Октябрь 2017

Разваливающаяся ступа

Халтурно построенная ступа.

Спутниковый снимок маршрута 29 марта

Спутниковый снимок маршрута 29 марта.

Карта маршрута 29 марта

Карта маршрута 29 марта. Зелёная линия - наш путь налегке. Большой красный кружок - место ночёвок и обеда в Джунбеси.

Завтрак:
Жареные яйца – 2 порции по 170
100 г ячьего сыра – 250
Молоко (2 кружки) - 120

Остановившись на день в Джунбеси, мы не стали закладывать какие-то длинные прогулки – просто хотели прогуляться до большого монастыря, основанного в XVIII веке, что в трёх километрах вверх по долине.

Туда мы отправились тропой по правому берегу Джунбеси Кхолы. На окраине посёлка прошли мимо аналога нашего фельдшерского пункта. За ним потянулась одна из самых длинных стен мани, встретившихся нам – больше ста метров. За ней было ещё несколько стен покороче. Вокруг ярко зеленели поля с какими-то злаками. Затем тропа вошла в лес, очень похожий на сибирский (по размеру кустарников, травы, подроста и т.п.). В нём встречались большие (несколько метров) исписанные буквами санскрита замшелые камни – камни мани. Затем тропа пересекла реку по мосту прямо у здания ГЭС, снабжающей электричеством окрестные посёлки и монастыри.

Труба мини-ГЭС

Труба мини-ГЭС.

Ступа за рекой, несмотря на юный возраст (построена в 2010 году), уже в аварийном состоянии – с лицевой стороны отваливается штукатурка, с тыльной так и вообще кирпичи выпали, потому обойти её кругом нельзя (заглавный снимок).

Поднявшись по склону вверх, мы вышли на новую дорогу, построенную в прошлом году. То, что она новая, было видно по свежим незаросшим отвалам земли и по свежим заборам по обеим сторонам.

Катя на дороге

Катя на дороге.

Перед небольшим ручейком дорога раздваивалась, мы пошли по левой, вдоль которой продолжались красные кружки, маркировавшие маршрут. Видели монахов, прокапывающих руками проход для ручейка, чтобы слить лужу, растёкшуюся по дороге – на обратном пути лужа была уже заметно меньше. Вскоре мы поняли, что дорога прошла мимо монастыря и пошла дальше вверх по долине. Скорее всего, кружками промаркирован маршрут на Дудх Кунд, куда нужно брать палатки. Возвращаться назад не хотелось, но от дороги вверх и в обратную сторону отходила тропа, которая, как мы полагали, срежет путь к ушедшей к монастырю дороге. Увы, тропа, продравшись сквозь кусты, вскоре спустилась вниз – видимо это остатки пути до постройки дороги.

Дорога к монастырю, сделав несколько серпантинов, и пройдя мимо вертолётной площадки, закончилась, превратившись в широкую тропу.

На входе – барабаны, крутящиеся от потока воды и звенящие при этом колокольчиками. Каждый оборот – одна произнесённая молитва. Обычно подобные барабаны нужно крутить самостоятельно, а тут – день и ночь автоматика работает.

Молельный барабан, вращаемый водным потоком

Молельный барабан, вращаемый водным потоком.

Вид вверх по долине Джунбеси Кхолы

Вид вверх по долине Джунбеси Кхолы.

Территория монастыря – огромная. Множество небольших домиков, где живут монахи и монахини (монастырь совместный). Также есть небольшой домик с врачом-тибетологом. По словам известной путешественницы vermut, несмотря на обилие препаратов тибетской медицины, собираясь на медитацию в горы, они в основном набирают западных таблеток, потому что ‘it helps better’ («они помогают лучше»).

Домики монахов

Домики монахов.

Флажки над долиной

Флажки над долиной.

Молельные флаги на склоне

Молельные флаги на склоне.

Мы хотели посмотреть местный храм, но нам помешало незнание терминологии. Сталкиваясь до этого почти исключительно с бурятским буддизмом, я почему-то был убеждён, что дацан – это общее название буддийских храмов. Поэтому я начал спрашивать у местных монахов, где же находится дацан. На меня смотрели удивлённо и не могли понять вопрос. К сожалению, я не сообразил переформулировать вопрос, заменив «дацан» на общее «храм», потому мы послонялись по дорожкам и дворам, посмотрели, как сушится зерно во дворе, зашли в небольшое помещение с несколькими сотнями горящих свечей, от которых внутри было очень жарко и закопчены стены. Уже позже мы выяснили, что буддийские храмы в Непале называются гомпами.

Горящие свечи

Горящие свечи.

Мало того, что мы не побывали внутри гомпы, так и территория монастыря производила совсем неблагостное впечатление: по дорожкам слонялись тощие коровы, оставляя следы жизнедеятельности тут и там, а помойку монахи устроили прямо на берегу речки. Ожидали мы совсем иного, так что покинули монастырь с чувством глубокого разочарования. Но впереди же нас ещё ждал знаменитый Тенгбоче. «Уж там-то...»,– думали мы.

Обратно в Джунбеси мы прошли по дороге по левому берегу Джунбеси Кхолы. Видели какой-то жутко грязный покосившийся дом, жители которого напоминали бомжей. Рядом же стоял по местным меркам каменный особняк, и колосились зелёные злаки.

Зелёное поле

Зелёное поле.

В Джунбесси дети собирались в школу (в Непале выходной день – суббота, а воскресенье – рабочий) под звонкий стук палочек маленького барабанщика.

Пообедали в том же лодже, где и ночевали.

Обед:
Грибной суп – 100 (грибы сушёные из пакетика)
Чесночный суп – 100
Овощные момо – 200
Жареная картошка с сыром – 280
Мятный чай (1 л) – 260
Чапати – 120
Яблочное пирожное с заварным кремом – 250 (обалденно вкусное и большое, длиной сантиметров 20)

Затем я прогулялся по дороге вниз – на следующий день нам нужно было идти по тропе, расположенной выше, так что сегодня была единственная возможность пройтись этими местами. Запомнились деревья с поросшими папоротником стволами.

Дерево, поросшее папоротником

Дерево, поросшее папоротником.

Отвод воды в желоб к микро-ГЭС

Отвод воды в желоб к микро-ГЭС.

Улица Джунбеси

Улица Джунбеси.

В Джунбеси имелась почта, продавались открытки. Катя купила одну, подписала своей маме и сбросила в почтовый ящик. Нас, конечно, предупреждали, что почта ходит «очень медленно», но не настолько же. Скорее всего, её просто потеряли или выбросили.

UPD: Открытка пришла в начале июня!

Ужин:
Макароны с сыром и томатной пастой – 300
Картофельное пюре с сыром – 270
Шоколадное яблочное пирожное – 200
Яблочное пирожное с заварным кремом – 250
Лимонный чай – 50
Мятный чай – 40
Молоко – 40
Большой хлеб – 200 (большой хлеб оказался реально огромным – килограммовой булкой серого хлеба, похожего на наш, мы его потом ещё сутки доедали)
Мёд – 300 (купили оставшиеся полбанки, чтоб съесть хоть часть хлеба, доели на следующее утро).

В меню была забавная опечатка: яблочное пирожное с заварным кремом называлось ‘Apple pie with hot custard’, а вот шоколадное было прописано как ‘Chocolate apple piece’. Так как тут, как и почти в большинстве лоджей, я вписывал наш заказ в тетради хозяев самостоятельно, то я честно переписал этот ‘piece’, ожидая, что ж это будет за «кусок» такой. Хозяйка, увидев заказ, переспросила, хочу ли я ‘pie’, я ответил, что нет, я хочу ‘piece’. Она посмотрела недоумённо, пришлось притащить меню. Тут-то и выяснилось, что в меню просто ошибка. Кстати, так называемый шоколадный вариант, заключавшийся в добавленном в тесто какао, нам понравился много меньше, чем с заварным кремом. Жаль, что больше подобной вкуснятины не встретилось.

После заката я пошёл немного побродить в своих любимых сумерках. В Непале они настолько короткие, что долго гулять не пришлось. Зато ненадолго разошлись облака, и моему взору предстала половинка растущей луны, расположенной почти в зените. Срочно позвал Катю. Такого мы не видели никогда в жизни. Вот они, тропики!

Пока что самый холодный день из всех – даже на перевале теплей было. Причём с утра окрестные вершины освещались солнцем, но мы даже не успели его увидеть – облака наползли раньше. Самолётов пролетело всего несколько штук, в основном сновали вертолёты.

Почему-то представлялось, что заселены Гималаи весьма скудно, а вы бродите по горам, где деревня на деревне...

Ну для нас обилие деревень было неожиданностью. Скорее удивляло местоположение и разбросанность по склонам.

К монашкам надо ходить, к монашкам!
Они прилежнее и душевнее!
А мужики... они и в Африке мужики. :)

Сорри за оффтоп, конечно. Но - вдруг не будет возможности обсудить тему? Поэтому - сейчас!
Я, конечно, не знаю, как правильно назвать Junbesi. Но, экстраполируя на это название все остальные, как-то хочется назвать его "Джунбеси". Богаче ассоциативный ряд. (Juneau напоминает, и все такое...)
Впрочем, приму любой вариант.
К тому же, европейцу все равно не воспроизвести названия правильно.
Ама-Даблам на немецких картах обозначается как Амай-Дабланг.
Но полный шедевр - это ледник Гаунара, он же Гюбанаре. Причем, шедевр как природный, так и топонимический.

Подумав, название исправил. Спасибо за замечание.

"Запределья" не хвататет. Хотя, не будь таких мест, с лесами и полями, шишь бы мы поднялись ТУДА.
И...
Кто-то ведь должен поддерживать жизнедеятельность устремившихся "в гибельные выси" пищей, мощеной дорогой, добрым словом, встречать вернувшихся...