Ноябрь 2017

Голец Бабха

Пик Бабха

Пик Бабха.

Небольшой рассказ о двухдневном походе на г. Голец Бабха (2061), что на Хамар-Дабане.

Прямой вечерней электричкой мы доехали до Утулика и в сгущающихся сумерках рванули в долину Бабхи по дороге, шедшей то по лесу, то среди отстойников, то прямо по помойке. Наконец, дорога перешла в тропу, тропа обогнула поверху первый прижим, и в лучах фонарика мы высмотрели место под палатку.

На следующее утро оказалось, что место было выбрано весьма удачно - на протяжении следующих пятисот метров поставиться было негде. За полтора перехода мы дошли до устья руч. Поперечный, где по надёжному мосту пересекли Бабху. До этого я несколько раз ходил по тропе, уходящей вверх по Поперечному, в/из цирка пика Порожистый. Но в этот раз путь вёл нас вверх по берегу Бабхи. Последняя протекает в теснинах, смежающихся небольшими расширениями долины. Часть прижимов обходится по кромке воды, два же - поверху. Причём, первый обход - самый интересный: поднявшись на скалу мы подошли к небольшому обрыву, спуститься с которого можно было лишь по приставленной лестнице. Учитывая, что она была сделана из осины, надёжность её вызывала некоторые сомнения. Через километр после устья Поперечного, мы подошли к следующему притоку Бабхи, где остановились перевести дух.

Устье безымянного ручья

Устье безымянного ручья.

После ручья тропа устремилась резко вверх - сначала вдоль небольшого ручейка, а потом по душисто благоухающему пихтовому подлеску. Примерно в этом месте начался дождик, покапавший минут 20, на чём и прекратившийся.

Среди пихтовых лап

Среди пихтовых лап.

Лесная тропа упёрлась в крутой ригель, поросший кедровым стлаником. Но прорублена она была качественно, так что путь он почти не затруднял. ...До тех пор, пока мы не сбились с тропы. Это казалось невозможным, но отличная тропа внезапно превратилась в тоненькую ниточку, возникло ощущение, что порубочные работы внезапно бросили на середине склона. Я даже вернулся немного назад, посмотреть, не идёт ли тропа в другую сторону, но там вытоптанная площадка упиралась в стену стланика. Видно было, что и этим, корявым путём, люди ходят - нам даже попалась вырубленная в ветке ступенька на особо крутом взлёте. Скорость передвижения упала радикально. Примерно минут через 10 подобных развлечений мы вдруг выбрались на отличную прямую тропу. Стало ещё непонятней, как мы могли с неё сбиться.

С окончанием ригеля перед нами впервые после низовий Бабхи открылся одноимённый пик.

Голец Бабха

Голец Бабха.

После пологого участка был второй ригель, путь на который был много проще первого: тропа идёт по сухому руслу временного водотока. Наверху росла ещё сочная черемша (внизу-то она уже с полмесяца как одеревенела). Правый исток ручья Порожистый тёк спокойным потоком, меандрируя, словно равнинная река.

Нетипичный горный ручей

Нетипичный горный ручей.

На берегу ручья было множество мест для стоянок, но мы прошли ещё полкилометра почти горизонтального пути к озеру на левом истоке Порожистого. По пути на встретилась наскальная живопись, задокументировавшая посещение Хамар-Дабана зелёными синими человечками.

Иноплатенянин сибирикус

Инопланетянин сибирикус.

Добравшись до озера, мы поставили палатку, пообедали и двинули в сторону вершины, нависающую над этим местом.

Озеро под горой

Озеро под горой.

К сожалению совет, как идти, полученный на форуме, был несколько туманен. И вместо того чтобы подняться по тропе, идущей по кромке ригеля в стороне от водопада, и выйти в троговую долину под самым пиком, мы ушли гораздо правее, так что, оказавшись на водораздельном гребне, между нами и пиком лежала не очень приятная для прохождения скалистая седловина. Судя по небольшой тропе, кто-то ходит и таким путём, но подобный вариант явно не оптимален.

Гребень пика перед седловиной

Гребень пика перед седловиной.

Озеро под пиком

Озеро под пиком.

Вид на правильный путь от озера на гребень

Вид на правильный путь от озера на гребень.

Памятник у вершины

Памятник у вершины.

Табличка на памятнике

Табличка "Если горы добры всё равно здесь не место для риска".

Вершина

Вершина.

Табличка на вершине

Табличка на вершине.

С Бабхи открылся вид на пик Порожистый, по склонам которого мы ходили год назад.

Пик Порожистый

Телефон.

Катюха на гребне

Катюха на гребне.

Пока мы спускались, гору затянуло облаком - удивительно повезло, что оно не пришло раньше.

Облако

Облако.

Палатка

Палатка.

Подистрепавшийся балаган

Подистрепавшийся балаган.

Озеро и облако на горе

Озеро и облако на горе.

Вечером начался дождь, закончившийся к утру - Хамар-Дабан просто баловал нас погодой. Пришло время возвращаться. По пути набрали черемши, последнюю в этом сезоне.

Спускаясь с ригеля по тропе сквозь кедровый стланик, мы дошли до малохоженного отворота, где мы поразвлекались на подъёме - вот-вот станет ясно, как же мы сбились с тропы. И вот она разгадка: при следовании вверх за 3-4 метра до ровной площадки, где тропа теряется, нужно было свернуть налево, перебравшись через несколько почему-то не пропиленных стволов стланика. Идя снизу, продолжения тропы за ними не видно, а три куцые белые тряпочки, отмечающие сворот, даже не бросаются в глаза. В лесу так регулярно висела яркая сиреневая ткань там, где летом вообще сбиться невозможно, а тут - такой невзрачный указатель.

На берегу Бабхи мы встретили группу из трёх человек, провязывавших перила на опасных участках. Оказалось, что именно они строили балаган возле озера, где мы ночевали, и сейчас намеревались его починить. За триста метров до устья Попереченого, не доходя лестницы, мы обнаружили ещё один мост через Бабху, а чуть выше по течению были натянуты перила для переправы. Подивившись, кому понадобиться бродить реку при наличии моста, я перешёл по нему на другой берег, снял рюкзак, и вернулся на середину реки, чтобы подать Кате руку. Вот тут-то и случилось приключение: Боливар мост не вынес двоих, и одно из трёх брёвен сломалось. Я оказался в воде. Благо, вода в реке была низкая: и удержаться удалось, и промок не полностью. "Я ёжик, я упал в реку". Катя удержалась, повиснув на одной руке и обхватив бревно, и вскоре мы были на берегу. Рядом теплились остатки костра ушедшей троицы, так что мы остановились подсушиться и пообедать.

Сломанный мост

Сломанный мост.

Гриб

Гриб.

В нижнем течение Бабхи мы насобирали около десяти подосиновиков - никогда ранее в один день черемшу с грибами не собирал. Сварили их и съели на полдник.

Подосиновик

Подосиновик.

На о/п 5342 км мы сели в электричку Выдрино - Слюдянка, стыкующуюся по Слюдянке с иркутской электричкой. Почему-то на участке между Слюдянкой и Выдрино нам регулярно попадаются какие-то пропитые гоп-компании. Так и здесь ехало три разной степени нажратости личности, от избытка чувств разбившие кулаком стекло в межвагонном проходе. Они попытались убедить охрану, что стекло разбили вышедшие в Утулике, но на всякий случай к поезду по Слюдянке была вызвана полиция, так что мы пересели в электричку до Иркутска, а они, несмотря на купленные билеты - нет. На этой оптимистичной ноте я завершаю повествование.

Классное путешествие! Не перестаю восхищаться прибайкальскими видами!

Красиво как! А "Портулан" таки затащил табличку с треногой. Это мой родной клуб. А погибшие студенты на Бабхе были студентами нашего педа и нашего географического факультета. Преподаватели постоянно твердили об этой трагедии перед нашими выездами в горы. Я вот так тут и не побывала, а теперь далековато.