Гималаи. XIII. Глянцевые деревни.

03.04.15

Кхумджунг

Кхумджунг и три вершины. Слева направо: Нупла (5885), Тартикха (6186) и Конгде (6086).

Спутниковый снимок маршрута 3 апреля

Спутниковый снимок маршрута 3 апреля.

Карта маршрута 3 апреля

Карта маршрута 3 апреля. Зелёная линия - наш путь налегке. Большой красный кружок - место ночёвок в Намче-Базаре. Маленький красный кружок - место обеда в Намче-Базаре.

Ещё до рассвета в номер потянуло запахом можжевелового дыма – это хозяин лоджа проводил религиозный обряд пуджа, сжигая несколько веточек в специальной чаше на углу дома. Позже мы неоднократно встречались с подобным ритуалом. Собственно им внешняя религиозность шерпов и ограничивалась.

Предрассветный вид из окна

Предрассветный вид из окна.

Нупла и Тартикха на рассвете

Нупла и Тартикха на рассвете.

Сияющая Тартикха

Сияющая Тартикха.

В отличие от участка до Луклы, в Намче-Базаре, да и позже в Тенгбоче большинство туристов ведут ритм жизни по-городскому – ложатся спать не раньше девяти вечера и встают только после семи. В итоге они теряют часы утренней прекрасной погоды. Что касается нас, то мы были грамотно подготовлены – хорошие восковые беруши не мешали нам засыпать, несмотря на шумы в лоджах.

Завтрак:
Тост с яйцами – 400
Овсянка с фруктами – 350
Молоко (1 кружка) – 70
Масала (1 кружка) – 80

Так что, позавтракав первыми из постояльцев, мы вышли в познавательно-акклиматизационную радиалку ещё до семи часов утра. Впервые с утра – заморозок. Но буквально через пятнадцать минут подъёма вышло солнце, пришлось снимать тёплую одежду.

Три вершины

Три вершины.

Катя и горы

Катя и горы.

Если в предыдущий день до самого Намче-Базара мы шли по полноценному лесу, то сегодня тропа тянулась среди кустов можжевельника, деревьев почти не было.

Можжевельник

Можжевельник.

Тропа в пахучих зарослях

Тропа в пахучих зарослях.

За час мы поднялись до посёлка Съянгбоче, в котором от силы было пять домов.

Сотовые вышки в Съянгбоче

Сотовые вышки в Съянгбоче.

Несмотря на малый размер, посёлок этот достаточно известен – именно в нём почти построили аэропорт, который должен был заменить Луклу в качестве основных воздушных ворот. Но с одной стороны воспротивились жители посёлков между Луклой и Намче, лишавшихся в таком случае уже ставшим привычным заработка с туристов, а с другой, заметно выросло бы число заболевших горной болезнью – высота Съянгбоче 3720 метров, и оказаться там сразу, без подготовки, неразумно. В итоге, самолёты туда практически не летают, зато регулярно снуют вертолёты – снизу привозят грузы, в том числе строительные – в Намче раз в неделю образуется рынок стройматериалов. А из Намче выше к горам вертолёты отправляются как с экскурсионными полётами, так и для эвакуации пострадавших/заболевших. Кстати, стоило нам отойти на пару сотен метров от аэродрома, как туда прилетел до боли знакомый «Ми-8».

Взлётно-посадочная полоса Съянгбоче

Взлётно-посадочная полоса Съянгбоче.

Ми-8 в Непале

"Ми-8" в Непале.

За Съянгбоче снова появились деревья, пусть и не сплошняком, а в разреженном парковом варианте. Видимо, крутой склон, по которому мы поднимались от Намче, плохо удерживает влагу, а выше стало положе – вот и растительность сменилась. И перед нами открылись Горы. С высочайших вершин срывало снежные флаги уносящиеся в безоблачное небо. Впервые увидели и Ама Даблам – по нашему мнению, самую красивую из всех гор. Даже в контровом свете её пирамида великолепна.

Три горы

Как оказалось, уже из Съянгбоче мы увидели Эверест, только этого не поняли.

Ама Даблам

Ама Даблам (6814).

Лесок

Лесок.

Две сосны

Две сосны.

Но словно этих красот было мало: неожиданно рядом с нами обнаружилась синяя птица волшебной красоты, размером больше полметра. Увы, запечатлеть её не удалось – она резво убежала в заросли кустов, скрывшись от погони. Вернувшись в Намче, мы узнали, что это был знаменитый гималайский монал, являющийся национальной птицей Непала.

Вскоре, после несложного подъёма мы вышли к большой деревне Кхунде, не похожей ни на что, увиденное нами ранее. Её, как и соседний большего размера Кхумджунг, мы окрестили глянцевыми деревнями. Видно было, что в них вложили немало денег: дома – как и иголочки, идеальные заборы, современные фонари на улицах. Вот не понравились они нам – в них чувствовалась фальшь, картинка для туристов. Было ощущение, что непальцы стыдятся показывать основной массе туристов свои обычные поселения. Нам же по душе было глухое, но настоящее Дакачу, нежели подобное.

Кхунде

Кхунде.

Селеопасный ручей

Ручей на краю посёлка нам не понравился своей потенциальной селеопасностью. И два декоративных желоба, уводящих воду в сторону ничем в случае паводка помочь не смогут.

Катя на входе в Кхунде

Катя у ворот Кхунде.

Ступа на краю посёлка

Ступа на краю посёлка.

Перед Кхунде мы достигли наивысшей точки на сегодняшний день – 3860 метров, что для акклиматизации было вполне достаточно. По плану мы должны были пройти через эту деревню в соседний Кхумджунг, вскоре после которого находится видовая точка Эвереста, и судя по погоде, сегодня-то мы его увидим (т.е., как выяснилось, мы его уже видели, только этого не поняли). Но оказалось, что пройти через деревню – задача не тривиальная. Дорожки меж заборами вились, переплетались, сходясь и разбегаясь на многочисленных перекрёстках – пришлось изрядно покружить. Проходя мимо какого-нибудь лоджа, мы смеялись, что здесь останавливаются туристы, которым так и не удалось найти выход из поселения.

В лабиринте дорожек.

Бычок

Бычок.

Деревенская дорожка

Деревенская дорожка.

Кучки земли

Кучки земли - подготовка к посадкам?

Опасный ручей

Соседний Кхумджунг мы прошли с меньшими сложностями – то ли там запутанность тропинной сети меньше, то ли нам просто повезло.

Под гималайским фонарём

Под гималайским фонарём.

На выходе из посёлка мы встретили первых за сегодняшний день туристов, спускавшихся с видового пригорка. Наш путь лежал навстречу им. Мы поднимаемся по тропке, уже отлично видно стену Лхоцзе, а из-за склона близлежащего Табуче вылетают снежные флаги. С волнением говорю Кате, что это уже дыхание Сагарматхи. И точно, вскоре, сойдя с тропы, и, забурившись сквозь какие-то колючие кусты на невысокую скалу, где я умудрился провалиться в трещину между камнями, мы узрели высочайшую вершину планеты. Её сложно назвать красивой, она не изящна, но величественности у неё не отнять. Возникло стойкое ощущение, что как бы дальше не складывался поход, он был не зря.

Крыша мира

Сагарматха (Эверест, Джомолунгма) высотой 8848 метров. Выше на планете нет ничего. Правее - Лхоцзе (8516) - четвёртая по высоте гора в мире.

Ледник на гребне

Ледник на гребне.

На небе появились невероятно красоты облака – таких мы не видели никогда в жизни, ни до, ни после. Но в среднесрочной перспективе они ничего хорошего не сулили – через пару часов горы скрылись за облачным покровом. Оставалось радоваться, что мы за счёт раннего подъёма успели налюбоваться окружающими видами.

Облака

Облака.

Тенгбоче

За глубокой долиной Дудх Коши Нади на гребне расположился Тенгбоче, знаменитый своим монастырём. На склоне гребня видна тропа, по которой нам подниматься на следующий день. За гребнем - долина Имджа Кхолы, по которой можно добраться как до базового лагеря Эвереста, так и до посёлка Чукунг. После Тенгбоче нам по ней.

Облака

Облака.

Облака над Сагарматхой

Облака над Сагарматхой.

Берёзка

Неожиданно мы обнаружили рядом с видовой скалкой корявую берёзку. Это было очень мило.

Пройдя немного вверх по тропе, мы добрались до всемирно известного отеля “Everest view” с номерами по 200 долларов. Японцы с их короткими отпусками любят останавливаться в нём, так как в номерах создаётся повышенное давление кислорода. Он даже занесён в книгу рекордов Гиннеса как самый высокогорный отель в мире. Видимо, более высоко расположенные лоджи и гостевые дома за отели не считаются.

Вертолёт

Вертолёт.

Хищник

Хищник.

За отелем начался спуск, и там-то мы были поражены до предела толпами, поднимавшимися нам навстречу. Людей, шедших посмотреть на Эверест, было без малого несколько сотен. Как хорошо, что мы пришли до них и кружным путём! Перед нами был наглядный пример, что вставать надо пораньше: облачность стремительно нарастала, солнце скрылось за дымкой, и было совсем неясно, увидят ли вершины самые засони. Нам было абсолютно непонятно, какой смысл ехать в Непал, чтобы вечерами сидеть в ресторане, хлебая пиво, а потом поздно вставать, когда погода начинает портиться. Забавно, что часть групп, шедших посмотреть на горы, сопровождались гидами.

Тропа

Под нами проходит магистральная тропа, уходящая вверх по Дудх Коши Нади. На следующий день мы пошли по ней.

Горная степь

Горная степь.

Толпы

Толпы.

Чешущийся як.

Намче

На пупыре перед нами - управление национального парка Сагарматха и лагерь военизированной охраны. Ближе - музей быта шерпов. Всё это, однако, мы узнали уже по пути назад.

Классический вид на подкову Намче

Классический вид на подкову Намче.

Спустившись в Намче, мы направились в пекарню, побаловать себя выпечкой. Ну, прямо скажем, она там не ахти. То есть, мы конечно всё съели, но у нас в Иркутске выпечка заметно вкуснее и не менее заметно дешевле.

Обед:
Чай (2 кружки)
2 яблочных штруделя
Морковный пирог
Чизкейк
Суммарно – 1850

После обеда купили Кате классную шапку в форме медвежьей головы с ушками всего за 380 рупий. Ещё взяли на обед следующего дня 300 г ячьего сыра за 450 рупий.

Во второй половине дня стал накрапывать дождик, мы вернулись к себе в номер.

Из окна было видно какое-то значительно оживление недалеко от ворот, через которые мы вошли в посёлок накакуне. Улучив момент, когда дождь затих, я сбегал посмотреть, что же там творится. Оказалось, что это местный рынок, работающий раз в неделю. Шерпы активно затаривались продуктами, мылом и прочим то ли для личных нужд, то ли для последующей перепродаже иностранцам, то ли для готовки в ресторанах. Кстати, на картах этот рынок подписан как тибетский: подразумевается, что товары возят через перевал из Китая.

Местный рынок

Местный рынок.

Вид в сторону лоджа Himalayan Sherpa

Вид в сторону лоджа Himalayan Sherpa.

Лодж Himalayan Sherpa

Лодж Himalayan Sherpa.

Вернувшись в лодж, обнаружил, что где-то поцарапал объектив. К счастью, в той части, что ниже поля кадра.

Вечером мы собрали вещи, которые нам не нужны на высокогорной части маршрута, и, сложив их в пакет, оставили хозяевам лоджа, чтобы забрать их на обратном пути. Туда вошли сандалии, кипятильник, футболки (выше мы шли уже в термобелье), суммарно больше двух килограммов получилось. Оставили и монеты, как российские, так и лиры, создававшие немалую тяжесть.

К вечеру лодж заполнился толпой народу, включая кого-то, напоминавших турок. Они, как и шерпы на тропе, слушали музыку на своих телефонах, но уже не на тропе, а в ресторане.

Ужин:
Мятный чай (1 кружка) – 60
Жареная картошка с овощами и мясом – 500 (мясо оказалось замтено хуже вчерашнего стейка – жёстким и с жилами)
Далбат с мясом – 500 (добавляли овощей, риса и супа, мяса же сколько в начале дали – больше уже не будет).

Ночной Намче

Ночной Намче.

Восход луны

Восход луны.

>Слева вдали - пирамида Аракам Тсе (6423), снежные флаги срывает с Чолатсе (6335) и Табуче (6495).
>Сагарматха (Эверест, Джомолунгма) высотой 8848 метров. Выше на планете нет ничего. Правее - Лхоце (8516) - четвёртая по высоте гора в мире.

Михаил, сравни внимательно эти два вида ))

Мдя. Спасибо. Ведь прошли, поглазели на горы - ну красиво, да. А потом, позже: "О, а вот и Эверест с Лхоце!". Прямо как у Стивена Кинга, когда он писал под псевдонимом Ричард Бахман - тиражи были по 10-15 тысяч; а когда раскрылось, кто за ним скрывается, то подскочили до миллиона.

А что ты его в отчет не поместил? Тоже было бы интересно глянуть.

И да, как вам ячий сыр? Вкусный?

А с той стороны, что мы его обходили нормального ракурса не было.

Сыр же понравился - он плотный, пахучий, жирный.

Я помогу с японским отелем. :)
Мы там какао пили, вкусно и недорого. :)

"Вскоре ... мы приехали в большой город Ярославль , не похожей ни на что, увиденное нами ранее. Его, как и соседнюю большего размера Москву, мы окрестили глянцевыми городами. Видно было, что в них вложили немало денег: дома – как и иголочки, идеальные заборы, современные фонари на улицах. Вот не понравились они нам – в них чувствовалась фальшь, картинка для туристов. Было ощущение, что русские стыдятся показывать основной массе туристов свои обычные поселения. Нам же по душе было глухая, но настоящая Шумиха, нежели подобное".

Кто тебе сказал, что непальцы стыдятся Кхумждунга?
Вот Намче-Базар - это, реально, витрина.
А Лукла - та, с ее салунами и прочими няшками, суть таунишко Дикого Запада.
На местный лад, естественно.

Я не думаю, что коренные обитатели Намче стыдятся менее посещаемых мест.
Ну, разве те, что искренне считают, "этот Непал - сраный".

Вот она - Жизнь - перед вами разворачивается. Имейте мужество принять Её такой, какая Она есть. Откройте сердце и душу.

И да снизойдет на вас... , не знаю, что-нибудь очень хорошее, например, Просветление. :)

Так вот теперь-то и не стыдятся Кхумджунга. После того, как из него витрину сделали. А вот Дакачу могут увидеть не только лишь все, мало кто может это сделать.

Кумджунг очень любил Хиллари.
У меня есть фильм, как строили школу и какой был праздник при её открытии.

И - немного не в тему - сколько сил было положено, чтобы восстановить лес на склонах гор...
В общем, обихоженный район.

Кстати, я вовсе не против Дакачу-Шумихи! Мне нравятся "депрессивные" Дакачу-Шумиха-Бараниха-Бримнес-Медвежка-Таре-Торе-... Моховички тоже. :)

Как сказал однажды Купецкий: "Привет, Маша! Там же люди живут!"
Всюду жизнь. :)

А, вообще, пост - шикарный!
По сравнению постами других людей, посвященным этим местам, ты подметил столько нового!

Одна "подготовка к посадке" чего стоит!
Птицы - особая песня Намче-Базара. Впору Намче назвать "птичьим краем".
Ама-Даблам, которая возвышается над деревцами, смотрится очень необычно и мило.

Edited at 2015-06-05 04:35 (UTC)

А интересно, плиточный чай там продаётся?

Неа. Только в пакетиках. Обычного в россыпь тоже не видели.