?

Log in

No account? Create an account
Mikka
mikka
.:::: ..:..

Сентябрь 2017
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Mikka [userpic]
Следами былых дорог. IV. Залари - Ока. Начало.

Вот мы и добрались до реально длинного участка переустройства путей - современный ход Транссиба на участке Ока - Залари проложен в стороне от первоначального на протяжении 49 (!) км. Максимальное удаление между современным ходом Транссиба и вариантом первого пути превышает 5 км. На карте несложно увидеть, что изначальный вариант большую часть пути, относительно современного, следовал по водоразделам, а не долинам. Видимо, это уменьшало необходимость работ по строительству выемок, но требовало минимального радиуса кривых и повышенных уклонов. При подготовке к изучению этого отрезка пришлось длительное время потратить на изучение спутниковых снимков - местами старый путь зарос так, что его следы можно увидеть только на ракурсе какого-то определённого года или вообще в другой системе (Bing, Yandex). К сожалению, значительная часть следов дороги была уничтожена при прокладке автомобильной трассы (ранее M53, теперь Р-255). Дорога длинная, снимков вышло много, так что передо мной встала диллема: или впихать всё в один отчёт, выбрав наилучшие снимки, или разбить пост на несколько частей. Учитывая уникальность объекта и отсутствие какой бы то ни было информации о нём в сети, мною был выбран второй вариант.

Насыпь

Насыпь. И не ходят больше поезда.



Спутниковый снимок старого пути на участке Ока - Залари

Спутниковый снимок старого пути на участке Ока - Залари. Красная линия - разобранный первый путь. Синяя линия - современный ход Транссиба.



Карта старого пути на участке Ока - Залари

Карта старого пути на участке Ока - Залари

Карта старого пути на участке Ока - Залари

Карты старого пути на участке Ока - Залари. Красная линия - сохранившиеся следы разобранного первого пути. Сиреневая линия - разрушенные автодорогой Р-255 или иными причинами остатки старой железной дороги. Карта старая, потому на ней показано лишь старое местоположение автодороги Р-255.

Переночевав и позавтракав в гостинице "Фортуна" я выдвинулся в путь. Участок бывшей железной дороги, проходящий по посёлку Залари, практически не подлежит реконструкции - совершенно непонятна его трассировка. Так что, только пройдя вдоль современной линии Залари - Новонукутский и мимо какого-то деревообрабатывающего предприятия, я оказался у явных остатков бывшего Великого Сибирского Пути.

Здесь был Транссиб

Здесь был Транссиб.



Начало явных следов

Начало явных следов.



Выемка

Выемка

Выемка.



Проём в насыпи

Проём в насыпи.



Следы ж/д

Следы ж/д.



Старая насыпь выводит к Р-255

Старая насыпь выводит к Р-255.

Пройдя некоторое время по современной автодороги, я вышел к утилитарному применению бывшей насыпи - её использовали для создания пруда, важного в этом маловодном районе.

Пруд на ручье Шерагул

Пруд на ручье Шерагул

Пруд на ручье Шерагул.



Здесь ходили паровозы

Здесь ходили паровозы

Здесь ходили паровозы.



Очередной пруд

Очередной пруд.



Просёлочная дорога

Просёлочная дорога помогает не зарасти следам бывшей ж/д.


Затем я по следам старой ж/д снова вышел на Р-255, прошёл по ней полтора километра, после чего следы старого Транссиба показались заметно надо мной.

Новая выемка

Наверху - вход в старый путь.



Поднявшись наверх

Поднявшись наверх, можно увидеть такую картину.



Лесная дорога на месте бывшей железной

Лесная дорога на месте бывшей железной.



Пересечение Р-255

Пересечение Р-255.

После пересечения федеральной трассы мы на двадцать с лишним километров попадаем в "заповедник" старого Транссиба. Местами по его остаткам проложены лесные/полевые дороги, обычно уходящие вбок перед разрушенными мостами. Местами всё заросло. Так продолжим наш путь.

Лесная дорога там, где раньше шла железная

Лесная дорога там, где раньше шла железная

Лесная дорога там, где раньше шла железная.



Ни следов не осталось, лишь память

Ни следов не осталось, лишь память...



Клещи

Дорога

Скворечник

На одном отрезке дорога оказалась неожиданно используемой охотохозяйством. А вот кто снабдил её табличками и скворечниками - неизвестно.



Каменная труба

Каменная труба

Каменная труба

Каменная труба.



Лесная дорога

Лесная дорога.

Местами бывшая железная дорога ощутима изменила ландшафты, создавая условия для нехарактерных биотопов: трубы для пропуска воды забились за долгие годы, образовав пруды, на коих поселились водоплавающие птицы.

Дырка в насыпи

Дырка в насыпи - проём в каменную трубу.



Вода в каменной трубе

Вода в каменной трубе.



Пруд

Пруд.



Местами, если не знать, ни за что не догадаешься, что это - следы железной дороги

Местами, если не знать, ни за что не догадаешься, что это - следы железной дороги.



Остатки моста

Остатки моста

Остатки моста.

Comments

"Дорога железная
Как ниточка тянется
А то, что построено, -
Всё людям останется".

А тут - ба-бах - даже не "кладбище паровозов, ржавые корпуса, полные трубы забвенья, сорваны голоса".

А просто едва заметные следы бурной человеческой деятельности.
Еще кое-где видна цель созидателей. Но природа "засучила рукава" и принялась затягивать брошенную человеческую прыть.

Есть ассоциация с затерянным в джунглях Ангкор-Ват'ом.

...и только ветер весело летит над землей.
:)

Надеюсь, что рельсы этих мест где-то еще исправно служат по своему назначению.

>Надеюсь, что рельсы этих мест где-то еще исправно служат по своему назначению.

Рельсы, думается, уже давно отслужили - разобрали-то пути после 1912 года, так что сейчас такие лёгкие уже нигде не используются.

>Еще кое-где видна цель созидателей. Но природа "засучила рукава" и принялась затягивать брошенную человеческую прыть.

Я бы сказал, что как раз, где старалась одна природа, следы видны хорошо, а вот где насыпь разрыли при строительстве автодороги - "ни следов ни осталось, лишь память; а память способна лгать".