Октябрь 2017
29 30 31

Гималаи. XV. Первый четырёхтысячник.

05.04.15

Рассветный покров

Рассветный покров.

Спутниковый снимок маршрута 5 апреля

Спутниковый снимок маршрута 5 апреля.

Карта маршрута 5 апреля

Карта маршрута 5 апреля. Зелёная линия - наш путь налегке. Большой красный кружок - место ночёвок и обеда в Тенгбоче.

Предчувствие рассвета

Предчувствие рассвета.

После снегопада

После снегопада.

Первые лучи солнца

Первые лучи солнца на Нупле, Тартикхе и Конгде.

Белая Кангтега

Белая Кангтега.

Завтрак:
Папад – 250 (сухие очень тонкие лепёшки, жаренные, как чипсы)
2 сырных омлета – 800
Молочный чай (2 кружки) – 200
Тибетский хлеб с шоколадом – 400

На этот день у нас была запланирована акклиматизационная радиалка по тропе вверх по гребню. Но выпавший накануне снег подпортил наши планы. Как только крутизна подъёма начала расти, стало весьма скользко – под свежим снегом скрывалась подёрнутая ледком почва, идти приходилось очень аккуратно.

Катя в медведёвой шапке

Катя в медведёвой шапке.

Монастырь Тенгбоче

Монастырь Тенгбоче.

Дебоче

Дебоче - расположен вверх по долине, но по абсолютной отметке ниже Тенгбоче.

Верховья Имджа Кхолы

Долина Имджа Кхолы. У подножия высочайших гор можно заметить г. Чукунг Ри (5550), на которую мы позже поднимались.

На высоте 4040 метров (да, мы впервые в жизни оказались выше четырёх километров) Катя сказала, что дальше не пойдёт. Я же попробовал продолжить подъём, но вскоре, на 4075 метрах, тропа дошла до каменистого участка, обойти который было проблематично, а лезть по нему – неоправданно рискованно. Поозиравшись по сторонам в бесплодных поисках другого варианта, принял решение возвращаться. Сложность последующего спуска убедила меня, что решение вернуться было здравым.

Катя за это время успела уйти ниже, и вдруг крикнула мне, что видит небольшого оленя. Вскоре его увидел и я. Животное поднималось вверх по тропе по нашим следам со стороны Тенгбоче. В какой-то момент олень заметил нас, и сиганул в сторону. Позже мы выяснили, что это был мускусный олень – вроде нашей кабарги.

Катя и олень

Катя и олень.

Следом за нами вверх по гребню отправилась большая группа японцев, радостно галдящих и фотографирующихся с флагом своей страны в разных ракурсах. Но они повернули назад сразу в конце пологого участка – карабкаться по более крутому склону не стали.

Во время подъёма впервые заметили, что на высоте путь налегке почему-то даётся сложнее, нежели с грузом. Выше это было ещё ощутимей: доходили с рюкзаками до места без особого надрыва, а как только снимали их, начиналась одышка, приходилось чаще останавливаться. Объяснений этому удалось придумать сразу два, но оба какие-то сомнительные. Первый вариант, что с рюкзаками мы идём медленней, а потому недостаток кислорода ощущается слабее. Слабо верится, исходя из средней скорости передвижения. Второй вариант, что как раз, пока идём с рюкзаками, организм работает более активно, кислород в углекислый газ перерабатывается быстрее, потому нужная скорость дыхания достигается рефлекторно.

Вернувшись в лодж намного раньше запланированного, решили потратить образовавшееся время с пользой – посушить спальники на солнце – всё-таки пух в них заметно впитывает влагу. Собрали спальники, и отправились на гребень, где гуляли в предыдущий день. В этот момент нас поймала хозяйка, выясняя, собираемся ли мы уходить или остаёмся (время выселения в лодже указано 9 утра). Несколько удивившись, ведь при заселении я сказал одной из сотрудниц лоджа, что мы на двое суток поселяемся, сообщил, что остаёмся. Как ни странно, это известие ничуть не порадовало хозяйку. Она заявила, что мы должны были предупредить её об этом, а то она ждёт группу, которую надо поселить с одной стороны коридора, поэтому почему бы нам не переселиться через 15 минут в другую комнату. Подобное предложение не обрадовало уже меня. Я сообщил ей, что не наша вина, что её работники не довели до её сведения информацию, и что особого энтузиазма переселяться мы не испытываем. И вообще в чём проблема для группы жить в комнатах напротив друг друга, а не в ряд, я не видел. Хозяйка, немного подумав, милостиво согласилась, но сказала, что неплохо бы сразу заказать обед. Точнее необходимость заказа обеда была высказана в императивной форме с совершенно неприкрытом хапужничеством. Так как мы собирались обедать в пекарне, я отказался, заявив, что мы поужинаем и позавтракаем, а вот обедать не будем. При этом логика была следующая: при заселении в послеполуденное время, мы, понятное делать, обедать бы уже не стали по времени. А цена ночлега от этого не меняется; пустая комната в дневное время или занятая – хозяйке лоджа всё равно. Она малость скисла, но ничего не сказала.

Пока мы сушили спальники, вокруг ходили пасшиеся на склоне парнокопытные, видимо помесь коров и яков. Один телёнок решил почесаться о мои ноги и требовать, чтоб его погладили – устал отгонять. Странно, обычно они не подпускают к себе. Здесь же меня даже больше напрягал не сам телёнок, а его мама, неодобрительно зыркавшая на меня то одним, то другим глазом. Наблюдали, как коровы что-то не поделили, и одна гналась за другой по склону с угрожающе выставленными рогами.

Пирамидка

Небольшая тёмная пирамидка на склоне - вершина со ступой, куда нам не удалось подняться утром.

Кангтега

Кангтега.

Поизучав внимательно меню в пекарне, мы отказались от идеи обедать в ней – дорогими тортиками не наешься, а из обычной еды там была только пицца. Потому всё-таки заказали обед в нашем лодже. О! Когда хозяйка увидела, что мы обедаем у неё, она расцвела как майский лапоть, и стала любезной до противности. Сразу начались разговоры «за жизнь», но надо отдать должное её прозорливости, она догадалась, что мы из России. Пока я сосредоточенно ел суп, к ограждению подошёл конь, внимательно уставившись на меня. Я заметил его, только оторвавшись от тарелки, и от неожиданности в буквальном смысле чуть не упал со стула.

Обед:
Куриный суп – 300 (редкостная мура – разведён из кубика/пакетика)
Шерпа стью – 400
Яблочный пирог с заварным кремом – 400 (увы, он только названием напоминал чудесный десерт в Джунбеси)

После обеда повторил попытку подняться по гребню. Всё-таки было обидно, что не дошли до ступы, что на небольшом пупыре, а свежевыпавший снег почти сошёл, земля же тоже подтаяла. Остановивший меня утром камень преодолел без проблем, сложности начались выше: тропа траверсом уходила на другую экспозицию склона, где ещё не сошёл зимний снег. Пришлось натянуть гачи поверх сапог, и, вспомнив весенние походы по Тункинским Гольцам, начать тропёжку. Без особых проблем дошёл до перегиба склона, где тропа поворачивала более круто вверх. Иногда удавалось пройти 10-15 метров по растаявшим участкам или по выступавшим из снега камням, но большая часть пути была в снег глубиной полметра и более. Выше стало несколько сложнее – наст держал меня, что вроде бы должно было напротив облегчить подъём, но как раз приходилось больше усилий тратить на пробивание наста, так как иначе можно было укатиться вниз по крутому склону. Наконец, крутой участок преодолён, началось выполаживание и обычным шагом я дошёл до ступы, возле которой сделал селфи.

У ступы

У ступы.

Тропа уходит вверх

В отсутствии снега тропа продолжается до скального сброса метрах в двухстах выше.

Тенгбоче

Тенгбоче.

Высота – 4205 метров. Настроение и самочувствие – отличное, но надо спускаться: наползавшие облака предвещали, что скоро хорошая погода закончится. На спуске местами наст пришлось пробивать заново – в микроступеньки, пробитые на подъёме, не всегда удобно было ногу ставить. Склон в этой части был полон пьяняще сладкого запаха рододендронов, напоминавших нашу сааган-дайлю.

По возвращении в Тенгбоче, мы убедились, что не зря мне облака не нравились: менее чем через час склон, по которому я поднимался/спускался скрылся в белой мгле, налетел ветер.

Объявление в лодже

Объявление в лодже.

Магазинчик

Почему-то в Непале 'Welcome' пишут или раздельно или через дефис. Магазинчик нашего лоджа. Окно слева - наша комната.

Гостевой дом Tengboche

Гостевой дом Tengboche - место двух ночёвок.

Коридор

Коридор.

Пришли облака

Пришли облака.

На ужин я коварно заказал далбат, чтобы наесться. Быстро покончив со скромной порцией, я запросил добавки. Боже, как же её накладывали! Ложкой зачерпывали небольшую порцию риса и смотрели на меня в ожидании, когда я скажу: «Хватит». Я молчал, накладывалась следующая ложка. Всё это делалось с таким видом, будто это последний рис в семье, и им придётся голодать. Даже Катя, увлечённая своим стейком, краем глаза заметила, насколько нехотя мне давали добавку. Но мы люди стойкие, и с внутренней усмешкой я выдержал надсадные потуги заставить меня съесть поменьше. Супчик, кстати, долили с меньшим неудовольствием.

Ужин:
Стейк яка с картофелем фри и овощами – 700
Далбат – 500
Масала (2 кружки) – 200

Что интересно, в этом лодже к ужину подавали горячие полотенца – сразу и очистишь руки от грязи, и согреешь. Но только к ужину.

Вечером наблюдали интересную картину в стиле «зарисовки местной жизни». Несколько яков стояли, поедая траву, разложенную перед ними сиротскими пучками, а шерпа при этом камнями отгонял ещё одного яка, решившего присоединиться к трапезе. Как мы поняли, кормили яков из каравана, а пытался к ним пристроиться местный. Дело в том, что кормили их сеном, принесённым погонщиком с собой. Прогнанный як обиженно мычал, а караванные яки, хоть и продолжали есть, своими мордами выражали опасливое недоумение: «Чего это хозяин камнями кидается, и не попадёт ли и им, так что надо быстрее траву дожёвывать, пока ещё чего не случилось». А поят яков из металлических тазиков, причём в деревнях в воде разводят какую-то тюрю.

Ну вот, наконец-то красивые горы!

Мы шли-шли и, наконец, дошли.

Чудесно!
На снимке, где ты у гомпы, на другом склоне идет дорога из Пхорце в Пангбоче.
Когда мы там шли, бригада молодых непальцев строила дорогу. Их немудреный быт и рвение в работе врезалось в память.

Угу. Я на ней акцентировал внимание в предыдущей части. Там есть снимок, который так и подписан.