Ноябрь 2017
      1 2 3 4
26 27 28 29 30

Долина вулканов - 2015. II. Перевал Черби.

13.08

Снежники на склонах перевала

Снежники на склонах перевала.

Карта маршрута 13 августа

Карта маршрута 13 августа. Красная линия - наш путь. Синий кружок - место старта от источников Хойто-Гол. Большой красный кружок - место лагеря у озера Хикушка-1. Маленький красный кружок - место обеда.

Так как груза у нас было много, причём, кроме обычных палаток и еды, немало рабочего снаряжения (две лодки, буровая установка, трубки для отбора проб, лебёдка), то мы воспользовались услугами каюра Белика, подъехавшего на коне вечером 12 августа - следующую неделю нас сопровождали два вьючных коня, на третьем ехал сам Белик. Таким образом мы несли лишь личные вещи и еду на дневной переход, остальное было погружено на животин.

В этот день нам предстоял большой переход - более двадцати километров. При этом сначала необходимо было набрать 800 метров высоты, чтобы подняться на перевал Черби, в конце же дня несколько километров пути пришлось на застывшую лаву, перемежавшуюся плотными зарослями кустов.

В начале пути с нами увязались два брата, ехавших в предыдущий день в том же ЗиЛе, но после первого подъёма сообразивших, что таким темпом они идти не смогут. Были они очень странные: времени у них было всего два дня, за которые они намеревались сбегать до долины вулканов и вернуться в Хойто-Гол, но при этом набрали много ненужного бутора. По крайней мере, снаружи рюкзаков висели надувные коврики, что было внутри - оставалось только догадываться. На одном из них (что из Москвы) туристической одежды было тысяч на сто, при этом явно новой, видимо недавно купленной. Но наличие денег на хорошее снаряжение вовсе не отменяет требование наличия мозга в подобных мероприятиях - у них не было ни то что навигатора, даже карты. Как мы узнали уже по возвращении, ни до каких вулканов они не дошли, упали в какую-то реку (возможно плутанув и уйдя не в ту долину), вместо восьми вечера вышли в Хойто-Гол в час ночи, и заявили, что ничего интересного здесь нет, и смотреть нечего.

Ваня с конём

Ваня с конём.

Саша

Саша - начальник экспедиции.

Марина с конём

Марина (жена Саши) с конём, позади - Белик.

После крутого подъёма с набором двухсот метров высоты тропа вышла в широкую и относительно пологую ледниковую долину Аршана.

По троговой долине

По троговой долине Аршана.

Ваня с конём

Ваня с конём.

Марина с конём

Марина с конём.

Белик на коне

Белик на коне.

Саша без коня

Саша без коня.

По карте легко увидеть, что более короткий маршрут к озеру Хикушка лежит через два перевала: Следопыт, соединяющий верховья Аршана и Барун-Хадаруса, и Обзорный - от озера на притоке Барун-Хадаруса прямо к Хикушке. Но даже для пешего маршрута подобный "короткий" путь - не самый быстрый и безопасный: если Следопыт, как и Черби - некатегорийный, то перевал Обзорный имеет категорию 1Б. С конями же они в принципе не проходимы.

Перевал Следопыт

Снежник в верховьях Аршана как раз и отмечает перевал Следопыт.

Основная вьючная тропа сворачивает из долины Аршана к перевалу Черби, поднимаясь к нему крутым затяжным подъёмом.

Путь к перевалу

Путь к перевалу; внизу - долина Аршана.

Пик Топографов

Зубчатый гребень хребта Хайрхан, за которым виднеется массив пика Топографов (3089).

Перевал Черби своеобразен: это не седловина, а очень пологий, поднятый в ходе последнего горообразования пенеплен.

Район перевала Черби

Район перевала Черби.

Обрыв

Плоские вершины часто обрываются отвесными скалами.

Озеро под перевалом

Озеро под перевалом.

На спуске к озеру наш отряд разделился: мы с Сашей, как необременённые конями, направились напрямую через снежники (заглавный снимок), остальным же пришлось делять крюк по тропе.

Силуэт каравана

Силуэт каравана.

Склон, спускающийся к озеру

Склон, спускающийся к озеру.

Из озера вытекал небольшой ручей, пройдя вдоль которого минут сорок, мы увидели первый из вулканов - Перетолчина.

Вулкан Перетолчина в пади Хи-Гол

Вулкан Перетолчина в пади Хи-Гол.

Вскоре после этого, уже в три часа дня мы наконец-то остановились пообедать. В начале пятого налетел ветер и полил дождь, продолжавшийся около двух часов. Тропа вывела нас к броду через Барун-Хадарус, что весьма удивило Марину: "Саша, а тут река". "Я знаю",- был ответ. Белик перебрался через реку верхом, мы с Ваней как счастливые носители резиновых сапог тоже перебрались без проблем. А вот поклонникам ботинок пришлось не так легко.

Брод через Барун-Хадарус.

Вулкан Перетолчина в пади Хи-Гол

В начале седьмого вечера мы добрались до пади Хи-Гол. Здесь хорошая тропа кончилась, нам пришлось идти по кромке лавового поля по теряющейся временами тропинке. Выглянуло солнце, мы прошли мимо вулкана Кропоткина.

Лавовый холм

Лавовый холм.

Вулкан Кропоткина

Вулкан Кропоткина.

Затем мы забрались на вулкан Старый, обошли его полукругом, после чего застопорились на полчаса - сломался болт крепления вьючного седла.

Вулкан Старый

Вулкан Старый.

От непогоды - и следов нет

От непогоды не осталось и следов.

На этом злоключения не кончились. Починив на коленке седло и спустившись по крутому с этой стороны склону вулкана, мы вышли на участок камней, прикатившихся со склона, где я поскользнулся и хорошо погнул новую трекинговую палку. Учитывая поломанный наконечник палки 1 января в Аршане, оставленные из-за нестандартного отлёта палочки в Непале, как-то слишком уж много за один год получается.

Затем был неприятный участок кустов вдоль озера Серповидное, и, наконец, в полдевятого вечера мы добрались до нашей цели - озера Хикушка-1. С момента выхода из Хойто-Гола прошло около одиннадцати часов, так что устали мы порядочно.

Знакомые места! :)
От того озера под перевалом, где снежок на крутых склонах лежит моя группа пробиралась к долине сквозь сильнейшую грозу и ливень. И Хадарус приходилось форсировать трижды - и только так, вымокнув по полной программе :)

Маршрут такой был, пересекали в разные дни в трёх разных местах.

Интересные места! А всего там сколько вулканов?

Три: Кропоткина, Перетолчина и Старый.

Здорово! Когда-нибудь я там обязательно побываю.