Октябрь 2017
29 30 31

Иркутный тупик

Излучина Иркута

Излучина Иркута в районе порога Косая Шивера.

В сентябре этого года захотелось продолжить неоконченный в прошлом году поход вдоль Иркута. В идеальном варианте хотелось дойти до порога Бык, в противном случае - докуда получится. Ну а выйти на Иркут мы должны были по р. Большие Мойготы - по которой покидали его в ноябре 2014 года.

Схема маршрута

Схема маршрута. Красная линия - наш путь, большие синие кружки - начало и конец похода, большие красные кружки - места ночёвок, маленькие красные кружки - места обеда.

18 сентября.

Последней слюдянской электричкой мы выехали в Култук, добравшись до остановки Чёртова Гора в 21:48. Известную мне ранее хорошую тропинку по склону подрезала технологическая дорога к сотовой вышке, образовав двухметровый обрыв. Куда переместился новый вариант тропы в темноте было не разглядеть, потому спускались мы с приключениями. Пройдя немного по центральной улице посёлка - улице Кирова, мы свернули на Рабочую, где и находилась гостиница "Вертикаль" с забронированным двухместным номером. Место нам очень понравилось: тихо, никакого кафе с орущей музыкой, так что удалось спокойно выспаться.

19 сентября.

По прогнозу весь день должен был идти дождь, но лишь изредка начиналась мелкая морось, в целом же мы шли посуху. Маршрут был уже знакомым.

Карта пути 19 сентября

Карта пути 19 сентября. Красная линия - наш путь, большой синий кружок - место начала пути от гостиницы "Вертикаль", маленький красный кружок - место обеда, большой красный кружок - место ночёвки в нижнем течении Больших Мойгот.

Медвежье рытьё

Медвежье рытьё.

Подосиновик

Подосиновик.

Несмотря на то, что на Царских Воротах я бывал неоднократно, на последнем участке подхода к ним умудрился сбиться с тропы и выйти на неизвестную мне ранее тупиковую дорогу - видимо, в последние годы в основном заходят на скальник с другой стороны, и старая тропа заросла. В отличие от прошлого года покатый участок скалы был покрыт ледком, что остановило меня от попытки залезть на самый верх.

От скальника мы двинулись вниз к притоку Больших Мойгот. В его истоке наткнулись на первую на нашем пути полянку метров 7-8 в диаметре всю истоптанную копытами. Первая мысль была, что из-за засушливого года ручей пересох и осталось одно грязное месиво. Но затем такие полянки встречались неоднократно, причём рядом со вполне полноводными ручьями - видимо эту грязь специально натаптывают кабаны, чтобы потом валяться в ней для защиты от насекомых.

Долина притока Больших Мойгот полна поваленных деревьев, тропы нет, а склон местами весьма крут. Мы даже спускаться устали. Поразительно, как мы достаточно быстро в прошлом году прошли этот участок в обратном направлении: вверх. Видимо, сказывалось, что год назад это было в начале дня со свежими силами, а в этом - под конец.

Выйдя к речке, мы устремились по тропке вниз. По воспоминаниям прошлого года в районе устья мест для палатки не было, потому мы активно смотрели по сторонам. Но всё, что издали выглядело ровной площадкой, на поверку оказывалось бугристой неровной поверхностью часто ещё и заметно наклонной. Наконец, метров за 500 до Иркута удалось найти небольшой клочок незаросшей кустами относительно ровной земли.

Палатка в долине Больших Мойгот

Палатка в долине Больших Мойгот.

Это было как нельзя вовремя - мы как раз успели поставить палатку и начать варить ужин, как собиравшийся весь день дождь всё-таки надумал упасть на нас с набухшего неба.

20 сентября.

Дождь прекратился ещё к ночи, и больше его не было до окончания похода, но первую половину этого дня погода стояла загадочная - низкие облака закрыли не такие уж и высокие горки вокруг Иркута.

Карта пути 20 сентября

Карта пути 20 сентября. Красная линия - наш путь, маленький красный кружок - место обеда в устье р. Берёзовая, большие красные кружки - места ночёвок в нижнем течении Больших Мойгот и в долине притока Большой Зазары.

Довольно резво мы выкатились к Иркуту. Ощущение было необычное: после целого дня хождения по лесу и узким долинам - вдруг такой простор и столько воды.

Иркут

Иркут.

Долины Больших Мойгот и Подпорожной - правых притоков Иркута

Долины Больших Мойгот и Подпорожной - правых притоков Иркута.

Катя

Катя.

Наш путь лежал вниз по течению. Первый прижим нам попался не доходя с полкилометра до Малых Мойгот. К счастью, он был коротким и не очень глубоким - можно было перенести по очереди рюкзаки и Катю.

Прижим

Прижим.

Скалы, показанные между Малыми Мойготами и Берёзовой не спускаются до самой воды, потому никакой преграды нам не составили. На Берёзовой стало понятно, что даже при отсутствии прижимов до самого порога Бык, вряд ли мы до него дойти успеем - слишком уж невысока скорость по берегу получается. Так как неизвестно было, будут ли ниже места для обеда, до поели на левом берегу приустьевой части Берёзовой.

После обеда мы подошли к километровой петле, в начальной части которой расположен порог Косая Шивера. На удивление, берег стал намного удобней для ходьбы, даже появилось какое-то подобие тропы; скорость заметно выросла.

Начало километровой петли

Начало километровой петли.

Конец петли

Конец петли.

Но увы, до следующей речки - Правого Бурлика, нам дойти было не суждено: примерно через полкилометра по окончании петли начались непроходимые скальные прижимы (заглавный снимок), в очередной раз продемонстрировав нам, что из карты невозможно понять, где берег проходим, а где - нет. Делать было нечего - пришлось возвращаться до места обеда - реки Берёзовой.

К счастью, по долине шла какая-то по большей части звериная тропа, что было всё-таки лучше, чем полное бездорожье. Как раз в долине Берёзовой нам встретились ещё две грязевые кабаньи полянки. В какой-то момент неожиданно активизировалась мошка, попав по очереди каждому в глаз.

Ближе к верховьям мы свернули налево от основного водотока, после чего начался самый крутой участок подъёма. У тропы стали попадаться человеческие следы: стеклянные банки и прочее. Наконец, на самом верху мы вылезли на лесную дорогу, которая вскоре вывела нас на наезженную грунтовку, идущую от о/п Переезд.

Лесная дорога

Лесная дорога.

Дали Олхинского плато

Дали Олхинского плато.

Но до Переезда было ещё пилить и пилить, в то время как вечер неуклонно приближался. Проблема была в том, что на идущей по водоразделам дороге, воды, конечно, не было. Изначально мы хотели остановиться в верховьях ручья, по которому дорога спускается к Большой Зазаре, но заболоченное озерко и слабый грязный ручеёк, вытекающий из него, сподвигли нас двигаться дальше. Остановились мы примерно через километр на классной ровной площадке на месте заброшенной дороги, что немного стороне от современной. Недостатком было только, что за водой приходилось бегать за полкилометра, но ближе можно было поставиться только у дороги, чего делать не хотелось.

21 сентября.

Самая лучшая погода была в последний день, когда была самая неинтересная часть пути.

Карта пути 21 сентября

Карта пути 21 сентября. Красная линия - наш путь, маленький красный кружок - место обеда, большой красный кружок - места ночёвки в долине притока Большой Зазары, синий кружок - о/п Переезд, где завершился поход.

Весь это день мы просто шли по дороге. Точнее, не совсем весь: около четырёх часов мы просидели у костра недалеко от р. Малая Глубокая, так как до электрички в Иркутск времени было ещё слишком много, и провести его на платформе, без воды, совершенно не хотелось.

Дорога вдоль ЛЭП

Дорога вдоль ЛЭП.

спасибо, интересный отчет

Чюмачечие места. Да и вы тоже!