?

Log in

No account? Create an account
Mikka
mikka
.:::: ..:..

Октябрь 2017
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Mikka [userpic]
15 перевалов. III. Разбившийся самолёт.

25.07.16

Начало пути – 8:35, высота 2180 м, расстояние до конца маршрута 141 км.
Конец пути – 16:30, высота 2190 м, расстояние до конца маршрута 130 км.



Катя у разбившегося Ан-2

Катя у разбившегося Ан-2.



Карта маршрута 25 июля

Карта маршрута 25 июля. Красная линия - наш путь. Большие красные кружки - места ночёвок на берегу озера Толта и в долине реки Хото-Гол. Маленький красный кружок - место обеда под перевалом Авиаторов.



Отражение


Отражение


Отражение

Отражения.


На старте

На старте.


Распадок с перевала Озёрный Толта

Распадок с перевала Озёрный Толта.


Вскоре после начала пути мы добрались до северо-восточного берега оз. Толта, где вышли на мой маршрут семилетней давности (тогда я заходил через верховья Иркута почти от Ильчира). На протяжении следующих почти полных двух дней нам предстояло идти по тому же маршруту, что и в 2009 году. Однако за прошедшее время кое-что поменялось – возле оз. Толта появился автомобильный след. Грустно: в горной тундре, как и на Севере, подобные следы не заживают десятилетиями.

Колея

Колея.


Прощальный взгляд на перевал Озёрный Толта

Прощальный взгляд на перевал Озёрный Толта.


На дальнейшем пути к перевалу Авиаторов (высота 2330 м, н/к) было довольно много болотистых участков, усложнявших наш путь. Незадолго до перевала на пути – ещё одно озеро, выше которого река течёт среди травы узким, но глубоким потоком.

Заболоченная долина Толты

Заболоченная долина Толты.


Безымянный ручей

Безымянный ручей.


Озеро перед перевалом

Озеро перед перевалом.


Верховья Толты


Верховья Толты

Верховья Толты.


Перевал Авиаторов

Перевал Авиаторов.


Перевальный взлёт совсем несложен, трудности начинаются дальше на спуске. Долина ручья, притока Хото-Гола, по которой мы спускались с перевала, неоднократно перегорожена каменными грядами обвальной природы. Насколько помню, в 2009 году я большую часть спуска прошёл поверху у правого борта долины, в этом же году мы почти всё время шли вдоль ручья, что оказалось сложнее и дольше.

Левый борт долины

Левый борт долины.


После обеда, пройдя очередной каменный вал, я сказал Кате: «Смотри, сейчас будет достопримечательность». Она, ожидая очередную скалу или водопад, не проявила энтузиазма, но когда увидела лежащий в долине Ан-2, то заметно оживилась.

Самолёт Ан-2, регистрационный номер СССР-01226 потерпел крушение 2 октября 1976 г. «Экипаж уклонился от маршрута и самолёт столкнулся с повышающимся каменистым склоном в горном распадке».

Ан-2


Ан-2


Ан-2

Ан-2.


Самым сложным участком пути этого дня был последний спуск вдоль ручья, незадолго до его выхода к огромной наледи, которая даже к концу июля была немалых размеров.

Катя на остатках наледи

Катя на остатках наледи.


Пласты голубого льда


Пласты голубого льда

Пласты голубого льда.


Наледь и автор

Наледь и автор.


Вдоволь нафотографировавшись на наледи, мы пошли вверх по Хото-Голу, выйдя, на пришедшую из низовий тропу. Вскоре, как и в предыдущий день, начался дождь, также, впрочем, вскоре и закончившийся. Тропа начала теряться, а мы задумались о месте ночёвки. Несмотря на достаточно широкую долину, найти его оказалось нетривиальной задачей. Все более-менее ровные места были заболочены, сухие же изобиловали неровностями и камнями. В итоге пришлось ночевать на острове – там было и сухо и ровно. В принципе ночевать на острове неприятно, т.к. опасно, в чём мы убедились в 2014 году, когда остров образовался за время ночного дождя. Здесь же дополнительно тревожили следы паводка двухнедельной давности – начиная с Хото-Гола нам в течение почти всего похода попадались приметы недавнего наводнения: примятые трава и кусты, принесённый мусор, причём сейчас перепад до воды превышал метр. К счастью, несколько раз начинавшийся дождь был кратковременным – то была не пришедшая непогода, а лишь вода, испарившаяся за день.

Содержание

Comments

В резиновых сапогах весь поход?

Герой просто! Я долго не могу в резиновых ходить(

На наш взгляд - самая удобная и универсальная обувь. Пока носители ботинок скачут по камушкам, ты спокойно идёшь по мелководью. На заболоченных участках тоже незаменимая вещь. В прошлом году мы 30 дней по Гималаям ходили в резиновых сапогах до высот пять с половиной километров, вызывая у множества туристов заворот шеи. И немалое достоинство данной обуви - цена. За активный сезон обычно подошва снашивается, так их и выбросить не жалко. К тому же подобрать ботинки, которые не будут ноги натирать - квест ещё тот.

Я полностью согласна. Купила недавно себе сапоги, но пока подружиться не успела - натирают мизинец на ноге. Наверное, надо больше привыкать и обхаживать.

А есть какие то предпочтения по выбору сапог - марка, цвет, размер (больше под носок брать или меньше)?)))

Я беру себе псковские сапоги с толстой хорошо держащей подошвой (сегодня за 610 р. взял). На размер больше (у меня 44-й, беру 45-й). Хожу с ортопедической стелькой (если проблем со стопой нет, можно из старых ковриков вырезать, меняя раз в 7-10 дней, когда она стаптывается), три тоска: термо, толстый шерстяной и синтетический, чтобы не стирался шерстяной. К сожалению подобные сапоги миниму 41-го размера, потому жена берёт другие варианты, а меньшую высоту сапога компенсирует моделями, где сверху водозащитная ткань пришита.

Экипаж-то в катастрофе жив остался?