Ноябрь 2017
      1 2 3 4
26 27 28 29 30

Гималаи. XXII. Базовый лагерь Эвереста (Лобуче - Горак Шеп).

12.04.15

Пройдено 4,4 км. Общий набор высоты 300 м, общий сброс – 90 м.

Автор у Аллеи Призраков ледника Кхумбу

Автор у Аллеи Призраков ледника Кхумбу.

Спутниковый снимок маршрута 12 апреля

Спутниковый снимок маршрута 12 апреля.

Карта маршрута 12 апреля

Карта маршрута 12 апреля. Красная линия - наш путь. Зелёная линия - наш путь налегке. Большие красные кружки - места ночёвок в Лобуче и Горак Шепе.

Профиль пути 12 апреля

Профиль пути 12 апреля.

Завтрак:
2 мюсли с молоком – 800

Вот зачем в это высокогорье прут европейские унитазы?! При такой антисанитарии, как в ‘Above the cloud’ даже и в голову не придёт на него сесть.

Поев, мы уже в 6:30 рванули в сторону Горак Шепа, чтобы успеть занять там комнату. Рванули, пожалуй, чересчур быстро: Катя вдарила по полной программе, я же минут через 10 почувствовал, что если продолжу идти с такой скоростью, то просто свалюсь – как я уже писал, акклиматизировалась она лучше меня. Пришлось сбавить темп. Первый участок пути был самым простым – широкая ровная тропа, очень полого поднимавшаяся в гору.

Тропа вдоль ледника Кхумбу

Тропа вдоль ледника Кхумбу.

Затем стало интересней – началось пересечение ледника Чангри, втекающего в ледник Кхумбу. Конечно, там была нормальная тропа в отличие от вечера предыдущего дня, но скорость всё равно заметно упала. За каждым очередным бугром мы ожидали увидеть Горак Шеп, а он всё не показывался. Увидели его мы перед последним спуском с ледника, когда оставалось идти метров 100-200.

В итоге добрались до этого высокогорного посёлочка в 8:10. Но, несмотря на столь ранний час, в первых двух лоджах свободных мест не было, в третьем комната должна была освободиться через час и только в Yeti Resort можно было разместиться сразу. В этом лодже аттракцион неслыханной жадности достиг своего апогея, о чём расскажу далее.

Информационный листок в комнате

Информационный листок в комнате.

Заселившись, мы заказали ранний обед, после которого собирались отправиться в базовый лагерь Эвереста. Заказанные блюда записываются в стандартную тетрадку, но затем переписываются на отдельный листок и относятся на кухню – тетрадка предназначена лишь для расчётов с клиентами. А если на листок переписать забудут, то еды и не дождёшься.

Обед:
Яблочный чай (1 л) – 550
2 чесночных супа – 740
Яблочный панкейк – 520

Во время обеда случилась веселуха. Позабыв, что панкейк нам не понравился нигде, мы заказали его в яблочном варианте. Были приятно удивлены, что к нему принесли ещё и банку с мёдом. Однако, когда мы уже доели суп и принялись щедро намазывать мёд на панкейк, неожиданно к нам подбежал работник ресторанчика с намерением унести мёд на другой столик. Мы, конечно, ускорили процесс намазывания, который шерпа наблюдал со всё возрастающей тоской. Отдав банку и посовещавшись, мы подумали, что возможно мёд был принесён нам ошибочно. Судя по всему, мы были правы: отнеся банку на другой столик, работник подбежал к хозяйке и что-то энергично начал говорить ей, показывая периодически в нашу сторону. Так как за мёд с нас в итоге доплату не взяли, видимо хозяйка ответила ему в духе: «Сам дурак, зачем поставил не туда».

Вид Кала Паттар, возвышающейся над Горак Шепом нас разочаровал: после Чукунг Ри и Конгма Ла этот пологий холм выглядел совсем не привлекательно. Похоже, его единственное достоинство – открывающийся вид на Эверест.

Нам совсем не понравились наползавшие облака – они отличались от ежедневных послеобеденных, а говорили о грядущей глобальной непогоде – небо всё сильнее и сильнее стягивалось покровом перистых облаков, цеплявшихся за вершины Лхотце и Сагарматхи.

Катя у отворота к EBC

Катя у отворота к EBC.

Каменное сооружение

Каменное сооружение.

Путь до базового лагеря большей частью проходил по гребню боковой морены и не представлял никаких трудностей. Ледник Кхумбу по мере движения вдоль него становился всё красивее.

Ледник Кхумбу

Ледник Кхумбу.

Гора Чангтс

Гора Чангтс (7583) за перевалом Лхо Ла (6026) - это уже Китай.

Ледник со склона Нуптце

Ледник со склона Нуптце.

Ледник на склоне Пумо Ри

Ледник на склоне Пумо Ри.

Гора Чангтс

Гора Чангтс за перевалом Лхо Ла.

Гималайский улар

Гималайский улар.

Ледник Кхумбу

Ледник Кхумбу.

Повезло увидеть лавину, сорвавшуюся с противоположного склона долины с большим грохотом – со снегом летели и куски льда. Наконец, показались стационарные палатки EBC, тропа спустилась с боковой морены и направилась к центральной части ледника.

Катя в предверии лагеря EBC

Катя в предверии лагеря EBC.

Перевал Лхо Ла

Перевал Лхо Ла.

Ледниковое озеро

Ледниковое озеро.

EBC

EBC.

Здесь тропа прошла по узкой и скользкой траншее, в которой Катя чуть не поскользнулась, а затем была удивлена тем, что это место легко обходится сбоку.

Катя в скользком микроущелье

Катя в скользком микроущелье.

На леднике Кхумбу

На леднике Кхумбу.

Табличка базового лагеря на сто метров завышает его высоту. Возможно, в предыдущие годы величина 5364 метра и соответствовала истине, но ледник суть нестабильная субстанция, и в наше посещение высота не превышала 5260 метров.

У баннера базового лагеря

У баннера базового лагеря.

Базовый лагерь Эвереста состоит из множества палаток, растянувшихся метров на двести-триста. В сам лагерь мы решили не идти – зачем бродить среди палаток, зато спустились к потрясающим ледяным остриям высотой до 10 метров, напоминающих айсберги полярных морей. Называется это место Аллеей Призраков. Рядом располагалась вышка сотовой станции, так что мы смогли дозвониться до своих мам.

Аллея Призраков

Аллея Призраков.

Альпийская галка

Альпийская галка (таких множество летало над перевалом Конгма Ла).

Катя в EBC

Катя в EBC.

Аллея Призраков

Аллея Призраков.

Ловлю сеть

Ловись сотовый сигнал большой и маленький.

Караваны яков

Караваны яков бредут в базовый лагерь.

На всякий случай набрал воды из ручья, протекавшего в ложе ледника – где брать воду в Горак Шепе было пока неясно.

Путь назад в Горак Шеп ничем примечательным не запомнился.

Ледниковое озеро

Ледниковое озеро.

Вьючный як

Вьючный як.

Мемориал

Мемориал.

Из-за пришедшей хмари, лезть на Кала Паттар смысла не было – оставалось надеяться на улучшение погоды на следующий день.

По возвращению решили купить чего-нибудь вкусного к чаю. В нашем лодже ассортимент не радовал, потому пошёл в большой лодж, куда не удалось заселиться. Одна из пачек печений оказалась просроченной на три месяца, но на мою попытку её вернуть волшебным образом материализовалась скидка 150 рупий. На мои же сомнения, а не поплохеет ли нам, был бодрый ответ, что если поплохеет, то нам вернут деньги за печенье полностью.

Чуть позже, в момент, когда мы выходили из лоджа, за нами вдруг с воплями бросилась хозяйка, спрашивая, не собираемся ли мы обедать в другом месте, грозя штрафом в 3000 рупий. С неприязненным удивлением я ответил, что мы вообще-то уже пообедали и начал по памяти перечислять заказанные блюда. Хозяйка вспомнила нас и сказала, что перепутала с другими постояльцами. «Ложечки нашлись, но осадок остался».

Yeti resort

Yeti resort.

Памятник

Памятник.

Затем я надумал вскипятить принесённую воду, но не тут-то было. У горелки отказал пьезоподжиг, а спички отсырели и только дымили. Опасаясь, что нас вычислят по дыму, мы пошли попытаться ещё в стороне от лоджа. Но ничего не вышло. Увы. Пришлось купить бутылку воды, после чего я отправился искать, можно ли где купить спички. Их нигде не было, пока я не добрался до того же лоджа, где брал печенье. В продаже спичек не было, но парень за стойкой отсыпал мне пару десятков в старый коробок, который также отдал мне. Денег за это брать не стал, а узнав, что мы из России, принялся издавать радостные возгласы. Спички были необычные для нас, пластиковые. С одной стороны они не отсыревали, с другой, при тушении изрядно дымили.

Удалось закипятить литр воды, после чего я отправился искать новую. Увы, обнаружилось, что воду набирают в ямках, куда стекают тоненькие ручейки, и скорость забора воды такова, что она практически не успевает отстаиваться – у каждой ямки с водой дожидался своей очереди шерпа с очередного лоджа.

Солнце окончательно скрылось за тучами, в комнате было холодно, да ещё и от высоты организм стал отрубать периферические сосуды – руки и ноги мёрзли даже после десятиминутного пребывания внутри спальника. Помогало лишь подышать часто-часто.

Выйдя на ужин, мы обнаружили переполненный обеденный зал: изначально комнат было меньше, но затем было пристроено дополнительное крыло, а зал в размерах не вырос. Сесть физически было негде, к тому же на большинстве столиков стояли номера комнат, на которые он забронирован. Наш номер отсутствовал. Пришлось обратиться к хозяйке с вопросом, куда нам сесть. Подумав, она установила табличку с номером нашей комнаты на одном из столов, после чего мы втиснулись к уже сидевшим там туристам и гиду.

Ужин:
Грибно-сырная пицца – 690
Далбат – 670

Чтобы наесться, я, как водится, заказал далбат. О, с каким же лицом мне накладывали добавку, буквально по ложке. Было чувство, будто работник лоджа отобрал этот рис у своих голодных детей.

После ужина мы услышали звук прилетевшего вертолёта: кому-то из туристов стало плохо, его должны были эвакуировать. Ну а чтоб машина зазря сюда не летела, её загрузили пивом, яблоками и прочими ништяками. Однако, пока шла разгрузка, погода испортилась ещё сильнее: облака наползли и на Горак Шеп, так что пилот, подождав минут 15, выключил двигатель. Солнце закатилось за горизонт, быстро наступала темнота. К счастью, ненадолго растянуло, и вертолёт с эвакуированным успел улететь до прихода ночи. С учётом, что затем затянуло уже на сутки с лишним, это было большой удачей.

Сушение ячьих лепёшек

Сушение ячьих лепёшек.

Пока мы наблюдали за вертолётом, вокруг бродил какой-то неадекватный шерпа, странно завывавший с дёргаными движениями. Судя по всему, он был не пьяным, а под действием какого-то наркотика.

К вечеру по-чёрному придавило – на такой высоте мы ещё не ночевали, а пришедшая непогода свидетельствовала о дополнительном падении давления. Пришлось нам выпить по таблетке диакарба. Окончательно решили, что если на следующий день с утра погода такая же беспросветная – уходим вниз, так как кроме плохого самочувствия, в Горак Шепе не радовали ни сервис, ни цены. Ну а если, вдруг растянет, с утра сбегаем на Кала Паттар, и уйдём в районе обеда.

Если прошлую ночь мы ночевали в лодже ‘Above the cloud’ (над облаком), то эту ночь мы провели в самом настоящем inside the cloud (внутри облака). А ещё из этой пелены начала сыпаться снежная крупа, усиливая депрессивность окружающей обстановки.

Что-то я не встречал восторженных отзывов о Горак-Шепе.
Долина Призраков хороша. Не слышал о ней. Ты открыл глаза. :)
Про падение атмосферного давления в условиях недоакклиматизации как-то не думал. А ведь да! Это может усугубить плохое самочувствие.

Аня (Вермут) хорошо отзывалась, но она туда попала в паузу между волнами трекеров

Такую черную "ворону" с желтым клювом я кормил на перевале Ренджо Пасс (5300 м.н.у.м.).
То есть водятся они на этих высотах, и пищи им хвататет.
Я смотрю, здесь даже есть намеки на растительность развитем выше мхов и лишайников. :)

Альпийские галки. Там должны быть и клушицы, но у взрослых клушиц клюв красный (а у молодых желтоватый и можно с этими спутать)