Зунгольский перевал.

Выйдя на пологий, почти горизонтальный участок, мы направились напрямую к озеру. Это оказалось неверным решением: вскоре мы подошли к окончанию моренного вала, после чего шёл крутой спуск по крупным неустоявшимся камням. Подумав, мы не стали лезть напрямик, а вернулись немного назад, спустились в распадок и пошли по руслу ручья, что оказалось и проще, и безопасней.

У подножия морены

У подножия морены.

Пообедав у красивого озера, мы продолжили путь. Озеро-то красивое, но с обеих сторон зажато крутыми осыпями, камни которых так и норовят съехать в воду вместе с тобой. Ещё и дождь начался. Правда, пока доставали и надевали накидки, он успел закончиться. За озером стало ясно, почему его надо было проходить правым берегом – в противном случае мы вышли бы к непроходимым обрывам, а не к безопасной зелёнке.

На озёрной осыпи

На озёрной осыпи.

Дно

Дно.

Поляна водосборов

Поляна водосборов.

Склон, по которому мы спускались от озера

Склон, по которому мы спускались от озера.

Сбросы и осыпи неподалёку

Сбросы и осыпи неподалёку.

Долина Левого Шумака

Долина Левого Шумака.

Несуществующий перевал

Если подняться на эту седловину, окажешься у Шумакского перевала. Но никто так не ходит (по крайней мере перевалом данная седловина не называется).

Перевал Эхегерский

Перевал Эхегерский.

Левый Шумак в верховьях течёт по широкой ледниковой долине. Необычным было то, что неоднократно вода уходила в камни в местах ничем не отличающихся от тех, где река текла поверху.

Вода исчезает в камнях.

Ветрозащитная стенка

Ветрозащитная стенка осталась от кого-то.

Ниже по течению ледниковая долина сменяется непроходимым каньоном, незадолго до которого мы перебрались с левого берега на правый. Местами даже шла хорошая тропа.

Начало каньона

Начало каньона.

Приток

Приток Левого Шумака тоже бежит в каньоне.

Турик

Каменный турик помечает тропу.

Нижняя часть каньона

Нижняя часть каньона.

Тропа

Тропа читается в растительности.

Водопад на притоке

Водопад на притоке Левого Шумака.

Редколесье

Редколесье.

Увы, после пересечения нами ручья (крутой спуск, крутой подъём) тропа потерялась, и мы выбрали неверный путь вдоль подножия крутого склона. Он вывел нас к обрывам над каньоном, так что пришлось возвращаться назад и лезть в гору – это идя-то вниз по течению. К этому времени погода стала портиться, как и обычно в это время дня, то тут, то там зрели грозовые тучи. Мы уже думали встать на ночлег, не доходя до тропы с Шумакского перевала, но или не было мест под палатку, или воды (а чаще и того и другого). Так мы добрались до ручья с уже знакомым нам по предыдущим походам тридцатиметровым водопадом. На другом берегу по основной тропе шли люди. Так на 9-й день похода мы впервые с его начала кого-то встретили. То есть ровно неделю мы шли, не видев ни одного человека.

Сделав крюк вверх по течению, мы выбрались на магистральную тропу, перешли ручей и, миновав водопад уже по правому берегу, вскоре встали на ночлег. Ниже, в стороне Китоя, уже вовсю ярились молнии, мы даже не успели поставить палатку, как закапал дождь. Покапал – и перестал. За вечер мы видели ещё две грозы, но, не считая совсем уж декоративного количества капель, можно считать, что нас даже и не замочило. Уже после того, как мы расположились, с перевала пришла большая группа и встала рядом с нами. Это была единственная ночёвка, когда мы ночевали не одни. На удивление, и на наше везение, пришедшие вели себя очень тихо, никто не кричал, не пел песен, даже просто по жизни голосистых товарищей у них не наблюдалось.