Гималаи. XVI. Тенгбоче - Оршо.

06.04.15

Пройдено 6,9 км. Общий набор высоты 415 м, общий сброс – 160 м.

Мускусный олень

Мускусный олень.

Спутниковый снимок маршрута 6 апреля

Спутниковый снимок маршрута 6 апреля.

Карта маршрута 6 апреля

Карта маршрута 6 апреля. Красная линия - наш путь. Зелёная линия - наш путь налегке. Большие красные кружки - места ночёвок в Тенгбоче и Оршо.

Профиль пути 6 апреля

Профиль пути 6 апреля.

Заказывая, как водится, с вечера завтрак, я обратил внимание на загадочный пункт меню: ‘Porridge with cinnamon and resins’. ‘Cinnamon’ быстро был найден в словаре и оказался корицей, а вот что это за загадочная резина/каучук – было непонятно. Подошёл к хозяйке и спросил, в ответ было «сушёные фрукты». Утром же выяснилось, что все сушёные фрукты ограничиваются изюмом, т.е. должно было быть написано не ‘resins’, а ‘raisins’.

Завтрак:
Овсянка с корицей и изюмом (2 порции) – 900
Молоко (2 кружки) – 200 (увы, молоко уже было порошковым, потому выше мы перестали его брать – мы-то надеялись, что не коровье, так ячье будет, а вот и нет)

За соседним столом обедала большая группа, экзотическую часть продуктов которым несли их портеры. Так, к примеру, там были кетчуп и оливки в стеклянных банках. Было большое желание загнать их в концлагерь, нагрузить на них все эти излишества и гонять вверх-вниз, пока до них не дойдёт, как позорно себя они ведут.

Путь начался с небольшого сброса высоты, почти сразу после мы вошли в посёлок Дебоче, с большим количеством лоджей.

Ривенделл

Влияние "Властелина колец" добралось и до Непала.

Видели недостроенное и уже успевшее частично развалиться здание. Судя по всему, так строили. В начале дня прошли последний на ближайшую неделю лесной участок – выше уже были только кустарники, травы, камни, снега и ледники.

Капитальный мост через Имджа Кхолу был не менее капитально повреждён – один край его лежал не на противоположном берегу, а в реке, при этом сам мост был изрядно погнут. Так что пришлось переходить реку по временному мостику, что прямо в пойме реки – явно до первого паводка.

Разрушенный мост через Имджа Кхолу

Разрушенный мост через Имджа Кхолу.

Временный мост

Временный мост.

На другом берегу оказались на освещённом склоне, и после утренней прохлады для нас резко наступила жара.

Тенгбоче

Оглянувшись назад, можно увидеть Тенгбоче, от которого сначала залесённый гребень уходит полого вверх, а затем круто взлетает к заснеженному выположенному участку, на краю которого расположена ступа, до которой я ходил в предыдущий день.

Ворота перед Пангбоче

Ворота перед Пангбоче.

Незадолго до растянувшейся почти на километр деревни Пангбоче видели двух мускусных оленей, на этот раз много ближе, чем в предыдущий день. Увидев нас, они спрыгнули с тропы на скальный уступ, что ближе к реке, потусили там какое-то время и убрели в кусты.

Мускусные олени

Мускусные олени.

Вид на Тенгбоче

Вид на Тенгбоче.

На входе в Пангбоче прошли мимо множества огороженных камнями площадок. Позже мы видели, что в них держат яков, разбирая кусок забора, и перегоняя их с одного загона в другой. Сверху подобное выглядело как компьютерная игра.

Ячьи загоны

Ячьи загоны.

В Пангбоче прошли мимо только собирающихся выходить на маршрут туристических групп. За посёлком достигли свилки (в обратном направлении – развилки) троп от Нижнего Пангбоче (по которой шли мы) и, соответственно, верхнего.

Тропа над Имджа Кхолой

Тропа вверх вдоль Имджа Кхолы.

Развилка

Налево - Тенгбоче, направо - Пхорце.

Мост через Имджа Кхолу

Мост через Имджа Кхолу на тропе к базовому лагерю Ама Даблам.

Катя у обрыва

Катя у обрыва.

Тропа проложена по каменной кладке

Тропа проложена по каменной кладке.

Склон над тропой

Склон над тропой.

Тропа в целом набирала высоту плавно, серьёзных взлётов не было. Так, без особых сложностей мы уже к 9:30 добрались до цели нашего сегодняшнего дня – деревни Оршо, в которой, кроме одного лоджа, ничего и не было. Ниже лоджа – серия загонов для яков, а ещё ниже – река. Проточной воды по шлангам не подаётся, за водой работники лоджа ходят на реку. Признаться, они были удивлены нашему раннему заселению, но ничуть не расстроились. Мы заказали обед и пошли гулять – акклиматизироваться.

Sunrise guest house в Оршо

Sunrise guest house в Оршо.

Ама Даблам

Ама Даблам.

Поднялись по склону прямо от лоджа на пару сотен метров вверх, до высоты 4335, затем прошли траверсом в сторону сухого распадка, по которому спустились вниз, вернувшись в лодж по основной тропе.

Катя на склоне

Катя на склоне.

Пятитысячники у подножия стены Лхотце

Пятитысячники у подножия стены Лхотце.

Кучка кустарничков

Кучка кустарничков.

Направо - Имджа Кхолы

Направо уходит долина Имджа Кхолы, по которой мы через два дня пришли в Чукунг. Левее центра кадра видна тропа по гребню - по ней на следующий день мы поднимались на гору над Дингбоче.

Табуче выглядывает

Табуче выглядывает.

Вид через долину

Вид через долину.

2 горы

Так и не смог определить, что это за вершины.

Кучки кустарничков

Кучки кустарничков.

Облака сдувает с Лхотце.

Облака сдувает с Лхотце

Ама Даблам

Ама Даблам.

Переноска кулей

Переноска кулей.

В обеденном зале я увидел фотографию хозяйки лоджа в Тенгбоче – оказалось, что она сестра владелицы этого лоджа, живущей в соседней деревне. Работали же там её дочки. Помня хватку в денежных вопросах в Тенгбоче, я несколько насторожился, и не зря: когда я спросил, сколько стоит бутылка воды, ответом было «двести рупий», но в момент оплаты к двухстам неожиданно добавились ещё пятьдесят.

Английским же языком местные работницы владели из рук вон плохо, и когда нужно было что-то уточнить, то обращались к единственному мужчине, знавшему язык заметно лучше. Организованности им тоже не хватало, в чём мы убедились на следующее утро.

Обед:
Коричневая картошка (что-то типа жареного пюре) с сыром – 400
Запечённый картофель с жаренным яйцом – 500
Мятный чай (1 кружка) – 90 (увы, мятный чай был уже пакетиком Dilmah, до этих мест настоящая мята не добирается)

Обеденный зал

Обеденный зал.

Яки в загонах

Яки в загонах.

Пообедав, мы ушли вниз на речку вскипятить чай и воды на прозапас. Река, напомню, была далеко внизу, в стороне от тропы. Так что, пока сидели-пили чай, это чем-то напомнило нам нормальный поход по глухим местам, где можно хорошо отдохнуть от людей.

Кипячу чай

Кипячу чай.

Немного прогулялись вверх по реке, но вскоре это занятие нам надоело – местами река прижималась напрямую к кустам, а кусты были весьма колючими, и продираться через них удовольствия не было никакого.

Имджа Кхола

Имджа Кхола.

Колючие кусты

Колючие кусты.

К вечеру наползли уже ставшие привычными тучи, и такой контраст: час назад мы загорали на берегу речки, а теперь лежим в спальниках и пуховках, так как в комнате – настоящий дубень. Интересно, что когда большие горы скрывались в тучах, возникало ощущение, будто мы в наших горах – пропаханная ледником широкая долина с пологими бортами резко контрастировала с километровыми ущельями на подходах к Намче.

Автомат

Автоматически закрывающаяся дверь в туалет.

В процессе чтения

В процессе чтения.

Сокрытие облаками

Сокрытие облаками.

Лодж Sunrise

Лодж Sunrise.

Изучая меню, пришли к выводу, что ценообразование в нём идёт от балды, по принципу, где бы содрать побольше удастся. Часто в соседних посёлках более дорогое и более дешёвое блюдо менялись местами. Самое же рвачество оказалось с корицей: когда простая овсянка стоит 300 рупий, а с корицей – 400, то очевидно, что деньги берутся ни за что: стоит она копейки, весит мало, потому такой скачок цены оправдать ничем нельзя.

К вечеру лодж неожиданно для нас (мы-то думали, что все идут на проход в Дингбоче) заполнился трекерами. Что интересно, большинство из них, что здесь, что в других местах, большую часть времени на отдыхе проводили в обеденном зале. Там, конечно, теплее – так как это единственное помещение, где топят печку, но на наш взгляд постоянно находиться в толпе людей утомительно. Потому мы обычно приходили незадолго до ужина, после чего уплывали назад в комнату.

Пока мы сидели в ожидании ужина, почему-то запаздывавшего, видели, как одна из работниц лоджа поднялась в обеденный зал, окинула его взором, и ушла вниз. Через 10 минут картина повторилась, но в этот раз её взгляд сфокусировался на нас, она повеселела, и вскоре нам принесли еду. Как мы поняли, в первый раз она нас не заметила, потому с едой-то и припозднились.

Ужин:
Спагетти с тунцом, томатным соусом и сыром – 550
Жаренные нудлы – 500
Масала (2 кружки) – 200

Порции продолжили уменьшаться в размерах. Не сказать, чтобы мы особо наелись в этот ужин.

Вечером, когда уже полностью стемнело, погулял немного по окрестностям. Удивило большое количество шерпов, перегонявших яков по ночи, светя налобными фонариками. Забавно, кстати, что по правилам посещения национального парка Сагарматха, туристам в тёмное время суток запрещено перемещаться за пределами посёлков/палаточных лагерей. Ещё один пример непальской сегрегации.

Это была наша первая ночёвка выше 4 км.

Свилка — интересное слово, никогда раньше не слышала.

Сам придумал :) Очень часто как в походах, так и в поездках по железной дороге проходил/проезжал развилки в обратную сторону, вот и сделал для такого явления термин, чтобы не говорить громоздко.

Здорово! Буду тоже пользоваться.

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal сибирского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Читаю все твои репортажи, кажется, ни разу не комментила, решила отметиться, чтоб ив знал, что я тут. Потрясена масштабом предприятия, для меня это просто за гранью.

ТЫ :) Ив - это ТЫ. Свайп такой свайп:)))

Что-то олени больше на козлов смахивают!

Зато в лодже Оршо есть зеркало! :)
Нашему со-походнику Антону это было принципиально важным.
У galenel есть неплохое описание этого места.
А, вообще, при уникальности каждого места на треке, для меня Оршо почему-то выделяется своей уютностью и теплотой. Хотя мы там были минут 20 от силы.

Узловая станция, "свилка" с БЛЭ и Чуккунга...

Edited at 2015-06-16 03:41 (UTC)