Гималаи. XXI. Перевал Конгма Ла (Чукунг - Лобуче).

11.04.15

Пройдено 9,5 км. Общий набор высоты 890 м, общий сброс – 700 м.

Ледник недалеко от перевала

Ледник недалеко от перевала.

Спутниковый снимок маршрута 11 апреля

Спутниковый снимок маршрута 11 апреля.

Карта маршрута 11 апреля

Карта маршрута 11 апреля. Красная линия - наш путь. Большие красные кружки - места ночёвок в Чукунге и Лобуче. Маленький красный кружок - место обеда по дороге на перевал.

Профиль пути 11 апреля

Профиль пути 11 апреля.

Встали спозаранку и позавтракали заготовленной с вечера едой: впереди предстоял длинный путь через перевал; кто-то говорил о большом количестве снега, потому мы хотели выйти максимально рано.

Завтрак:
2 тибетских хлеба с ячьим маслом – 900
4 варёных яйца – 700

Перейдя небольшой ручей у посёлка Чукунг, мы вышли на тропу к перевалу. Набрав немного высоты мы вышли на траверс над долиной Имджа Кхолы. В этот момент нас догнали пять представителей шерпской молодёжи, шедшие налегке, но вскоре они свернули направо вверх.

Тропа

Тропа.

Вид на Дингбоче

Вид на Дингбоче.

После пересечения одного из притоков Имджа Кхолы тропа развернулась вверх по распадку. Пятёрка молодых шерпов прошла чуть выше, выйдя на ту же тропу – оказалось, что в течение семисот метров две тропы идут параллельно. Они присели сразу после того как сошлись тропы, дождались пока мы пройдём мимо, и после этого почти сразу вскочили и пошли на обгон, начав благим матом орать песни. Затем они ещё повторили такой трюк, и ещё раз. Чуть позже они показали коронный номер: где-то в камнях были спрятаны складные стулья, на которых они с важным видом уселись, наблюдая, как мы приближаемся, и посмеиваясь над нашим изумлением. Я поинтересовался, почему они идут так медленно, но адекватного ответа не получил, вместо этого раздалась разухабистая песенка, распевая которую, они пристроились к нам сзади, не намереваясь в этот раз обгонять. Но мы тоже не лыком шиты: неожиданно для них мы расположились перекусить, медленно и неторопливо доставая снедь из рюкзаков. Пришлось им пройти мимо нас, и больше мы их не видели – видимо им наскучило развлекаться.

Впереди видно пять шерпов

Впереди видно пять молодых шерпов.

Что удивительно, несмотря на аналогичные высоты, идти было проще, чем в предыдущий день на Чукунг Ри. Вот опять мы убедились, что с рюкзаками на высоте меньше дискомфорта, чем налегке.

Мы окончательно свернули в сторону от Имджа Кхолы и оказались в узком распадке с красивыми ледопадами по бокам.

Ледопад

Ледопады.

Тропа в этом месте была частично занесена снегом, и было не совсем ясно, куда предстоит идти: выше начинались скалы, и сначала казалось, что их придётся обходить слева. Но когда мы приблизились к ним, то обнаружили удобные полки, по которым без проблем начали забираться – тропа как раз шла по ним.

Прямо или налево?

Тропа ведёт на скалы.

Взгляд назад

Взгляд назад.

Выше уже всё было в снегу, стало опасней, т.к. в заледеневших снежных ступенях было сложно удержаться в сапогах – пожалуй, единственный раз за поход.

Крутой подъём

Крутой подъём.

В этом месте встретили двух шерпов, углублявших ступени ледорубами. А сразу за ними прошла большая группа туристов, сопровождаемая гидами, все как на подбор в пластиковых ботинках. Несколько удивило малое количество вещей у иностранцев. Отдохнув у небольшого уступа, мы продолжили путь. Какое-то время тропа шла почти горизонтально по заснеженным просторам, так напоминавшим весенние походы в Тункинские Гольцы. Примерно с высоты 5200 Катя шла уже бодрее меня – как оказалось, она лучше акклиматизируется на высоте.

Снежный мир

Снежный мир.

Обратная сторона тропы

Обратная сторона тропы.

Нуптце и Лхотце

Нуптце и Лхотце.

С горки на горку

С горки на горку.

Здесь чудеса, здесь птицы бродят

Здесь чудеса, здесь птицы бродят.

Не наш перевал

К счастью, этот перевал не наш.

Прямо перед нами заблистал небольшой ледник (заглавный кадр), а слева открылся перевал Конгма Ла. Мы остановились поесть, а заодно пропустили навстречу нагруженных шерпов. Они-то и несли вещи туристов, встретившихся нам часом ранее. Один из них, проходя мимо нас, посоветовал быть осторожными с обратной стороны перевал. Чуть позже нам пришлось убедиться, что предупреждение было далеко не пустым.

Конгма Ла

Конгма Ла.

Перед взлётом к перевалу тропа огибала замёрзшее, заснеженное озеро, у берега которого стояла большая экспедиционная палатка. Мы предположили, что в ней обедают платные группы – при сильном ветре укрытие очень актуально.

Палатка у замёрзшего озера

Палатка у замёрзшего озера.

Чем ближе мы подходили к перевалу, тем менее понятно было, как же на него залезть. От уже таких близких перевальных флажков вниз тянулись крутые сыпучие скалы.

Конгма Ла

Конгма Ла.

Удивительно, что когда мы подошли вплотную к перевальному гребню, тропа свернула в противоположную от седловины сторону и начала забираться вверх по неприметной издали скальной полке. Затем мы развернулись, и подъём продолжился уже к седловине. Местами полка сужалась, а сыпуха из сланцев на ней добавляла экстрима.

Вот мы и на перевале Конгма Ла высотой 5535 метров! Это – самая высокая точка нашего маршрута, если не считать радиальных выходов налегке. Наверху отдыхало четверо, идущих со стороны Лобуче трекеров, шедших, как и мы, самостоятельно. Вокруг на расстоянии нескольких метров вились чёрные птицы с жёлтыми клювами. С высоты открылся вид на ледник Кхумбу, стекающий через базовый лагерь Эвереста. По пути к Лобуче нам было необходимо его пересечь. Но для начала нужно было спуститься с перевала.

С перевала в последний раз нам открылось озеро Имджа Тцо

С перевала в последний раз нам открылось озеро Имджа Тцо.

Ледник Кхумбу

Широкая "река" ледника Кхумбу.

Итальянская научно-исследовательская станция Пирамида

Итальянская научно-исследовательская станция Пирамида.

Ледник Лобуче

Ледник Лобуче.

Катя на перевале

Катя на перевале.

В отличие от финального взлёта, где скалы уже очистились от снега, спуск начался по обледенелой тропе. Приходилось идти аккуратно, активно опираясь на палки. С некоторой опаской мы преодолели этот спуск и расслабились. Тропа пошла полого, почти горизонтально.

Начало спуска с перевала

Начало спуска с перевала.

Полосатый камень

Полосатый камень.

Боковой склон

Удивительно, что среди таких склонов нашёлся несложный перевал.

Вначале было странно, что тропа шла не вниз по распадку, а вбок к крутой стене, спускавшейся с высокого гребня. В какой-то момент стало ясно почему: прямо путь выводил к непроходимым скальным сбросам. Затем тропа резко повернула налево, и начался спуск. Вот тут-то мы и поняли, что рано вздыхали с облегчением: склон был крутым, тропа окончательно обледенела, а на небольших растаявших участках была мелкая живая осыпь. Скорость упала до 1 км/ч, если не меньше. Приходилось выверять каждый шаг. Чуть ниже проход стал немного шире, появилась возможность сойти с тропы, идя по нетронутому, а потому нескользкому снегу, проваливаясь в который мы легко гасили скорость. Дело пошло веселее, но напряжение всё равно не спадало. Только преодолев весь крутой участок, мы смогли остановиться и перевести дух – на склоне-то и присесть негде было. За 220 метров по горизонтали мы сбросили сразу 120 метров высоты. Стало ясно, что предупреждение портеров о необходимости осторожности было не излишним.

Опасный участок

Опасный участок.

Скалы с бирюзовым отливом

Скалы с бирюзовым отливом.

Дальнейший спуск проблем уже не представлял. Мы шли то по плоскотине, то по небольшим гребешкам, то вдоль русла ручья.

Ледяной ручей

Боковая морена

Боковая морена.

Вид на спуск с перевала Конгма Ла

Вид на спуск с перевала Конгма Ла.

Без каких либо сложностей мы добрались до меандрирующей речки, текущей с восточной стороны ледника Кхумбу (с западной течёт есть ещё один водоток). Казалось, что до Лобуче рукой подать, стоит лишь подняться на морену, пересечь ледник, и мы на месте. Настораживало, что на морену почему-то шло сразу три тропы. Выбрав среднюю, мы вылезли на вал, за которым лежал следующий. Тропа как-то странно разбежалась и сделала попытку потеряться. Оказавшись наверху второго вала, мы поняли, что всё не так-то просто – перед нами лежал дикий исковерканный пейзаж. Поверхность словно была изранена небольшими замёрзшими озерками с отвесными берегами, в которые то тут, то там скатывался оттаявший камень. Сами же камни по большей части были неустойчивыми, включая и двух-трёх метровые глыбы. Тропа потерялась полностью, но к счастью, путь был промаркирован туриками, хотя от одного не всегда было видно последующий, а путь был неочевиден и нетривиален. Катя приуныла, что мы не успеем преодолеть ледник до темноты, мысль же о ночёвке на леднике вызывала холодеющий ужас. А с фонариками скакать по таким камням мимо отвесных бортов – тоже не вариант. Медленно, но целеустремлённо мы двигались по этому лабиринту. Все цивилизационные достижения, как-то дороги, дома и прочее растворились в иных измерениях. Остались лишь мы и ледник.

Вид вдоль края ледника

Вид вдоль края ледника.

Горы долины Кхумбу

Горы долины Кхумбу.

Так продолжалось около получаса, затем мы выбрались на менее подвижную часть ледника, где уже и камни были устойчивыми, да и тропа виднелась. Западная боковая морена приблизилась, и страхи, что мы не успеем засветло выбраться отсюда, остались позади. Поднявшись на боковую морену, мы увидели сегодняшнюю цель – Лобуче, и радостно устремились в посёлок.

К домам мы подошли в 16:00. Слишком поздно для такого людного маршрута. Оставив Катю с рюкзаками, я пошёл искать свободный лодж. Обойдя шесть или семь гостевых домов, я везде услышал одинаковый ответ: «Мест нет». Состояние было уже близким к панике, пока, прямо как по стандартной голливудской схеме в последнем лодже не обнаружилась последняя свободная комната. Туда-то мы и заселились. Лодж назывался ‘Above the clouds’ (над облаками), и название этого барака – самое лучшее, что в нём было.

Вид из окна нашей комнаты

Вид из окна нашей комнаты.

Above the clouds

Лодж 'Above the clouds'. Надпись содержит стандартное слово непальского английского 'Wel-come'. Вот октуда они дефис взяли?!

Памятуя, что в Горак Шепе лоджей ещё меньше, а народу если не больше, мы попытались забронировать нам на следующую ночёвку комнату по телефону. Хозяйка нашего лоджа сразу отправила меня подальше, заявив, что связь плохая, и дозвониться невозможно. Тогда я пошёл в лодж получше, повторив просьбу, пообещав заплатить какую-то сумму. Работники лоджа позвали хозяина, и тот согласился попытаться. Пока он дозванивался с улицы, шерпани за стойкой спросила у меня, удалось ли нам найти место – во время поиска комнаты я как раз у неё интересовался наличием мест. Я ответил, что да и назвал лодж, где мы поселились. Судя по её сочувственному выражению лица, местные тоже прекрасно знают, что ‘Above the clouds’ сложно назвать хорошим выбором для ночлега. Минут через десять хозяин вернулся внутрь и грустно сказал, что связи нет, дозвониться не вышло. Мы с Катей решили, что на следующий день надо успеть прийти в Горак Шеп в числе самых первых, так как многие организованные группы бронируют по многу комнат заранее.

Перед ужином пошли купить чая в пакетиках – наш, взятый из дома, подходил к концу. Меня малость переклинило и вместо правильного ‘tea bag’ или хотя бы ‘tea packet’ я просил о наличии ‘tea in pockets’ (чая в карманах), чем вызвал весёлое оживление среди шерпов. В тот момент я не понял своей ошибки, так что мы решили, что они тут все с прибабахом, памятуя об утреннем сопровождении пятёркой весельчаков. В итоге чай мы не купили. Взяли бутылку воды и туалетную бумагу по 250 рупий.

Ужин оказался тоскливым. Нигде не готовили так невкусно, как в этих "Над облаками".

Ужин:
2 жареных картошки с овощами и сыром – 1340
Мятный чай (1 кружка) – 100

Когда стемнело, то в обеденном зале и корпусе при нём свет зажёгся, а вот у нас электричество появилось только через час после заката, когда мы уже начитались при свете фонариков и укладывались спать. До кучи ещё и в туалете переполнилось ведро с использованной бумагой, которая начала расползаться по помещению, грозя забить смываемый водой из ковшика унитаз.

Информации столько, что и не знаешь, что и как комментировать.
Пока ощущение одно: "жесть"!

Очень впечатляет, даже по фотографиям чувствуется иной масштаб.

Судя по рекламному клейму, лодж называлвф "Над облаком". Наверно, в этих местах оно здесь одно. :)
Вид ледника Кхумбу изнутри впечатляет.
А "переклинить" могло "тупо" - от высоты.

там еще пониже есть лодж "Под Облаком", а между ними - облако

Где было сложнее: при подъеме на Чуккунг Ри или на спуске с Конгма Ла?

Если сложнее в смысле технически, в том числе и опасней, то однозначно на спуске с Конгма Ла. Там реально улететь было по склону.

На фото "Горы долины Кхумбу" показана Нуптце?

Скорее всего она. У меня просто нет уверенности, что там вершину видно.